Лекция 5. Административно-правовые отношения

 

5.1. Понятие и особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Стороны отношений выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений.

Важно запомнить!

Административно-правовым отношениям свойственны все основные признаки любого правоотношения: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая нормой (т.е. правам одной стороны соответствуют обязанности другой и наоборот). Они характеризуются субъектами, объектом, конкретным содержанием, юридическими фактами.

Субъекты административно-правовых отношений: государственная и муниципальная администрация; организации (предприятия, учреждения); общественные объединения; граждане Российской Федерации; государственные служащие; иностранные граждане и лица без гражданства.

Объект — поведение субъектов административно-правовых отношений.

Юридические факты — обстоятельства (события или действия), обусловливающие возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Действия — результат активного волеизъявления субъекта, обладающего административной правоспособностью и дееспособностью. Они могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия соответствуют требованиям административно-правовых норм, а неправомерные действия нарушают их. Это дисциплинарные и административные правонарушения.

События — явления, независимые от воли людей (чрезвычайные ситуации природного характера и т.п.).

Особенности административно-правовых отношений, отличающие их от других видов правоотношений:

1) права и обязанности сторон связаны с деятельностью государственной администрации;

2) одной из сторон отношений всегда выступает субъект государственной администрации, наделенный государственно-властными полномочиями;

3) разрешение споров между сторонами может осуществляться во внесудебном порядке;

4) как правило, эти правоотношения являются власте-отношениями, где отсутствует равенство сторон;

5) возникают в сфере государственного управления, носят публичный характер;

6) могут возникать вопреки желанию и согласию другой стороны;

7) ответственность стороны административно-правового отношения наступает перед государством в лице органов исполнительной или судебной власти.

Административно-правовые отношения, прежде всего, связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления.

5.2. Виды административных правоотношений

Государственное управление охватывает различные сферы жизнедеятельности, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административно-правовых отношений можно проводить по различным основаниям.

По соотношению прав и обязанностей участников отношений выделяют:

— вертикальные отношения (отношения, в которых один участник подчинен другому);

— горизонтальные отношения (отношения между органами, не подчиненными друг другу).

В зависимости от целей возникновения отношений существуют следующие вида административно-правовых отношений:

— внутренние отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением порядка взаимодействия между ними, распределением прав и обязанностей;

— внешние отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти (например, на граждан, общественные объединения и др.).

По содержанию различают следующие виды административно-правовых отношений:

— материальные, возникающие в сфере государственного управления и регулируемые материальными нормами;

— процессуальные, возникающие в сфере государственного управления при разрешении индивидуальных управленческих дел (споров) и регулирующиеся процессуальными нормами.

По характеру юридических фактов административно-правовые отношения делятся на:

— отношения, порожденные правомерными действиями;

— отношения, порожденные неправомерными действиями.

По сферам деятельности различают административно-правовые отношения, возникающие: в сфере управления экономикой; в социально-культурной сфере; в социально-политической сфере.

По способам защиты можно назвать административно-правовые отношения: защищаемые в судебном порядке; защищаемые в административном порядке.

В зависимости от субъектов административно-правового отношения выделяют отношения между: вышестоящими и нижестоящими органами (например, между ректоратом института и факультетом); различными органами, не подчиненными друг другу; государственными и негосударственными органами; субъектами государственной администрации и гражданами.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»