Лекция 3.Место административного права в правовой системе РФ и юридической науке

 

3.1. Принципы и цели административного права, его связь с другими отраслями права

Нормы административного права регулируют широкий круг общественных отношений, возникающих в социально-политической, социально-культурной, экономической сферах жизнедеятельности государства.

Принципами административного права являются: эффективность; законность; гуманизм; федерализм; взаимная ответственность государства и личности.

Важно запомнить!

Основными целями административного права являются:

1) создание условий для эффективной деятельности административной (исполнительной) власти, исполнения юридическими и физическими лицами их прав и обязанностей, развития экономики и реализации социальных программ;

2) обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности государственной администрации.

 

 

Нормы административного права, будучи регуляторами общественных отношений:

— упорядочивают, закрепляют и охраняют наиболее целесообразные общественные отношения в сфере государственного управления;

— способствуют зарождению и развитию новых общественных отношений;

— определяют правовое положение граждан в сфере управления;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию и взаимоотношения с другими органами государственной власти, общественными объединениями и гражданами;

— регулируют порядок прохождения государственной службы;

— устанавливают формы и методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления;

— определяют способы осуществления законности в государственном управлении;

— регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и экономической сферах, а также в межотраслевом управлении;

— регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права:

— с конституционным правом, которое непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации исполнительной власти;

— финансовым правом, которое регулирует финансовую деятельность государства. А административное право определяет компетенцию финансовых, налоговых органов и регламентирует порядок их организации и деятельности, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов;

— земельным правом, нормы которого регулируют отношения между государством и землепользователями. Административное право совместно с земельным правом регулируют отношения, связанные с предоставлением органами исполнительной власти земельных участков, сдачей в аренду, их изъятием, контролем и надзором за соблюдением земельного законодательства;

— гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений. Нередко в жизни возникают ситуации, когда органы исполнительной власти государственно-властным методом регулируют имущественные отношения (например, по передаче имущества одного хозяйствующего субъекта другому). Бывают ситуации, когда во исполнение нормативных правовых актов органов исполнительной власти физические и юридические лица заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличие у гражданина ордера на жилую площадь;

— трудовым правом. Многие трудовые отношения рабочих и служащих регулируются трудовым правом, например, социальное обеспечение служащих в старости, в случае болезни, инвалидности, а также вопросы, связанные с охраной труда служащих и др. А нормами административного права регулируются служебные обязанности и права государственных служащих, прохождение ими государственной службы. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом;

— уголовным правом, нормы которого устанавливают, какие деяния являются преступлениями. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями. Границы между административным и уголовным правом подвижны, так как при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к административным правонарушениям, могут перерастать в преступления и наоборот;

— уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом, регулирующими порядок осуществления правосудия. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел об административных правонарушениях руководствуются административно-процессуальными нормами.

Таким образом, место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений, его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.

3.2. Административное право как отрасль юридической науки

Наука административного права изучает, анализирует, систематизирует административно-правовые нормы, выявляет их роль. Итоги научных исследований отражаются в научных выводах, рекомендациях, предложениях.

Наука административного права — важнейшая отрасль правоведения. Ее предмет — общественные отношения, возникающие при организации и деятельности органов исполнительной власти, и система административно-правовых норм, регулирующих этот вопрос.

Функции науки административного права;

— теоретическая функция, которая направлена на развитие юридической науки, общей теории социального управления;

— прикладная, которая выражается в подготовке рекомендаций, предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности органов исполнительной власти, различных учебников, монографий, необходимых для изучения административно-правовых явлений и пропаганды юридических знаний;

— воспитательная. Она призвана способствовать подготовке граждан, служащих с целью понимания ими необходимости государственного регулирования социальных процессов, нетерпимости ими нарушений административно-правовых норм.

Административно-правовая наука тесно связана с другими отраслями юридической науки. Она активно использует положения общей теории государства и права, конституционного права и в свою очередь обогащает их своими научными достижениями. Административно-правовые исследования способствуют развитию наук финансового, экологического, муниципального права.

Исторический экскурс

В развитии этой науки можно выделить три этапа: дореволюционный, советский и современный.

В конце XIX в. сформировалась отдельная отрасль правовой науки, именуемая полицейским правом. Ученые-полицеисты (И. Андриевский, В. Гессен, В. Дюрижинский, А. Елистратов и др.) большое внимание уделяли организации государственной администрации в условиях монархии, охране общественного порядка.

В первые годы советской власти появились работы В. Ковалевского, А Елистратова и др., в которых ученые пытались объяснить советскую действительность с позиций административного права.

Середина XX в. — время проведения большого числа административно-правовых исследований и публикаций. Работы С. С, Студеникина, Ц. А. Ямпольской и других советских административистов второго поколения заложили основы науки советского административного права. Развитие этих основ плодотворно продолжили Ю. М. Козлов, А. П. Коренев, И. И. Веремеенко, Л. Л. Попов, А. П. Шергин, Н. Г. Салищева, М. С. Студеникина, Ф. С. Разаренов, Ю. А. Тихомиров, Ю. Н. Хаманева и др.

Третий этап развития науки административного права начался с проведения в России политических и экономических реформ, распада СССР, принятия новой Конституции РФ. Развитие в стране демократии, частной собственности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью потребовали внесения существенных коррективов в науку административного права. Роль органов государственной власти значительно изменилась в связи с появлением частных организаций, уменьшением вмешательства государственной администрации в деятельность государственных организаций, возникновением муниципальных образований. Административно-правовые исследования в современных условиях продолжили такие ученые как Ю. Н. Старилов, В. М, Манохин, Б. В. Российский, И. Ш. Килясханов, А. Б. Агапов, А. С. Дугенеп и др.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»