Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 5

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сформулируйте понятие и особенности административно-правовых отношений.

2. Раскройте критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

3. Назовите субъекты административно-правовых отношений.

4. Какова структура административно-правовых отношений? Охарактеризуйте основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

5. Приведите юридические факты в административном праве.

6. Раскрывая особенности административно-правовых отношений, отмечено, что одной из сторон данных отношений всегда выступает орган исполнительной власти или его должностное лицо; они всегда возникают по инициативе субъекта исполнительной власти; носят вертикальный характер. Правильно ли это?

7. В семье писателя Иванова дочери Марине исполнилось 18 лет. У сына Иванова родился сын, его решили назвать Артемом. Приятельница Иванова была принята на работу в МВД России. Через месяц он развелся с женой. Дайте характеристику приведенным юридическим фактам и возникающим на их основе административно-правовым отношениям.

8. Гражданин обратился в суд с жалобой на своих соседей, которые в ночное время делали ремонт квартиры. Свое решение об обращении в суд он мотивировал судье наличием Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ). В нем установлено, что суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений. Судья отказалась принять жалобу ввиду того, что соседи гражданина не являются должностными лицами и в таком качестве не ущемляли его права и свободы. Тогда гражданин обратился в прокуратуру с жалобой на судью, которая тоже, по его мнению, нарушила его права.

Проанализируйте данные общественные отношения.

9.   Приведите не менее трех примеров отношений, урегулированных нормами административного права, с вашим участием, с участием ваших знакомых либо прочитанных вами в периодической печати и т.д.

10. Проезжая в автобусе, инвалид войны потребовал, чтобы ему освободил место, предназначенное для инвалидов, занимающий это место другой инвалид. Аргументировал он свое требование тем обстоятельством, что сидящий пассажир не был участником войны, а потерял здоровье на производстве, Однако инвалид труда отказался выполнить это требование и попросил уступить место инвалиду войны молодого человека, сидящего сзади. Дайте оценку возникших общественных отношений.

11.Административно-правовые отношения классифицируются по различным основаниям, подразделяя их, в частности, на:

а) внешние (внесистемные) и внутренние (внутриорганизационные);

б) субординационные и координационные;

в) вертикальные и горизонтальные

г) порождаемые правомерными юридическими фактами и порождаемые неправомерными юридическими фактами.

Приведите по два примера административно-правовых отношений каждого вида.

12. Президент РФ совершил следующие действия:

а) назначил с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ:

б) по предложению Председателя Правительства РФ назначил на должность федеральных министров и заместителей Председателя Правительства РФ;

в) утвердил структуру федеральных органов исполнительной власти;

г) подписал международный договор об экономическом сотрудничестве с Президентом Азербайджана;

д) назначил полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах;

е) назначил дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Какие из указанных действий являются основанием для возникновения отношений, входящих в предмет административного права? Ответ обоснуйте.

13. Дайте характеристику по всем известным вам основаниям классификации следующим правовых отношениям:

а) инспектор ГИБДД назначил штраф гражданину;

б) прокурор дал дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

в) уполномоченное должностное лицо управления М ВД России по субъекту РФ приняло решение о выдаче лицензии на занятие частной охранной деятельностью;

г) ФТС России выделила денежные средства на оказание материальной помощи ветеранам таможенной службы;

д) начальник территориального органа внутренних дел уволил сотрудника полиции из органов внутренних дел по состоянию здоровья.

Какие из этих отношений являются административно-правовыми?

Деловая игра

Целью проведения ролевой игры является практическое закрепление полученных студентами знаний по главе «Понятие и виды административно-правовых отношений». Необходимо проверить понимание студентами сущности, структуры и видов административно-правовых отношений.

По сценарию игры студенты разбиваются на группы (по 2—3 человека), и им необходимо смоделировать определенные виды административных правоотношений, классификация которых была дана на лекции (внутриорганизационных, внешних, возникающих в социальной сфере, порожденных неправомерными действиями лиц, защищаемых в судебном порядке и т.п.).

Например, необходимо выявить элементы структуры административного правоотношения внутриорганизационного характера в сфере государственной службы.  Государственный гражданский служащий без уважительных причин покидает рабочее место, нарушает сроки подготовки документов. Его вызывает на прием руководитель отдела, в котором работает служащий, и после выяснения обстоятельств дела издает приказ об объявлении служащему выговора.

Студентам необходимо указать элементы структуры (состава) данного административного правоотношения. Студенты распределяет между собой роли   участников правоотношения и разыгрывают (моделируют) конкретное административное правоотношение, после чего дают ответ на задание.

В приведенном примере можно выделить следующие структурные элементы:

— субъекты правоотношения, т.е. его участники — руководитель с одной стороны, госслужащий — с другой;

— объектом является круг охраняемых административным правом государственно-служебных отношений в сфере государственной службы;

— непосредственным объектом — установленный режим государственной службы;

— содержание — фактическая сторона (поведение субъектов при беседе, т.е. госслужащего с руководителем);

— юридическая сторона (субъективные права и обязанности — права руководителя по наложению дисциплинарного взыскания государственному служащему, не выполнившему свои должностные обязанности).

Юридическим фактом возникновения рассматриваемого правового отношения, выступили неправомерные действия государственного служащего.

Юридическим фактом, прекратившим данное правоотношение, выступил приказ руководителя.

Также студентам предлагается смоделировать отношения, возникающие по поводу регистрации общественного объединения органом юстиции, обращения неуплаченного административного штрафа на имущество должника. Студенты самостоятельно могут сымитировать и другие виды административно-правовых отношений, возникающих в конкретных жизненных ситуациях.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»