Лекция 7. Органы исполнительной власти как субъекты административного права

 

7.1. Полномочия Президента РФ в сфере государственного управления

В ст. 80 Конституции РФ определено, что Президент РФ является главой государства. Он не входит ни в одну из ветвей власти, но он взаимодействует с каждой из них. Его полномочия в сфере исполнительной власти можно разделить на три группы: по формированию органов исполнительной власти; по определению основных направлений деятельности органов исполнительной власти; по обеспечению законности в деятельности органов исполнительной власти.

По формированию органов исполнительной власти Президент РФ имеет следующие полномочия: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности его заместителей, федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства РФ; может председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; руководит деятельностью силовых и правоохранительных органов; утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти; назначает на должность и освобождает от нее высшее командование Вооруженных Сил РФ (далее - ВС РФ).

В целях определения основных направлений деятельности органов исполнительной власти Президент РФ: обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях; является Верховным Главнокомандующим ВС РФ и др.

В целях обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти Президент РФ: может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам; вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам до решения этого вопроса соответствующим судом; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении его от должности; назначает судей других федеральных судов и др.

7.2. Понятие и виды органов исполнительной власти: характеристика их деятельности

Органы исполнительной власти РФ — это органы государственной власти, осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность на основании и во исполнение законов, которая направлена на реализацию задач и функций государства.

Проблемы терминологии

Необходимо сказать, что определение понятий «исполнительная власть», «субъекты исполнительной власти* и «орган исполнительной власти» в законодательстве отсутствуют. Имеются лишь указания на существование в Российской Федерации исполнительной власти как самостоятельной ветви государственной власти, единой системы органов исполнительной власти, указаны принципы организации и деятельности конкретных органов исполнительной власти, их задачи, функции, полномочия (Правительства РФ, органов полиции, ФСБ, органов исполнительной власти субъектов РФ и др.).

Рассматривая деятельность органов исполнительной власти, необходимо назвать их характерные признаки:

1) органы исполнительной власти представляют собой отдельную ветвь органов государственной власти;

2) они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

3) они обладают государственно-властными полномочиями (могут издавать юридически обязательные правовые акты, осуществлять надзор и контроль за выполнением правовых предписаний в сфере государственного управления, выдавать различные разрешения, лицензии, совершать регистрационные действия и т.п.). Эти полномочия можно использовать только в целях реализации возложенных на органы исполнительной власти задач и функций;

4) им свойствен подзаконный характер деятельности;

5) они действуют как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ, образуя единую систему государственной администрации;

6) они представляют собой определенный коллектив людей (государственных служащих);

7) они имеют внутреннюю организационную структуру, т.е. состоят из структурных подразделений (управлений, департаментов, отделов и т.п.);

8) они наделены оперативной самостоятельностью, т.е. имеют определенный территориальный или предметный масштаб своей деятельности;

9) нижестоящие органы подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Мнение специалиста

Ю. М. Козлов подчеркивает, что «органы исполнительной власти — основной субъект реализации данной ветви государственной власти. Без него невозможно практическое осуществление государственно-управленческой деятельности, возникновение административно-правовых отношений»[1].

Принципами организации и деятельности органов исполнительной власти являются: федерализм; законность; учет особенностей объектов государственно-управленческой деятельности; сочетание коллегиальности и единоначалия; ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за принимаемые решения, действия (бездействие); гласность.

По территориальному масштабу деятельности различают федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

По характеру компетенции выделяют:

— органы исполнительной власти общей компетенции, имеющие полномочия во всех сферах государственного управления (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов РФ);

— органы исполнительной власти отраслевой компетенции, имеющие полномочия в установленной сфере деятельности (в области внутренних дел, обороны, иностранных дел). Это федеральные министерства (МВД России, МИД России, Минобороны России), федеральные агентства (Роскосмос и др.);

— органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, имеющие полномочия по отнесенным к их ведению специальным вопросам, касающимся всех или нескольких областей государственного управления (охрана окружающей среды, статистика, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и др.). К этим органам можно отнести федеральные службы (например, по надзору в сфере природопользования, финансово-бюджетного надзора и др.) и федеральные министерства (МЧС России).

По порядку разрешения подведомственных вопросов можно выделить: единоначалъные органы, в которых руководитель наделен полномочиями решать основные вопросы (федеральные министерства); коллегиальные органы, в которых основные вопросы компетенции решаются большинством членов (Правительство РФ, правительства субъектов РФ, федераль- i ные службы и агентства).

Созданы следующие организационно-правовые формы органов исполнительной власти:

— на федеральном уровне: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства;

— на региональном уровне: правительства, министерства, службы, агентства, комитеты, управления, мэрии, администрации и др.

7.3. Итоги административной реформы

В последние годы в нашей стране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни. Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Эффективная государственная власть необходима для решения неотложных социально-экономических проблем, для повышения уровня и качества жизни населения.

В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.

Необходимо отметить, что проведение административной реформы, осуществляется в соответствии с Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006—2010 годах[2]. Целями реформы являлись: повышение качества и доступности государственных услуг; ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Задачами реформы были определены следующие: внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

В Концепции предложены конкретные направления ее осуществления, а также основные мероприятия, которые необходимо провести в течение каждого года ее действия.

Ответственными за реализацию административной реформы были назначены Правительственная комиссия по проведению административной реформы[3], комиссии по проведению административной реформы, создаваемые в субъектах РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

С. Е. Нарышкин отмечает, что «реформирование управления — это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций — не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости "потери" важных и необходимых обществу функций»[4].

Органы исполнительной власти, как аппарат государственного управления являются наиболее динамичной частью органов государственной власти, так как им приходится гибко реагировать на происходящие изменения в различных сферах общественной жизни. За годы перестроек в нашей стране они претерпели различные реорганизации. Шел поиск соотношения отраслевых, функциональных и территориальных принципов управления. Каждый год с начала проведения рыночных реформ регулярно изменялась один или два раза система и структура федеральных органов исполнительной власти. В период с 1992 по 2005 г. она менялась около 100 раз[5].

 

  

Вопросы практики

До марта 2004 г. любой федеральный орган исполнительной власти мог осуществлять не только регулятивные, но и контрольные, надзорные функции, а также функции оказания государственных услуг.

В ходе осуществления административной реформы была осуществлена типизация государственных функций и разделение их между разными видами федеральных органов исполнительной власти. Появились федеральные министерства, основной целью деятельности которых являются определение государственной политики в порученной им сфере деятельности и нормотворчество; федеральные службы, основной функцией которых являются государственный контроль и надзор; федеральные агентства, призванные организовать оказание государственных услуг и управление государственным имуществом.

В результате реформы наряду с сокращением числа федеральных органов исполнительной власти произошло перераспределение полномочий между ними, упразднена часть дублирующих и избыточных функций этих органов власти.

Однако, просуществовав чуть более трех лет, в сентябре 2007 г. система федеральных органов исполнительной власти претерпела изменения. В нее вновь вернулись государственные комитеты[6], на которые были возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе. Таким образом, они могли осуществлять все функций, присущие и федеральным министерствам, и федеральным службам, и федеральным агентствам. Исключение составляли лишь специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности, которые осуществляются

7.4. Состав, порядок формирования, деятельности и полномочия

Правительства РФ

Согласно ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ — высший исполнительный орган государственной власти РФ. Оно состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о его кандидатуре вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения этой кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности его заместителей, федеральных министров, а также определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ они могут быть отменены Президентом РФ.

Перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия. Оно может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.

Установлено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ в своем постановлении, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. После этого шага Государственной Думы Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы.

В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства РФ также может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если она в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до формирования нового Правительства РФ.

Работа Правительства РФ осуществляется в форме проведения его заседаний, в которых участвуют заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Заседания должны проводиться не реже одного раза в месяц. На них могут приглашаться представители палат Федерального Собрания, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица.

Правительство РФ может рассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Материалы этих заседаний и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ. Правительство РФ информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

— принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

— устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

— устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

— принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

— рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

— рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;

— рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

— рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

— принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— образуется Президиум Правительства РФ;

— утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

— устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

— утверждается Регламент Правительства РФ;

— утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной власти. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях его Президиума.

Важно запомнить!

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ обладает широким кругом полномочий. Оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Полномочия Правительства РФ в административно-политической, экономической и социальной сферах раскроем при освещении вопросов государственного управления в данных сферах.

7.5. Федеральные органы исполнительной власти

Указом Президент РФ 15 мая 2018 г. № 215 была утверждена новая структура и система федеральных органов исполнительной власти.

К этим органам относятся: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Установлено, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, которое:

— осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

— осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный крут лиц;

— не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ;

— осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся      в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;    

— осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов.

Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

 Деятельностью пяти министерств руководит Президент РФ (МВД России, МЧС России, Минобороны России, Минюст России, МИД России). Руководство остальными федеральными министерствами осуществляет Правительство РФ. К ним относятся министерства: здравоохранения; труда и социальной защиты; культуры; образования и науки; природных ресурсов и экологии; промышленности и торговли; энергетики; спорта; сельского хозяйства; транспорта; финансов; экономического развития; связи и массовых коммуникаций; по развитию Дальнего Востока; по делам Северного Кавказа; .

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, которое;

— осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности;

— в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Под функциями по контролю и надзору понимаются: а) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения; б) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; в) регистрация актов, документов, прав, объектов, принятие правоприменительных актов.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Деятельностью федеральных служб может руководить Президент РФ или Правительство РФ, а также они могут находиться в ведении федеральных министерств.

Президент РФ руководит деятельностью Государственной фельдъегерской службы, Службы внешней разведки; Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны,  Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Правительство РФ руководит деятельностью следующих федеральных служб: антимонопольной; государственной статистики;  по экологическому, технологическому и атомному надзору;  по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Есть федеральные службы, подведомственные федеральным министерствам. Например, Министерству финансов РФ подведомственны: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство (Федеральная служба).

Федеральное агентство, являясь федеральным органом исполнительной власти:

— осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору;

— в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Оно может иметь статус коллегиального органа.

Президент РФ руководит деятельностью двух агентств (Главного управления специальных программ (ГУСП), Управления делами Президента РФ).

7.6. Органы исполнительной власти субъектов РФ

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» система органов исполнительной власти субъектов РФ, полномочия и порядок их деятельности устанавливается ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и законодательством РФ.

Важно запомнить!

Деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: государственная и территориальная целостность РФ; распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; самостоятельное осуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим органом исполнительной власти. Структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительного власти субъекта) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Кандидаты на эту должность выдвигаются политическими партиями. Законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на указанную должность, а также с кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего органа исполнительной власти субъекта) избирается депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ. Это лицо не может быть одновременно депутатом законодательного органа субъекта, представительного органа местного самоуправления, замещать иные государственные должности, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Эта должность имеет такие наименования: глава, мэр, губернатор и др.

Высшее должностное лицо субъекта РФ обладает широкими полномочиями: представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ; подписывает и обнародует законы субъектов РФ либо отклоняет их; формирует высший орган исполнительный власти субъекта РФ и принимает решение об его отставке; представляет в законодательный (представительный) орган субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого конституцией (уставом) субъекта РФ; вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта с правом совещательного голоса; осуществляет иные полномочия,

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения.

Высший орган исполнительный власти субъекта РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ и законодательства РФ на территории субъекта. Его наименование, структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Он обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и его финансирование осуществляется за счет средств бюджета субъекта, предусмотренных отдельной статьей.

Высший орган исполнительный власти субъекта РФ:

— разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии;

— разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ его социально-экономического развития;

— обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития субъекта РФ для законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

— формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

— управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;

— вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если они противоречат Конституции РФ и законодательству РФ, а также вправе обратиться в суд; осуществляет иные полномочия.

Высший орган исполнительный власти субъекта осуществляют свои полномочия самостоятельно. Президент РФ вправе приостановить действие актов высшего должностного лица и органов исполнительной власти субъекта РФ в случае их противоречия Конституции и законодательству РФ до решения этого вопроса соответствующим судом.

Должностные лица органов исполнительной власти субъекта несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.


 


 

 

[1] См.: Козлов Ю. М. Административное право. С. 75.

[2] Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

 

[3] См.: постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы».

[4] См.: Административная реформа в России : научно-практическое пособие / под ред.С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. М, 2006. С. 10.

[5] См.: Там же. С. 6.

[6] См.: Указ Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»