Лекция 2. Административное право — отрасль российского права

 

2.1. Понятие и предмет административного права

Административное право — самостоятельная отрасль российского права. Известно, что отрасли права отличаются друг от друга прежде всего предметом регулирования (общественными отношениями, которые они регулируют), методами правового регулирования, субъектами отрасли права, по источникам правовых норм.

Предметом административного права выступает совокупность общественных отношений, возникающих:

1) при нормировании и деятельности государственной администрации. В России наряду с государственной администрацией существует муниципальная и частная администрация;

2) при применении любым уполномоченным на то субъектом мер административного принуждения;

3)  при рассмотрении в административном порядке жалоб граждан.

Предмет административного права можно условно разделить на две

группы общественных отношений:

1) внутри аппаратные (внутриорганизационные) отношения, которые возникают по поводу прохождения государственной службы, формирования органов исполнительной работы, осуществления форм и методов их деятельности;

2) взаимоотношения государственной администрации с физическими и юридическими лицами.

 

Научная дискуссия

Выдающийся административист Ю. М. Козлов писал, что применительно к административному праву вопрос о предмете правового регулирования относится к числу наиболее дискуссионных. Сегодня эти слова очень актуальны ввиду изменения государственного строя в России.

В последние годы многие известные ученые-административисты высказывают свое мнение по содержанию предмета административного права. Так, П. И. Кононов включает в предмет административного права помимо государственно-управленческих отношений и отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами и (или) организациями в процессе их публичного общения и взаимодействия без непосредственного участия в них субъектов публичной власти, но находящиеся под контролем (надзором) последних. С ним не согласен С. С. Купреев, который указывает, что многие видные административисты, например С. С. Студеникин, Ю. М. Козлов и др., обосновали положение о том, что во всяком административно-правовом отношении одной из сторон этого отношения будет орган исполнительной власти (его должностное лицо). Административно-правовое отношение не может возникнуть между двумя гражданами. Но во всех случаях орган государственного управления (его должностное лицо) выступает в пределах своей компетенции от имени государства.

Вместе с тем попытка отнесения к предмету административного права общественных отношений, возникающих между физическими лицами и (или) организациями без непосредственного участия в них субъектов публичной власти, встречается в административно-правовой литературе далеко не впервые. В свое время такую позицию отстаивал Г. И. Петров[1].

 

Исходя из изложенного можно определить/административное право как отрасль российской правовой системы, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при формировании и функционировании государственной администрации, а также отношения, возникающие при применении любыми уполномоченными правом субъектами мер административно-правового ч   принуждения, при рассмотрении во внесудебном порядке жалоб граждан.

Можно дать более общее определение административного права как отрасли российской правовой системы, которая представляет собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

 Административное право можно определить и как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности (правосудия, законотворчества и др.).

 

Административное право является, во-первых, одной из отраслей публичного права; во-вторых, совокупностью правовых норм; в-третьих, обладает внутренней согласованностью, т.е. состоит из определенных институтов; в-четвертых, имеет обособленный предмет регулирования — управленческие отношения; в-пятых, имеет свой метод правового регулирования; в-шестых, имеет внешнее выражение, т.е. находит закрепление в определенных нормативных правовых актах.

Зарубежный опыт

Франция считается родиной административного права. Более раннему формированию административно-правовой системы в этом государстве способствовала концепция, согласно которой органы управления должны быть отделены от судов, к которым французская буржуазия не питала доверия.

Административное право стран континентальной системы представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность органов государственного управления, их взаимоотношения, внутреннюю структуру и правовой статус, а также отношения между административными учреждениями и гражданами.

В англосаксонских странах административное право выделилось в отдельную отрасль права позднее. В этих странах административно-правовое регулирование, главным образом, направлено на закрепление гарантий прав физических лиц против произвола административных органов. Так, административистика Великобритании исходит из того, что административное право не регламентирует организацию деятельности и структуру государственной администрации, зато детально регулирует практически все аспекты отношений физических и юридических лиц и органов управления. Это отличительная особенность континентального и англо-саксонского административного права.

2.2. Метод административного права

Метод административного права — определенная совокупность правовых средств или способов для достижения целей государственного управления, т.е. для урегулирования общественных отношений в сфере деятельности государственной администрации.

Любая отрасль права использует следующие юридические возможности регулирующего воздействия на общественные отношения:

— дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

— запрет — прямая юридическая обязанность адресатов воздержаться от совершения определенных юридически значимых действий в условиях, предусмотренных данной нормой;

— предписание — возложение нормой права прямой юридической обязанности совершать то или иное юридически значимое действие в условиях, предусмотренных данной нормой.

Различия между отраслями права можно провести по удельному весу использования того или иного метода. Административное право использует все методы правового регулирования. Однако администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридическое неравенство участников управленческих отношений, их прав и обязанностей. Этим отличается административно-правовой метод регулирования от гражданско-правового.

Мнение специалиста

Ю. М. Козлов правильно отмечал, что «наличие односторонних юридически обязательных предписаний не сводит административно-правовое регулирование к принуждению второй стороны управленческих отношений. Принуждение является крайней мерой юридического воздействия на регулируемые общественные отношения и поведение его участников»[2]. Оно используется только при нарушении правовых норм, за несоблюдение которых предусматривается ответственность. Таким образом, соблюдение односторонних властных предписаний не тоэкдественно принуждению.

2.3. Система административного права

Система административного права включает обгцую и особенную части.

 

Важно запомнить!

Нормы общей части действуют во всех сферах государственного управления и включают общие для государственной администрации регулятивные и охранительные нормы. Нормы особенной части действуют только в отдельных отраслях государственного управления и состоят из специальных регулятивных и охранительных норм.

 

Каждая из частей состоит из нескольких правовых институтов. Общая часть включает следующие основные институты административного права, регулирующие: принципы государственного управления; административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права); административно-правовой статус органов исполнительной власти (элементов государственной администрации); государственную службу РФ; формы и методы государственного управления; административную ответственность; административный процесс; обеспечение законности в сфере государственного управления.

В особенной части можно выделить четыре института административного права, которые регулируют: 1) государственное управление в экономической сфере; 2) государственное управление в социально-культурной сфере; 3) государственное управление в административно-политической сфере; 4) межотраслевое управление.



 

 

[1] См.: Купреев С. С. К дискуссии о предмете современного административного права // Административное право и пропесс. 2012. № 4. С, 22—25.

 

[2] См.: Козлов Ю. М. Административное право. С. 33

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»