| ||||||
|
| |||||
Лекция 11. Ответственность по административному праву
11.1. Понятие и сущность административной ответственности Административная ответственность является одним из способов правовой охраны общественных отношений в сфере государственного управления. Ей присущи все общие признаки юридической ответственности: 1) является средством охраны правопорядка; 2) предполагает государственное принуждение; 3) обращена на нарушителей административно-правовых норм; 4) влечет негативные последствия для нарушителя в форме лишений личного, организационного или имущественного характера; 5) реализуется в строго установленном процессуальном порядке. К отличительным особенностям административной ответственности относятся следующие: 1) основанием применения является административное правонарушение. Оно представляет собой противоправное деяние в сфере государственного управления, например, нарушения различных правил, ГОСТов, стандартов и пр.; 2) субъектами являются физические и юридические лица. В возникающих правоотношениях всегда участвуют субъекты публичной власти — органы исполнительной власти и их должностные лица; 3) состоит в применении к виновным особого рода санкций — административных наказаний. Их виды установлены в ст. 3.2 КоАП РФ;
4) применяется к нарушителям, которые не подчиняются субъектам административной юрисдикции; 5) применение осуществляется в порядке, установленном в КоАП РФ; 6) имеет свою обособленную нормативную правовую базу (КоАП РФ и законы субъектов РФ об административной ответственности); 7) в основном применяется за совершение правонарушений в сфере общегосударственных, а не частноправовых интересов. В последние годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями повышается. Это происходит путем установление административной ответственности за действия, которые ранее не считались административными правонарушениями, например, за нарушения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Привлечение к административной ответственности может осуществляться в судебном и внесудебном (административном) порядке. КоАП РФ устанавливает подведомственность дел об административных правонарушениях судьям (мировым судьям), органам исполнительной власти (их должностным лицам) в гл. 23. Принципы административной ответственности: законности; индивидуализации ответственности; ответственности субъекта лишь за свои правонарушения; ответственность лишь за виновные деяния; справедливости; гуманизма; своевременности. Важно запомнить! Цели административной ответственности: 1) защита правопорядка; 2) воспитание граждан в духе уважения закона; 3) восстановление социальной справедливости; 4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности: штрафная (карательная); воспитательная; компенсационная. 11.2. Административное правонарушение: юридический состав Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Из определения административного правонарушения вытекают следующие его признаки: 1) это прежде всего противоправное деяние т.е. действие или бездействие физического или юридического лица, которое противоречит нормам административного права. Противоправным признается только то деяние, которое запрещено соответствующей нормой Особенной части КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях; 2) это виновное деяние. Вина имеет формы умысла и неосторожности. КоАП РФ в ст. 2.2 дает их юридические характеристики; 3) это наказуемое деяние. КоАП РФ устанавливает, что административной ответственности подлежит: а) лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет; б) должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; в) юридическое лицо, которое признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выделены три основания для освобождения от ответственности: при совершении административного правонарушения в состоянии крайней необходимости или в состоянии невменяемости, а также при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9). Однако законодателем не определены критерии его оценки, что затрудняет на практике применение этой нормы; 4) это общественно опасное деяние. Данный признак не получил четко выраженной юридической определенности, как это сделано в отношении преступления в ст. 14 УК РФ. Действительно в ст. 2.1 КоАП РФ нет упоминания об общественной опасности административного правонарушения. Однако его вредоносность лежит в основе общественной опасности, вынуждающей органы государственной власти применять меры административного наказания в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Вопросы практики КоАП РФ предусматривает различные варианты закрепления признаков административных правонарушений: простой, описательный, отсылочный, бланкетный. Первые два варианта не вызывают затруднений у правоприменителей. Отсылочная диспозиция нормы не содержит всех признаков данного вида правонарушения, отсылая правоприменителя к другим статьям КоАП РФ. Например, ст. 6.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ. Наибольшую сложность применения вызывает бланкетный вариант закрепления признаков административного правонарушения — наиболее распространенный в КоАП РФ. В бланкетной норме содержится указание на «невыполнение», или «нарушение» правил, требований, прав и т.п., влекущее административную ответственность. Правоприменителю для определения признаков правонарушения необходимо обратиться к тексту другого нормативного правового акта, который устанавливает данные правила, требования, права и т.п. Совокупность юридических элементов, составляющих внутреннюю структуру административного правонарушения, именуется его составом. К ним относятся: объект; субъект; объективная и субъективная стороны правонарушения. Объектом правонарушения являются те общественные нарушения, на которые посягает нарушитель. В особенной части КоАП РФ выделяются родовые объекты административных правонарушений, представляющие собой однородные общественные отношения, на которые посягает нарушитель (права граждан, собственность и т.д.). Далее выделяются видовые объекты правонарушения. Объективная сторона правонарушения характеризует само противоправное деяние. Это прежде всего его характер (действие либо бездействие) и условия, в которых оно совершается. Действия являются наиболее распространенным вариантом правонарушения (нарушение тех или иных правил). А бездействие выражается в уклонении от совершения предписанных действий (например, неполучение лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов). Субъективная сторона правонарушения выражает отношение лица к совершенному деянию, т.е. вину в форме умысла и неосторожности. Определение формы вины дано в ст. 2.2 КоАП РФ. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Неосторожная вина проявляется в двух формах: легкомыслия и небрежности. Легкомыслие заключается в том, что лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно надеется их предотвратить. А небрежность состоит в предвидении возможности противоправных последствий, которые лицо должно и могло предвидеть. В Особенной части Кодекса форма вины чаще всего не обозначается. В редких случаях форма вины указывается в текстах статей КоАП РФ. Например, ст. 9.10, 21.7. Умышленное причинение вреда является основанием для наложения на виновного более строго наказания. По сравнению с правонарушением, совершенным умышленно, административное правонарушение, совершенное по неосторожности, является менее опасным. Субъект правонарушения — это тот, кто может его совершить и понести административную ответственность. К субъектам административных правонарушений законодатель отнес физических и юридических лиц. К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, должностные лица, лица, которые за совершение административных правонарушений, несут административную ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения государственной службы в определенных органах, в случаях, установленных КоАП РФ, — на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.)- К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа. Установлено, что административной ответственности подлежит вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. КоАП РФ устанавливает, что административной ответствеиности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. КоАП РФ относит к должностному лицу любого государственного и негосударственного служащего, индивидуального предпринимателя. КоАП РФ содержит большое количество статей, которыми предусматривается ответственность должностных лиц в случае совершения ими административного правонарушения. Они несут ответственность только за виновные действия — за неисполнение либо ненадлежащее исполнением своих служебных обязанностей. КоАП РФ предусматривает более суровые наказания для должностных лиц по сравнению с гражданами, не наделенными таким статусом (ст. 3,5, 3.11 и др.). Существенными отличиями правового регулирования административной ответственности должностных лиц от административной ответственности граждан является то, что она возникает в сфере трудовых, служебных обязанностей. Юридические лица как субъекты административных правонарушений в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. не указывались. Хотя они признавались таковыми, начиная с 1991 г., различными отраслями законодательства (антимонопольного, налогового, таможенного, природоохранного и др.). Установление административной ответственности юридических лиц является одной из основных новелл КоАП РФ. К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, совершаемые в процессе их экономической или управленческой деятельности. Это административные правонарушения: в области охраны собственности; охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; посягающие на общественный порядок и др. Виды административных правонарушений установлены в КоАП РФ (гл. 5-21). В зависимости от сферы совершения они делятся на административные правонарушения, совершенные: 1) в экономической сфере; 2) социально-культурной сфере; 3) административно-политической сфере. В зависимости от родового объекта посягательства они делятся на административные правонарушения, посягающие: на государственный порядок; общественный порядок; права граждан и здоровье населения; собственность и др. В зависимости от характера деяния они делятся на административные правонарушения, совершаемые в форме действия или бездействия. В зависимости от субъекта правонарушения они делятся на административные правонарушения, совершаемые: индивидуальными лицами (гражданами или должностными лицами); юридическими лицами; как индивидуальными субъектами, так и юридическими лицами. В зависимости от формы вины они делятся на административные правонарушения, совершенные умышленно или по неосторожности. 11.3. Административное наказание Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Виды административных наказаний и порядок их назначения определен в КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому и юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, наличие в действиях правонарушителя признаков состава правонарушения и др. Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Важно запомнить! В соответствие со ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; &) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 5) административный арест; 6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 7) дисквалификация; 8) административное приостановление деятельности; Э) обязательные работы; 10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. КоАП РФ установил, что законами субъектов РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться только такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф. В отношении юридического лица могут применяться только четыре их вида: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) административное приостановление деятельности. Кодекс предусматривает деление административных наказаний на основные и дополнительные (ст. 3.3 КоАП РФ). Охарактеризуем каждый вид этих наказаний. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Административный штраф является денежным взысканием. КоАП РФ устанавливает различные способы его исчисления. Самым распространенным способом является выражение штрафа в рублях. Для граждан он устанавливается в размере, не превышающем 5 тыс. руб. Но в установленных случаях за совершение определенных видов правонарушений, его размер существенно повышается. Например, в случаях, предусмотренных ст. 14.1.2 (осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии), — до 50 тыс. руб., а ст. 5.38 (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании), 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), 20.2.2 (организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка), 20.18 (блокирование транспортных коммуникаций), ч. 4 ст. 20.25 (уклонение от отбывания обязательных работ) — до 300 тыс. руб. Для должностных лиц размер штрафа установлен до 50 тыс. руб. А в случаях, предусмотренных рядом статей КоАП, его размер существенно повышается. Например, за совершение правонарушения, установленного ст. 14.1.2, - до 100 тыс. руб., а ст. 5.38, ч. 1-4 ст. 20.2, ст. 20.2.2, 20.18-600 тыс. руб. и т.п. Для юридических лиц — до 1 млн руб. А в случаях, предусмотренных статьями 14.40 (нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности), 14.42 (нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности), — до 5 млн руб.; ч. 2 ст. 7.13, ст. 7.14.1, ч. 2 ст. 7.15, ст. 15.27.1, 15.39 КоАП РФ — 60 млн руб. Установлены и другие случаи применения повышенных размеров штрафа в отношении юридических лиц. Штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции. Максимальный размер штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, а в случаях, предусмотренных ст. 7.27 и 7.27.1 КоАП РФ, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества, ч. 1.1 ст. 8.8—500 тыс. руб., а в случае, предусмотренном ст. 19.28, — 100-кратный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. Его размер также зависит от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за предыдущий календарный год, и полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год, Размер административного штрафа за реализацию товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. Установлены и другие способы исчисления штрафа. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб., а в случае нарушения правил дорожного движения — 500 руб. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом (назначается судьей). Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Виды специальных прав: право управления транспортным средством; право охоты; право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; право на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и 4 ст. 12.8 (передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), ч. 1 ст. 12.26 (невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), ч. 2 и 3 ст. 12.27 (оставление водителем места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся). Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 ст. 8.37 КоАП РФ (осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты). Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из России. Назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российской Федерации — соответствующими должностными лицами. Административное выдворение не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам. При назначении этого административного наказания судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из России. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности государственной гражданской и муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность. Назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет. Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Этот вид наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) под-карантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений (их частей), в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, в области порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, градостроительной деятельности, транспортной безопасности, охраны собственности, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность досрочно прекращает исполнение этого административного наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания. Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день. Назначаются судьей. Не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Назначается судьей на срок от шести месяцев до семи лет. 11.4. Дисциплинарная ответственность Административное право определяет круг субъектов и полномочия субъектов государственной администрации в осуществлении дисциплинарной ответственности. В отношении большинства работников дисциплинарная ответственность регламентируется пакетом норм трудового и административного права. Применительно к установлению дисциплинарной ответственности военнослужащих и приравненных к ним в дисциплинарном отношении лиц, ряда категорий государственных служащих возможности административного права более обширны. Его нормами определяются основания дисциплинарной ответственности, ее меры, порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий. Важно запомнить! Дисциплинарная ответственность характеризуется тем, что: 1) ее основанием является дисциплинарный проступок, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим (работником) по его вине возложенных на него обязанностей; 2) за такой проступок предусмотрены следующие дисциплинарные взыскания. а) замечание; б) выговор; в) предупреждение о неполном служебном соответствии; г) увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие виды взысканий; 3) дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности уполномоченным органом (должностным лицом); 4) порядок применения, обжалования и снятия дисциплинарного взыскания определен в Законе о гражданской службе, федеральных законах о видах государственной службы: «О службе в таможенных органах Российской Федерации», -«О статусе военнослужащих», от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации*, от 3 апреля 1995 г. МЬ 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», а также Указе Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др. Рассмотрим различия в привлечении к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания, и военнослужащих. Во-первых, для разных видов государственной службы имеется собственная правовая основа применения этого вида принуждения. Нет единого акта, применяемого к различным видам государственных служащих. Так, за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, которые определены общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ. Они утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495. Правовое регулирование дисциплинарной ответственности гражданских служащих содержится в Законе о гражданской службе. Дисциплинарная ответственность служащих правоохранительной службы определена в нормативных правовых актах, регулирующих порядок прохождения службы в этих органах, например, в Законе о службе в ОВД. Во-вторых, имеются различия по видам дисциплинарных взысканий. За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить четыре дисциплинарных взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) увольнение с государственной службы. К сотрудникам органов внутренних дел применяется шесть дисциплинарных взысканий: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии; 5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел. А к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, кроме названных применяются: лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; сокращение продолжительности основного отпуска на срок до пяти суток; лишение нагрудного знака отличника; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; дисциплинарный арест. Кстати сказать, что в образовательных организациях высшего образования МВД России на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, которые предусмотрены для сотрудников ОВД, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения); 2) лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации; 3) отчисление из образовательной организации. В-третьих, для военнослужащих и служащих органов внутренних дел определены виды грубых дисциплинарных проступков, а для гражданских служащих — нет. При этом они различаются в зависимости от вида службы. Так, к грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части; неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег; уклонение от исполнения обязанностей военной службы; нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы, внутренней службы и др. Грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел является: несоблюдение сотрудником установленных ограничений и запретов; совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы их жизни и (или) здоровью, создание помех в работе или приостановление деятельности ОВД либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность и др. В-четвертых, отличается и порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий для различных видов государственной службы. Так, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. А в ст. 50 Закона о службе в ОВД перед применением дисциплинарного взыскания может быть проведена служебная проверка для установления всех обстоятельств проступка. Эта норма диспозитивная и буквально означает, что проверка может не проводиться. В-пятых, отличаются сроки наложения взысканий. Так, в отношении гражданских служащих дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения. А дисциплинарное взыскание на сотрудника ОВД должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) стало известно о совершении дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам ее или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке. Дисциплинарное взыскание в отношении гражданских служащих и служащих ОВД не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Пункт 83 Дисциплинарного устава ВС РФ определяет, что применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности. В ст. 28.8 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлен срок разбирательства. Он не может превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка. Таким образом, при отсутствии производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, выполнения военнослужащим боевой задачи максимальный срок применения взыскания составляет 20 суток с момента совершения дисциплинарного проступка. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка. В-шестых, для гражданских служащих установлен специальный порядок применения взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) за коррупционные правонарушения, отличный от общего порядка применения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка (за неисполнение или ненадлежащее исполнение служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей). Статья 59.3 Закона о гражданской службе к данным правонарушениям относит несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение установленных обязанностей в целях противодействия коррупции (ст. 59.3 была введена Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»). Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, в отличие от порядка применения и снятия дисциплинарного взыскания, имеет свои особенности. Так, например, применение взыскания за коррупционные правонарушения производится на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, — и на основании рекомендации указанной комиссии. Взыскание за коррупционное правонарушение снимается по истечении одного года со дня применения взыскания, если в течение этого года служащийся не привлекался к дисциплинарной ответственности. Но законодатель не предусмотрел право представителя нанимателя снять взыскание за данные правонарушения до истечения определенного срока по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в Закон о службе в ОВД была введена аналогичная ст. 50.1 о коррупционных правонарушениях. Но при этом привлечение к ответственности осуществляется на общих основаниях в отличии от порядка, предусмотренного Законом о гражданской службе. В то же время ни Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ни Дисциплинарный устав ВС РФ не акцентирует внимание на коррупционных дисциплинарных проступках. В-седьмых, в отношении гражданских служащих и служащих правоохранительной службы не установлен такой вид взыскания, как дисциплинарный арест. Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия и заключается в содержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Дисциплинарный арест применяется в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. Дисциплинарный арест назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста. Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, не должен превышать 45 суток. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом от 1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ «О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста. Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. Дисциплинарные взыскания объявляются приказами. Замечание, выговор, назначение вне очереди в наряд могут быть объявлены и устно. Взыскание, наложенное приказом, не может быть снято устно. О дисциплинарных взысканиях сотрудникам правоохранительных органов и военнослужащим объявляется лично, перед строем или на совещании (собрании). Служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Представитель нанимателя вправе снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. 11.5. Материальная ответственность Установление и реализация мер материальной ответственности регламентируется гражданским и трудовым правом. Важно запомнить! В то же время административное право определяет материальную ответственность военнослужащих и приравненных к ним лиц. За причиненный вред, не связанный с выполнением обязанностей службы, такие лица несут материальную ответственность на общих основаниях. В соответствии с нормами административного права (Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» указанные лица несут материальную ответственность в случае причинения ими материального ущерба воинской части, учреждению, с которым военнослужащий состоит в служебных отношениях, при исполнении им обязанностей службы. Материальная ответственность государственных служащих наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которого причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в его возмещении в административном порядке или по суду. Порядок и условия привлечения служащих к материальной ответственности различаются по видам государственной службы. Государственные гражданские служащие несут ее в соответствии с гл. 39 Трудового кодекса РФ. В нем под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества нанимателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для нанимателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения нанимателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного служащему. В Трудовом кодексе РФ установлены пределы материальной ответственности. Так, за причиненный ущерб служащий несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, в полном размере в случаях, предусмотренных федеральными законами. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на служащего в следующих случаях: 1) когда на него возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей; 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу; 3) умышленного причинения ущерба; 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; 5) причинения ущерба в результате преступных действий служащего, установленных приговором суда; 6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом; 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну; 8) причинения ущерба не при исполнении служащим возложенных трудовых обязанностей, Материальная ответственность в полном размере причиненного нанимателю ущерба может быть установлена служебным контрактом, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером. При совместном выполнении служащими отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждого за причинение ущерба и заключить с ним договор о возмещении ущерба в полном размере, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность. Письменный договор о ней заключается между нанимателем и всеми членами коллектива (бригады). Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок определения размера причиненного ущерба и его взыскания с виновных лиц. Распространение норм трудового законодательства, регулирующих материальную ответственность, на гражданских служащих, на служащих правоохранительных органов связано с тем, что в служебном законодательстве отсутствует специальный нормативно-правовой акт о материальной ответственности государственных и муниципальных служащих. Законодательство о труде не распространяется на военнослужащих. Они несут материальную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих. В связи с этим сложно понять логику законодателя, не установившего административно-правовой порядок привлечения к материальной ответственности служащих правоохранительных органов. Так, правоохранительная служба как вид государственной службы считается военизированной, выполняет особые функции — обеспечение безопасности, законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав человека и гражданина. Названные особенности правоохранительной службы позволяют сделать вывод о необходимости законодательного регулирования института материальной ответственности служащих правоохранительной службы исключительно нормами административного права. Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих»- устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба. К имуществу воинской части относятся все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, это расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества воинской части, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Закон устанавливает два вида этой ответственности — ограниченную и полную в зависимости от служебного положения военнослужащего, формы вины, размера ущерба и других обстоятельств. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие-контрактники и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет', военнослужащие-призывники — не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами РФ. Военнослужащие-контрактники, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. Командиры {начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. Командиры {начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном назначении их на должность, не предусмотренную штатным расписанием и др., несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате указанных действий, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет. Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен: — военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей; — действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ; — в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления; — умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в медицинских организациях военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; — военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения. Законом определен порядок возмещения ущерба военнослужащим. Статья 29.10 КоАГТ РФ закрепляет также право судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |