Лекция 6. Административно-правовой статус индивидуальных субъектов

 

6.1. Административно-правовой статус граждан

Административно-правовой статус граждан определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере государственного управления, а также установления ответственности граждан перед государством

Важно запомнить!

Исходным институтом, определяющим права граждан в сфере государственного управления, является административная правосубъектность, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность, т.е. способность гражданина быть субъектом прав и обязанностей в сфере государственного управления, возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств: возрастом; состоянием здоровья; наличием образования и др. Например, семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности.

Административная дееспособность, т.е. способность гражданина своими действиями осуществлять предоставленные права, выполнять установленные обязанности в сфере государственного управления и нести юридическую ответственность за свое поведение. Она наступает с достижением определенного возраста.

Так, частичная административная дееспособность у граждан наступает со школьного возраста. Граждане, достигшие 14-летнего возраста, обязаны иметь документ, удостоверяющий их личность. С 16-летнего возраста они могут быть привлечены к административной ответственности. Полная дееспособность у граждан наступает по достижении 18-летнего возраста.

Граждане России, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сфере управления вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и должностными лицами, а также иными субъектами административного права.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права могут возникать:

1) при реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере управления;

2) в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере управления;

3) при защите прав, свобод и законных интересов граждан;

4) при нарушении (невыполнении) гражданами обязанностей.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.

Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы государственного управления. К общим правам граждан, например, относятся: право на участие в государственном управлении и право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права свободы граждан. Примерами общих обязанностей граждан могут служить: соблюдение законов, подзаконных актов, трудовой дисциплины, своевременная уплата установленных законом налогов и сборов, защита Отечества и др.

Специальные права и обязанности — права и обязанности граждан в той или иной сфере или отрасли или группе отраслей управления. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. В социально-культурной сфере, например, каждому лицу гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; каждое лицо имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

К специальным обязанностям относится обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получить основное общее образование и т.п.

 

Порядок реализация конституционных прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления установлен в административно-правовых нормах. Например, право граждан на равный доступ к государственной службе, закрепленное в ст. 32 Конституции РФ, применительно к органам исполнительной власти детализируется административным законодательством, которое регламентирует порядок зачисления граждан на государственную службу и ее прохождение. Государственные служащие непосредственно осуществляют задачи и функции соответствующего органа. Для выполнения должностных обязанностей они наделяются соответствующими государственно-властными полномочиями. А конституционная обязанность защиты Отечества и несения военной службы получила конкретизацию и развитие в федеральных законах от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее — Закон об обороне), от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и других нормативных правовых актах. В них установлены правила призыва на действительную военную службу, воинского учета и др.

6.2. Основы правового статуса лиц без гражданства и иностранных граждан в Российской Федерации

Основы правового статуса этих лиц определены федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 18 июля 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и другими нормативными правовыми актами.

Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Лицами без гражданства признаются лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации:

— пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не вытекает из Конституции РФ;

— равны перед законом независимо от происхождения, социального положения, национальной принадлежности и других обстоятельств;

— должны использовать права и свободы так, чтобы не наносить ущерб интересам РФ, правам и законным интересам граждан Российской Федерации и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут постоянно проживать в Российской Федерации, если они имеют на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Допускается их передвижение по территории РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (см. Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746).

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации имеют право на: трудовую деятельность; отдых; охрану здоровья; социальное обеспечение; предоставление жилища; имущественные и личные неимущественные права; получение образования; пользование достижениями культуры.

Они пользуются свободой совести и религии; могут заключать и расторгать браки с гражданами Российской Федерации и другими лицами; им гарантируются в Российской Федерации неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища; а также другие личные права.

Важно запомнить!

К числу особенностей статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации относится отсутствие у них права избирать и быть избранными, принимать участие в референдумах (при определенных условиях они могут принимать участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме), занимать государственные должности. Они не несут воинской обязанности.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»