Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных |
||
Рекомендации к выполнению лабораторных работ Правила техники безопасности на лабораторных занятиях Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum. Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis. Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias. Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes. Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius. Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca. Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes. Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus. Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia. Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata. Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata. Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia. Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia. Лабораторная работа №14. Строение скелета сизого голубя. Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves. Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus. Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Зоология позвоночных» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки – Биология (06.03.01). Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с внешним и внутренним строением позвоночных животных и их систематическим положением. Целью освоения дисциплины «Зоология позвоночных» является закрепление теоретического материала, полученного на лекциях, ознакомление с внешним и внутренним строением представителей различных классов позвоночных животных, получение навыков работы с препаратами, фиксированными объектами и музейными экспонатами. Разные формы самостоятельной работы студента обязательны при изучении курса зоологии позвоночных. К ним относятся – наблюдение за живыми животными в природе, аквариумах, террариумах, живых уголках, использование интернет ресурсов, просмотр учебных и научно-популярных фильмов. Настоящие методические указания представляют собой руководство к лабораторным занятиям по курсу «Зоология позвоночных». Курс состоит из 12 тем посвященных изучению морфологических и анатомических особенностей и 6 тем – систематике различных групп хордовых животных. Содержание и объем пособия соответствуют рабочей программе курса «Зоология позвоночных» биологического факультета и материальному оснащению кафедры зоологии и физиологии Дагестанского государственного университета. В нем освещаются все предусмотренные программой темы лабораторных занятий. Занятия проводятся в лаборатории № 78 в третьем семестре еженедельно по два часа. Полноценное проведение лабораторных занятий возможно лишь в том случае, если студенты систематически готовятся к ним, знакомясь с особенностями каждого класса с помощью рекомендованных учебников по зоологии позвоночных и Интернет ресурсов. В начале каждого занятия, преподаватель проводит опрос (устный, письменный, тестирование), объясняет то, что студенты не поняли, формулирует задание и дает необходимые вводные объяснения. На каждом занятии преподаватель проверяет домашнее задание, отвечает на вопросы, возникшие в процессе самостоятельной работы студента. Все это стимулирует самостоятельную работу студента по изучению курса зоологии позвоночных. В ходе лабораторно-практической работы, преподаватель регулярно проверяет работу студента по изучению объекта, выясняет насколько хорошо он разобрался в изучаемом материале и дает необходимые пояснения. Особое внимание при выполнении лабораторных занятий по зоологии позвоночных, как и по зоологии беспозвоночных, уделяется рисованию изучаемых объектов. Необходимо помнить, что рисование объекта изучения дает возможность лучше разобраться в особенностях его внешнего и внутреннего строения. В процессе рисования внимание студента фиксируется на тех деталях, которые ускользают при простом просмотре препарата. Рисунки оформляются в рабочей тетради, предназначенной для организации самостоятельной работы студентов на лабораторных занятиях и во внеаудиторное время по заданию преподавателя. В конце занятия преподаватель проверяет правильность выполнения работы и визирует их своей подписью в рабочей тетради. Студенты допускаются к сдаче экзамена по зоологии позвоночных при их полном выполнении программы лабораторных занятий, наличии рабочей тетради с собственными рисунками согласно тематическому плану в рабочей программе по зоологии позвоночных. |
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с. |