Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных |
||
Рекомендации к выполнению лабораторных работ Правила техники безопасности на лабораторных занятиях Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum. Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis. Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias. Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes. Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius. Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca. Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes. Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus. Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia. Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata. Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata. Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia. Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia. Лабораторная работа №14. Строение скелета сизого голубя. Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves. Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus. Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus. Цель: Ознакомиться с особенностями организации земноводных на примере озерной лягушки. Задание 1. На таблице "Внешнее строение озерной лягушки", влажном фиксированном демонстрационном и раздаточном материалах ознакомьтесь с внешним строением озерной лягушки. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову и туловище, уплощенную форму головы, отсутствие хвоста, голую поверхность кожи лишенной твердых образований и длинные задние конечности. Найдите передний конец тела, ротовое отверстие, ноздри, глаза с тремя подвижными веками, барабанные перепонки, резонаторы (у самцов), передние и задние конечности (плечо, предплечье, кисть, бедро, голень, стопа), отверстие клоаки. На влажном раздаточном материале раскройте рот и найдите отверстия внутренних ноздрей (хоаны), зубы расположенные на верхней челюсти и сошнике (сошниковые зубы), мускулистый язык, просвечивающиеся глазные яблоки, отверстия евстахиевых труб и резонаторов (у самцов). Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид (сбоку) и строение ротовой полости озерной лягушки. Задание 2. Проведите вскрытие влажного раздаточного препарата озерной лягушки, предварительно ровно расправив брюшком вверх и прикрепив булавками ко дну ванночки. На вскрытом фиксированном препарате озерной лягушки и таблице «Внутреннее строение лягушки» ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на наличие подкожных лимфополостей, более дифференцированную, по сравнению рыбами, мускулатуру, парные легочные мешки с тонкими ячеистыми стенками и трехкамерное сердце, состоящее из двух предсердий и желудочка. Найдите в пищеварительной системе ротоглоточную полость, зубы, пищевод, желудок, двенадцатиперстную, тонкую и прямую кишки, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу; в дыхательной – гортанную щель, гортань, бронхи, легкие; в сердечно-сосудистой – общий артериальный ствол, сонные артерии, дуги аорты, легочные артерии; в нервной – головной мозг (большие полушария переднего мозга, промежуточный мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинной мозг; в выделительной – почки, мочеточники, мочевой пузырь; в органах размножения – семенники, семяпроводы, семенные пузырьки, яичники, яйцеводы, жировые тела. Зарисуйте в рабочей тетради общее расположение внутренних органов (вид снизу). Задание 3. На таблице «Строение скелета лягушки», демонстрационном и раздаточном материале ознакомьтесь со строением скелета лягушки. Обратите внимание на уменьшения количества скелетных элементов черепа, увеличение количества отделов позвоночника, отсутствие сочленения плечевого пояса с осевым скелетом и прочное сочленение тазового пояса с последним, скелет свободных конечностей. Рассмотрите все отделы скелета – череп (мозговой и висцеральный), осевой скелет (позвоночник), скелет свободных конечностей и их поясов. Найдите в мозговом и висцеральном отделах черепа костные и хрящевые элементы (боковая затылочная кость, затылочный мыщелок, переднеушная кость, клиновидно-обонятельная кость, носовая кость, лобно-теменная кость, чешуйчатая кость, парасфеноид, нёбная кость, сошник, нёбно-квадратный хрящ, межчелюстная кость, верхнечелюстная кость, квадратно-скуловая кость, крыловидная кость, меккелев хрящ, зубные и угловые кости); в позвоночнике – шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы, процельные позвонки; в плечевом поясе – лопатки, коракоиды, ключицы, надлопаточный хрящ, грудина, предгрудина; в тазовом поясе – подвздошные, седалищные кости, лобковый хрящ, вертлужную впадину; в свободной передней конечности – плечо, предплечье с сросшимися локтевой и лучевой костями, кисть (запястье, пясть, фаланги пальцев); в свободной задней конечности – бедро, голень с сросшимися большой и малой берцовыми костями, стопу (две укрупненные кости в форме кольца предплюсны, плюсну, фаланги пальцев). Зарисуйте в рабочей тетради схему строения черепа (вид сверху и снизу), скелета свободных конечностей и их поясов лягушки. Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации озерной лягушки и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение. Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации озерной лягушки, подумайте и запишите в рабочей тетради как примитивные и прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни. Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы лягушки. Обозначьте положение трехкамерного сердца (правое и левое предсердия, желудочек), артериального конуса, основных кровеносных сосудов (кожно-легочная артерия, легочная артерия, кожная артерия, правая дуга аорты, левая дуга аорты, затылочно-позвоночная артерия, подключичная артерия, спинная аорта, кишечно-брызжеечная артерия, мочеполовая артерия, общая подвздошная артерия, общая сонная артерия, внутренняя сонная артерия, наружная сонная артерия, бедренная вена, седалищная вена, воротная вена почек, брюшная вена, воротная вена печени, выносящие почечные вены, задняя полая вена, печеночная вена, большая кожная вена, плечевая вена, подключичная вена, наружная яремная вена, внутренняя яремная вена, правая передняя полая вена, левая передняя полая вена, легочные вены, венозная пазуха), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови по двум кругам кровообращения. Запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета озерной лягушки отличающих их от представителей других классов позвоночных животных. |
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с. |