Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №2.

Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

 

Цель: Ознакомиться с особенностями организации круглоротых на примере речной миноги.

Задание 1. На таблице "Внешнее строение миноги" и влажном раздаточном материале ознакомьтесь с внешним строением речной миноги. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову, туловище и хвост, отсутствие парных конечностей и голую поверхность кожи. Найдите передний конец тела с присасывательной предротовой воронкой и ротовым отверстием, непарную ноздрю, глаза, теменной орган, наружные жаберные отверстия, плавники (спинные и хвостовой), анальное и мочеполовое отверстия, орган боковой линии. Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид речной миноги (сбоку).

Задание 2. Проведите вскрытие влажного раздаточного препарата миноги, предварительно ровно расправив брюшком вниз и прикрепив булавками ко дну ванночки. На вскрытом препарате миноги и таблице «Внутреннее строение миноги» ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на мощную мускулатуру предротовой воронки. Найдите в пищеварительной системе ротовую полость, язык, глотку, кишечник, спиральный клапан, печень, анальное отверстие; в дыхательной – дыхательную трубку, внутренние отверстия жаберных мешков, жаберные мешки; в сердечно-сосудистой – двухкамерное сердце (предсердие и желудочек) находящееся в околосердечной капсуле, венозный синус, брюшную аорту; в нервной – головной мозг (передний, промежуточный, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинной мозг; в мочеполовой – почки, половую железу, мочеполовой синус, мочеполовой сосочек. Зарисуйте в рабочей тетради общее расположение внутренних органов на продольном разрезе тела и строение жаберного аппарата (поперечный и продольный разрезы в области жаберных мешков) речной миноги.

Задание 3. На таблице "Скелет миноги" и фиксированном влажном демонстрационном материале ознакомьтесь со строением скелета речной миноги. Обратите внимание на хорду в соединительно-тканом футляре и наличие верхних дуг зачатков позвонков. Найдите хрящи мозгового черепа, капсулы органов чувств, хрящи предротовой воронки, околожаберные хрящи, околосердечный хрящ, лучи непарных плавников. Зарисуйте в рабочей тетради строение скелета речной миноги (вид сбоку).

Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации речной миноги и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение.

Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации речной миноги, подумайте и запишите в рабочей тетради как примитивные и прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы, разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы речной миноги. Обозначьте положение двухкамерного сердца (предсердие, желудочек), венозного синуса, основных кровеносных сосудов (брюшная аорта, приносящие и выносящие жаберные артерии, корень спинной аорты, сонная артерия, спинная аорта, передние и задние кардинальные вены, кювьеровы протоки, нижняя яремная вена, хвостовая вена, подкишечная вена, воротная вена печени, печеночная вена) и воротной системы печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови.

Запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета миноги отличающих их от представителей других классов позвоночных животных.
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.