Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

 

Для успешного усвоения материала на лабораторных занятиях по зоологии позвоночных необходима правильная организация процесса работы студента и овладение им некоторых элементарных навыков самостоятельной работы. Для этого ниже даны некоторые рекомендации необходимые для выполнения лабораторных работ по дисциплине зоология позвоночных:

·      перед началом лабораторного курса необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности на занятиях;

·      перед занятием необходимо прочесть весь материал по теме занятия по одному из рекомендованных учебников, чтобы иметь представление по объему, содержанию и ведущим разделам соответствующей темы. Следует тщательно проработать отдельные вопросы каждой темы, выносимые преподавателем для обсуждения перед началом лабораторной работы по соответствующей таксономической группе и изучаемому объекту;

·      на лабораторных занятиях каждый студент должен иметь белый халат;

·      перед началом выполнения лабораторной работы необходимо внимательно изучить методические рекомендации к занятию, внимательно выслушать задание и объяснения преподавателя;

·      приступая к оформлению в рабочей тетради выполненной работы, следует записать дату и зафиксировать систематическое положение объекта;

·      при закреплении объекта в препаровальной ванночке, булавки необходимо вкалывать в воск наклонно для удобства в работе и плотного закрепления объекта;

·      при вскрытии изучаемого животного, прежде чем удалить внутренние органы, необходимо выяснить, что это за органы, как они расположены и к какой системе они принадлежат. Желательно их разместить так, чтобы все было видно без удаления;

·      при препарировании органов, во избежание лишних повреждений объекта, необходимо поддерживать пальцами участки кожи, мышц, другие органы;

·      при изучении пищеварительной системы необходимо распутать кишечный тракт, осторожно подрезая брыжейку. Разложив его рядом с объектом изучения, можно увидеть его размеры и дифференциацию;

·      для работы с рисунками необходимо иметь рабочую тетрадь для лабораторных работ, набор цветных карандашей или фломастеров, хорошо отточенные простые карандаши и листик;

·      рисунки нужно расположить на соответствующих полях в рабочей тетради. Под каждым полем, отведенным для рисунка указаны название и необходимые обозначения к рисунку;

·      рисунки должны быть выполнены крупными и четкими. На рисунке необходимо выделить главные, наиболее характерные черты строения изучаемого объекта, опуская второстепенные и несущественные детали. В каждом рисунке необходимо указать соответствующие цифровые обозначения. Ни в коем случае не надо начинать рисовать, не разобравшись в строении изучаемого животного;

·      построение рисунка нужно начать легкими штрихами, отыскивая общие пропорции, затем ненужные линии стираются, а правильные прорисовываются сильнее. При этом ни в коем случае нельзя сильно нажимать карандашом. Цветные карандаши или фломастеры необходимо использовать только после выполнения рисунка простым карандашом. Рисунки должны быть отчетливыми, опрятными и по возможности художественными;

·      при изображении внутренних органов необходимо пользоваться цветными карандашами, окрашивая одни и те же системы органов у разных животных одним и тем же цветом: пищеварительную систему – зеленым; дыхательную – оранжевым; половую – коричневым; выделительную – фиолетовым; нервную – желтым; кровеносную – красным (сосуды несущие артериальную кровь) и синим (сосуды несущие венозную кровь). Стрелочки, направленные на органы и указывающие соответствующие номера органов должны быть нарисованы четко и соответствовать их названиям;

·      после завершения лабораторной работы, необходимо привести в порядок рабочее место (вымыть и вытереть насухо ванночку, использованные инструменты, рабочий стол), остатки вскрытых животных нужно сложить в отдельную ванночку или упаковку для последующей утилизации.

Задание по теме лабораторного занятия считается выполненным, если оно выполнено в лаборатории, оформлено в рабочей тетради и проверено и подписано преподавателем. В случае пропуска студентом какого-либо занятия (болезнь и т. п.), соответствующая по теме лабораторная работа выполняется во внеурочное время.

Выполнив задание по соответствующей лабораторной работе, студент должен знать систематическое положение изучаемого объекта, его анатомические и морфологические особенности строения в зависимости от образа жизни и среды обитания, а также уметь четко выделять прогрессивные и примитивные черты их организации.

При изучении тем по систематике позвоночных животных студентам нужно подготовить небольшие (на 5–6 минут) сообщения по одной из систематических групп, об одном или нескольких видов животных, используя материалы лекций, основную учебную и дополнительную литературу, а также Интернет ресурсы. Приветствуется использование научных публикаций в отечественной и зарубежной литературе, а также красочные иллюстрации по изучаемой таксономической группе. После сообщения каждого студента проводится обсуждение с участием всех студентов группы.
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.