Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №5.

Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Цель: Ознакомиться с особенностями организации костистой рыбы на примере обыкновенной щуки.

Задание 1. На таблице "Внешнее строение обыкновенной щуки", влажном фиксированном раздаточном и демонстрационном материалах ознакомьтесь с внешним строением обыкновенной щуки. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову, туловище и хвост, поверхность кожи с наличием костной чешуи. Рассмотрите строение костной чешуи. Найдите передний конец тела, ротовое отверстие, ноздри, глаза, жаберную крышку, боковую линию, парные и непарные плавники, анальное, половое и выделительное отверстия. На раздаточном препарате щуки раскройте рот и рассмотрите конические зубы, слегка направленные назад; слегка приподняв жаберные крышки рассмотрите жаберный аппарат, Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид обыкновенной щуки (сбоку).

Задание 2. Проведите вскрытие влажного раздаточного препарата обыкновенной щуки, взяв рыбу в левую руку брюхом вверх. На вскрытом препарате обыкновенной щуки и таблице «Внутреннее строение щуки» ознакомьтесь с ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на плавательный пузырь. Найдите в пищеварительной система ротоглоточную полость, зубы, глотку, пищевод, желудок, двенадцатиперстную, тонкую, толстую, прямую кишки, пилорические выросты, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, анальное отверстие; в дыхательной – четыре пары жабр; в центральной нервной системе – головной мозг (полушария переднего мозга с обонятельными долями, промежуточный, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинной мозг; в сердечно-сосудистой – двухкамерное сердце (предсердие и желудочек), луковицу аорты, венозный синус, брюшную аорту; приносящие жаберные артерии; в мочеполовой – туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, семенники, яичники, половые протоки. Зарисуйте в рабочей тетради общее расположение внутренних органов обыкновенной щуки.

Задание 3. На таблице «Нервная система и органы чувств костистой рыбы» ознакомьтесь со строением центральной нервной системы и органов чувств обыкновенной щуки. Рассмотрите строение головного мозга (полушария переднего мозга с обонятельными долями, промежуточный, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинного мозга, глаза, перекрест зрительных нервов (хиазма). Зарисуйте в рабочей тетради схему строения головного мозга костистой рыбы с указанием всех отделов.

Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации обыкновенной щуки и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение.

Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации обыкновенной щуки, подумайте и запишите в рабочей тетради как прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы обыкновенной щуки. Обозначьте положение двухкамерного сердца (предсердие и желудочек), венозного синуса, луковицы аорты, основных кровеносных сосудов (брюшная аорта, приносящие жаберные артерии, выносящие жаберные артерии, корни спинной аорты, передняя перемычка, соединяющая корни спинной аорты, сонная артерия, спинная аорта, подключичная артерия, брыжеечная артерия, хвостовая артерия, передние кардинальные вены, яремная вена, кювьеровы протоки, подключичная вена, хвостовая вена, воротные вены почек, воротная система почек, задняя кардинальная вена, подкишечная вена, воротная вена печени, воротная система печени, печеночная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови.

Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.