Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных |
||
Рекомендации к выполнению лабораторных работ Правила техники безопасности на лабораторных занятиях Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum. Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis. Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias. Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes. Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius. Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca. Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes. Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus. Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia. Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata. Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata. Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia. Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia. Лабораторная работа №14. Строение скелета сизого голубя. Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves. Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus. Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca. Цель: Ознакомиться с особенностями строения скелета костистой рыбы на примере обыкновенного судака. Задание 1. На таблице "Скелет обыкновенного судака", демонстрационном и раздаточном материале ознакомьтесь с общим планом строения скелета обыкновенной щуки. Обратите внимание на увеличение количества скелетных элементов (накладные и хондральные кости) и плоскостей для фиксации мускулатуры. На таблице «Строение черепа щуки» и демонстрационном материале ознакомьтесь со строением мозгового и висцерального отделов черепа обыкновенного судка. Найдите кости образующие мозговой отдел (нижняя затылочная кость, боковая затылочная кость, верхняя затылочная кость, ушные кости, основная клиновидная кость, крылоклиновидная кость, глазоклиновидная кость, межобонятельная кость, боковая обонятельная кость, теменная кость, лобная кость, носовая кость, парасфеноид) и висцеральный отдел черепа (сошник, небная кость, квадратная кость, крыловидные кости, межчелюстная кость, верхнечелюстная кость, сочленовная кость, зубная кость, угловая кость, гиомандибуляре, симплектикум, жаберные дуги, гиоид, копула). Зарисуйте в рабочей тетради схему строения черепа обыкновенного судака (сбоку). Задание 2. На демонстрационном и раздаточном материалах ознакомьтесь с туловищным и хвостовым отделами позвоночника обыкновенного судака. Обратите внимание на строение позвонков туловищного и хвостового отделов позвоночника. Найдите тела позвонков, поперечные отростки, верхние дуги, верхние и нижние дуги, верхние и нижние отростки, ребра (сочленяются к поперечным отросткам позвонков грудного отдела). Зарисуйте в рабочей тетради строение позвонков туловищного и хвостового отделов позвоночника. Задание 3. На демонстрационном и раздаточном материалах ознакомьтесь со строением скелета плавников и поясов парных конечностей. Обратите внимание на различия в строении грудных и брюшных плавников. Найдите в скелете поясов конечностей лопатку, коракоид, клейтрум, надклейтрум и тазовую кость; в парных и непарных плавниках – радиалии и кожные костные лучи. Зарисуйте в рабочей тетради строение парных конечностей и их поясов. Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации скелета обыкновенного судака и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение. Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации скелета обыкновенного судака, подумайте и запишите в рабочей тетради как прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни. Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета обыкновенного судака отличающих их от представителей других классов позвоночных животных. |
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с. |