Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №4.

Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Цель: Ознакомиться с таксономическим разнообразием хрящевых рыб.

Задание 1. На таблицах и фиксированном демонстрационном материале ознакомьтесь с основными представителями класса Хрящевые рыбы. Обратите внимание на внешние отличительные признаки представителей различных отрядов. В рабочей тетради отметьте характерные особенности основных отрядов надотряда Акулы (Разнозубообразные, Ковровые акулы, Ламнообразные, Кархаринообразные, Многожаберникообразные, Плащеносцеобразные, Катранообразные, Пилоносообразные, Скватинообразные) и скаты (Гнюсообразные, Пилорылообразные, Скатообразные, Хвостоколообразные).

Задание 2. Определите 4-5 вида хрящевых рыб разных отрядов и их систематическое положение: подкласс, отряд, семейство, род, вид. Запишите данные в рабочей тетради.

Заключение. На основе анализа характерных признаков рассмотренных представителей различных отрядов хрящевых рыб подумайте и запишите в рабочей тетради отличительные признаки класса Хрящевые рыбы.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы заполните в рабочей тетради таблицу «Отличительные признаки надотряда Акулы и Скаты».

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы колючей акулы. Обозначьте положение двухкамерного сердца (предсердие, желудочек), венозного синуса, артериального конуса, основных кровеносных сосудов (брюшная аорта, пять пар приносящих и выносящих жаберных артерий, корень спинной аорты, сонная артерия, спинная аорта, подключичная артерия, передние и задние кардинальные вены, кювьеровы протоки, яремная вена, хвостовая вена, боковая вена, подключичная вена, подкишечная вена, воротная вена печени, печеночная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови.

Запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета колючей акулы отличающих их от представителей других классов позвоночных животных.

Заполните в рабочей тетради таблицу «Головные нервы акулы», указав номер, название, место отхождения, что иннервируют, функции: чувствующую, двигательную, смешанную.

Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.