Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных |
||
Рекомендации к выполнению лабораторных работ Правила техники безопасности на лабораторных занятиях Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum. Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis. Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias. Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes. Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius. Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca. Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes. Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus. Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia. Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata. Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata. Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia. Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia. Лабораторная работа №14. Строение скелета сизого голубя. Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves. Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus. Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
|
Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes. Цель: Ознакомиться с таксономическим разнообразием хрящевых рыб. Задание 1. На таблицах и фиксированном демонстрационном материале ознакомьтесь с основными представителями класса Хрящевые рыбы. Обратите внимание на внешние отличительные признаки представителей различных отрядов. В рабочей тетради отметьте характерные особенности основных отрядов надотряда Акулы (Разнозубообразные, Ковровые акулы, Ламнообразные, Кархаринообразные, Многожаберникообразные, Плащеносцеобразные, Катранообразные, Пилоносообразные, Скватинообразные) и скаты (Гнюсообразные, Пилорылообразные, Скатообразные, Хвостоколообразные). Задание 2. Определите 4-5 вида хрящевых рыб разных отрядов и их систематическое положение: подкласс, отряд, семейство, род, вид. Запишите данные в рабочей тетради. Заключение. На основе анализа характерных признаков рассмотренных представителей различных отрядов хрящевых рыб подумайте и запишите в рабочей тетради отличительные признаки класса Хрящевые рыбы. Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы заполните в рабочей тетради таблицу «Отличительные признаки надотряда Акулы и Скаты». Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы колючей акулы. Обозначьте положение двухкамерного сердца (предсердие, желудочек), венозного синуса, артериального конуса, основных кровеносных сосудов (брюшная аорта, пять пар приносящих и выносящих жаберных артерий, корень спинной аорты, сонная артерия, спинная аорта, подключичная артерия, передние и задние кардинальные вены, кювьеровы протоки, яремная вена, хвостовая вена, боковая вена, подключичная вена, подкишечная вена, воротная вена печени, печеночная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови. Запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета колючей акулы отличающих их от представителей других классов позвоночных животных. Заполните в рабочей тетради таблицу «Головные нервы акулы», указав номер, название, место отхождения, что иннервируют, функции: чувствующую, двигательную, смешанную. |
Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с. |