Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №3.

Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Цель: Ознакомиться с особенностями организации хрящевых рыб на примере колючей акулы.

Задание 1. На таблице "Внешнее строение акулы" и влажном фиксированном демонстрационном материале ознакомьтесь с внешним строением колючей акулы. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову, туловище и хвост, наличие парных конечностей и поверхность кожи с наличием плакоидных чешуй. Рассмотрите строение плакоидной чешуи. Найдите передний конец тела, рострум, ротовое отверстие, глаза, ноздри, брызгальца, пять пар жаберных щелей, мелкие отверстия органов боковой линии, парные и непарные плавники, отверстие клоаки, копулятивные органы (у самцов). Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид колючей акулы (сбоку) и строение плакоидной чешуи.

Задание 2. На вскрытом фиксированном демонстрационном препарате колючей акулы и таблице «Внутреннее строение акулы» ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на очень крупный трехлопастной печень и объемистый желудок V-образной формы. Найдите в пищеварительной системе ротовую полость, зубы, глотку, пищевод, кардинальную и пилорическую части желудка, тонкую, толстую и прямую кишки, спиральный клапан, печень, желчный пузырь, поджелудочную железу, клоаку; в дыхательной – жаберные щели, межжаберные перегородки, жаберные лепестки; в сердечно-сосудистой – двухкамерное сердце (предсердие и желудочек), артериальный конус, венозный синус, брюшную аорту, пять пар жаберных артерий; в мочеполовой системе – туловищную почку, мочеточник, семенник, семяпровод, яичник, яйцевод. Зарисуйте в рабочей тетради общее расположение внутренних органов акулы.

Задание 3. На демонстрационном материале и таблице «Строение скелета акулы» ознакомьтесь со строением скелета колючей акулы. Обратите внимание на скелет парных конечностей и их поясов. Рассмотрите все отделы скелета (череп, осевой скелет, парные и непарные плавники, пояса конечностей). В мозговом и висцеральном отделах черепа найдите – рострум, обонятельную капсулу, глазницу, слуховой и затылочный отделы, крышу черепа, нёбно-квадратный хрящ, меккелев хрящ, подвесок, гиоид, непарный элемент подъязычной дуги, жаберные дуги (I-V), копулы жаберных дуг, губные хрящи; в туловищном и хвостовом отделах позвоночника – амфицельные позвонки (верхние и нижние дуги позвонков); в плечевом поясе с грудным плавником – лопаточный и коракоидные отделы, сочленовные выросты, базалии и радиалии, эластоидиновые нити; в тазовом поясе с брюшным плавником – тазовую пластинку, базалии и радиалии, эластоидиновые нити, копулятивный вырост базального хряща (только у самцов). Зарисуйте в рабочей тетради строение черепа, поперечный разрез позвонков, скелет поясов и парных конечностей колючей акулы.

Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации колючей акулы и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение.

Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации колючей акулы, подумайте и запишите в рабочей тетради как примитивные и прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте в рабочей тетради строение кровеносной системы колючей акулы. Обозначьте положение двухкамерного сердца (предсердие, желудочек), венозного синуса, артериального конуса, основных кровеносных сосудов (брюшная аорта, пять пар приносящих и выносящих жаберных артерий, корень спинной аорты, сонная артерия, спинная аорта, подключичная артерия, передние и задние кардинальные вены, кювьеровы протоки, яремная вена, хвостовая вена, боковая вена, подключичная вена, подкишечная вена, воротная вена печени, печеночная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови.

Запишите в рабочей тетради основные черты организации скелета колючей акулы отличающих их от представителей других классов позвоночных животных.

Заполните в рабочей тетради таблицу «Головные нервы акулы», указав номер, название, место отхождения, что иннервируют, функции: чувствующую, двигательную, смешанную.

Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.