Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №13.

Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Цель: Ознакомиться с особенностями организации птиц на примере сизого голубя.

Задание 1. На таблицах "Внешнее строение голубя", "Строение и типы перьев", демонстрационном и раздаточном материале ознакомьтесь с внешним строением сизого голубя. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову, шею, туловище и хвост, поверхность кожи покрытой перьевым покровом, передние конечности, видоизмененные в крылья, наличие клюва и роговых чешуй на задних конечностях. Найдите передний конец тела, глаза, клюв, ноздри, восковицу, наружный слуховой проход, передние и задние конечности, киль (прощупайте), копчиковую железу, отверстие клоаки. Рассмотрите перьевой покров, определите расположение птерилий и аптерилий. Ознакомьтесь с основными типами перьев (контурное, рулевые, маховые, пуховые, пух) и их цветовым разнообразием, схемой крепления маховых перьев разного порядка на крыле. Уясните строение махового пера (очин, стержень, бородки, бородочки, крючочки, наружное и внутреннее опахало, пуховая часть опахала). На влажном раздаточном материале раскройте клюв и рассмотрите длинный и заостренный спереди язык. Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид сизого голубя (сбоку), строение махового пера и типы перьев.

Задание 2. Проведите вскрытие влажного раздаточного препарата сизого голубя, предварительно ровно расправив брюшком вверх и прикрепив булавками ко дну ванночки. На вскрытом препарате сизого голубя и таблице «Внутреннее строение голубя» ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на мощную мускулатуру груди, прикрепленной к килю на грудине. Найдите в пищеварительной системе ротовую щель, ротовую полость, язык, глотку, пищевод, зоб, железистый и мускульный отделы желудка, двенадцатиперстную, тонкую, слепые и прямую кишки, поджелудочную железу, печень, желчный пузырь, желчные протоки, клоаку; в дыхательной – гортанную щель, верхнюю и нижнюю гортань, трахею, бронхи, легкие, воздушные мешки; в сердечно-сосудистой – четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), правую дугу аорты; в нервной – головной мозг (большие полушария переднего мозга с обонятельными долями, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинной мозг; в выделительной – тазовые почки, мочеточники; в органах размножения – семенники, придатки семенников, семяпроводы, семенные пузырьки, левый яичник, левый яйцевод, остаток редуцированного правого яйцевода. Зарисуйте в рабочей тетради общий план расположения внутренних органов голубя (вид снизу).

Задание 3. На таблице «Нервная система и органы чувств голубя» ознакомьтесь со строением центральной нервной системы и органов голубя. Рассмотрите строение головного мозга (полушария переднего мозга с обонятельными долями, промежуточный, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинного мозга, глаза, перекрест зрительных нервов (хиазма). Зарисуйте в рабочей тетради схему строения головного мозга с указанием всех отделов.

Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации сизого голубя и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение.

Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации сизого голубя, подумайте и запишите в рабочей тетради как прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте на рабочей тетради строение кровеносной системы голубя. Обозначьте положение четырехкамерного сердца (два предсердия и два желудочка), основных кровеносных сосудов (правая дуга аорты, правая безымянная артерия, правая общая сонная артерия, наружная сонная артерия, внутренние сонные артерии, подключичная артерия, правая грудная артерия, кишечная артерия, спинная аорта, левая почечная артерия, правая бедренная артерия, правая седалищная артерия, правая подвздошная артерия, хвостовая артерия, общая легочная артерия, правая яремная вена, правая подключичная вена, правая грудная вена, правая передняя полая вена, общая легочная вена, хвостовая вена, подвздошная вена, правая почечная вена, правая бедренная вена, правая воротная вена почек, задняя полая вена, копчиково-брыжеечная вена, надкишечная вена, воротная вена печени, левая печеночная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови.

Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.