Методические указания к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных

Введение

Рекомендации к выполнению лабораторных работ

Правила техники безопасности на лабораторных занятиях

Лабораторная работа №1. Внешнее и внутреннее строение ланцетника-Branchiostoma lanceolatum.

Лабораторная работа №2. Внешнее и внутреннее строение речной миноги –Lampetra fluviatilis.

Лабораторная работа №3. Внешнее и внутреннее строение колючей акулы- Squalus acanthias.

Лабораторная работа №4. Систематика класса Хрящевые рыбы –Chondichthyes.

Лабораторная работа №5. Внешнее и внутреннее строение обыкновенной щуки- Esox lucius.

Лабораторная работа №6. Строение скелета обыкновенного судака -Stizostedion lusioperca.

Лабораторная работа №7. Систематика надкласса Костные рыбы – Osteichthyes.

Лабораторная работа №8. Внешнее и внутреннее строение озерной лягушки –Pelophylax ridibundus.

Лабораторная работа №9. Систематика класса Земноводные – Amphibia.

Лабораторная работа №10. Внешнее и внутреннее строение полосатой ящерицы – Lacerta strigata.

Лабораторная работа №11. Строение скелета полосатой ящерицы - Lacerta strigata.

Лабораторная работа №12. Систематика класса Пресмыкающиеся – Reptilia.

Лабораторная работа №13. Внешнее и внутреннее строение сизого голубя – Columba livia.

Лабораторная работа №14.  Строение скелета сизого голубя.

Лабораторная работа №15. Систематика класса Птицы – Aves.

Лабораторная работа №16. Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Лабораторная работа №17. Строение скелета кролика – Oryctolagus cuniculus.

Лабораторная работа №18. Систематика класса Млекопитающие – Mammalia.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 1

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К МОДУЛЮ 2

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лабораторная работа №16.

Внешнее и внутреннее строение крысы – Rattus. 

Цель: Ознакомиться с особенностями организации млекопитающих на примере крысы.

Задание 1. На таблице "Внешнее строение крысы" и раздаточном материале ознакомьтесь с внешним строением крысы. Обратите внимание на форму и расчлененность тела на голову, шею, туловище и хвост, поверхность кожи покрытой волосяным покровом, наличие ушных раковин. Найдите передний конец тела, ротовое отверстие, губы, ноздри, глаза, веки, наружное ухо, выделительное, половое, анальное отверстия, передние и задние конечности (плечо, предплечье, пясть с фалангами пальцев, бедро, голень, плюсна с фалангами пальцев). Зарисуйте в рабочей тетради внешний вид крысы (сбоку), схему строения кожи и волоса.

Задание 2. Проведите вскрытие влажного препарата крысы, предварительно ровно расправив брюшком вверх и прикрепив булавками ко дну ванночки. На вскрытом фиксированным препарате крысы и таблице «Внутреннее строение крысы» ознакомьтесь с общим планом расположения внутренних органов. Обратите внимание на мускулистую диафрагму отграничивающую брюшную полость от грудной. Найдите в пищеварительной системе ротовую полость, язык, зубы, глотку, пищевод, желудок, двенадцатиперстную, тонкую, слепую, толстую, прямую кишки, печень, желчный пузырь, протоки желчного пузыря, поджелудочную железу; в дыхательной – хоаны, гортанную щель, трахею, бронхи, легкие; в сердечно-сосудистой – четырехкамерное сердце (два предсердия и два желудочка), левую дугу аорты; в нервной – головной мозг (большие полушария с обонятельными долями, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинной мозг; в выделительной – тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь; в органах размножения – семенники, придатки семенника, семяпроводы, семенные пузырьки, пенис, предстательную железу, яичники, яйцеводы, фаллопиевы трубы, рога матки, матку, влагалище. Зарисуйте в рабочей тетради общее расположение внутренних органов крысы (вид снизу).

Задание 3. На таблице «Нервная система и органы чувств крысы» ознакомьтесь со строением центральной нервной системы и органов чувств крысы. Рассмотрите строение головного мозга (полушария переднего мозга с обонятельными долями, промежуточный, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг) и спинного мозга. Зарисуйте на рабочей тетради схему строения головного мозга крысы с указанием всех отделов.

Задание 4. Самостоятельно дайте характеристику основным признакам морфофункциональной организации крысы и запищите в рабочей тетради их адаптивное значение.

Заключение. На основе анализа рассмотренных признаков морфофункциональной организации крысы, подумайте и запишите в рабочей тетради как прогрессивные черты организации этого вида соответствуют его образу жизни.

Домашнее задание. Используя учебники и Интернет ресурсы разберите и зарисуйте на рабочей тетради строение кровеносной системы крысы. Обозначьте положение четырехкамерного сердца (два предсердия и два желудочка), основных кровеносных сосудов (левая дуга аорты, безымянная артерия, левая подключичная артерия, правая подключичная артерия, сонные артерии, спинная аорта, внутренностная артерия, передняя брыжеечная артерия, почечная артерия, задняя брыжеечная артерия, половая артерия, подвздошная артерия, хвостовая артерия, передняя полая вена, яремные вены, подключичные вены, хвостовая вена, подвздошная вена, брыжеечная вена, воротная система печени, печеночная вена, задняя полая вена, легочная артерия, легочная вена, непарная вена), воротных систем почек и печени. По рисунку проследите схему циркуляции крови по двум кругам кровообращения.

Аскендеров А.Д., Исмаилова З.С. Зоология позвоночных: методические указания к лабораторным занятиям для студентов 2-го курса направления подготовки 06.03.01 «Биология». – Махачкала: Изд-во Дагестанского государственного университета, 2018. – 69 с.