Лекция 2

Арабские страны в составе Османской империи в XVII в.

План

1.   Арабские страны в составе Османской империи на рубеже средневековья и нового времени.

2.   Территория и границы расселения арабских народов.

3.   Общественно-экономический строй и политический статус арабских стран в составе Османской империи.

4.   Османское владычество в арабских странах и его влияние на их развитие.

Литература:

1.    Восток в новое время: экономика и государственный строй. М., 1968.

2.    Государственная власть и общественно- политическая структура в арабских странах: история и современность. М., 1984

3.    Данциг Б. К вопросу о капитуляциях на Ближнем Востоке // Ближний Восток. М., 1976.

4.    Иванов Н. О типологических особенностях арабо- османского феодализма // Народы Азии и Африки. 1976. № 3.

5.    История Востока. В 6-ти т. Т. 3: Восток на рубеже средневековья и нового времени. М., 1999.

6.    Луцкий Б. В. Новая история арабских стран. М., 1965; 1966.

I

В начале XVI в. почти вcе арабские страны были завоёваны турками и вошли в состав Османской империи. В 1514 г. турецкая армия султана Селима Явуза (Грозного) завоевала Северный Ирак. В 1516 г. она отвоевала у египетских мамлюков Сирию и Палестину. В 1517 г. турки разгромили мамлюкскую армию и, уничтожив мамлюкское государство, покорили Египет и Хиджаз.

Завоевание арабских стран османами продолжалось и при преемнике Селима Явуза султане Сулеймане Кануни (Законодателе). В 1520 г. турецкий пират Хайраддин, по прозвищу Барбаросса (Рыжебородый), подчинил себе Алжир и объявил себя вассалом османкого султана. С 1533 г. в Алжир присылались из Стамбула наместники султана – бейлербеи. В 1534 г. турки сделали первую попытку подчинить себе соседний с Алжиром Тунис. Но отбитые испанцами, они окончательно завладели этой страной лишь в 1574 г. К 1551 г. относится захват Турцией Триполи.

Турецкая экспансия распространилась и на Аравийский полуостров. В 1532 г. османы завоевали Йемен, а вскоре подчинили себе сомалийское побережье Красного моря. Мосул послужил отправным пунктом для турецкого продвижения в сторону Южного Ирака. Вековая борьба между Османской Турцией и Сефевидским Ираном за Ирак закончилась в 1638 г. победой Турции. Вслед за Ираком турки подчинили себе Аль-Хасу на берегу Персидского залива.

Таким образом, всего за сто с небольшим лет почти все арабские страны, за исключением Марокко на западе, Внутренней Аравии и Омана на Аравийском полуострове, были включены в состав Османской империи. Марокко, Неджд и Оман так и остались независимыми от Турции. Все остальные арабские страны в течение трех-четырех веков испытывали на себе турецкий феодальный гнет, который в XIX и XX вв. сменится еще более тяжелым колониальным гнетом европейских капиталистических держав.

Что привлекало османских завоевателей в арабские страны? Прежде всего стремление к феодально-крепостнической эксплуатации арабских народных масс. Затем – выгодное положение арабских стран на мировых торговых путях. Укрепившись в Алжире, Тунисе и Триполи, османские феодалы могли не только вести обширную торговлю с европейскими странами, но и успешно, вытесняя европейцев, пиратствовать на Средиземном море. (Это была эпоха первоначального накопления капитала, когда пиратство было неотделимо от морской торговли). Наконец Египет, Сирия и Ирак были важнейшими узлами транзитной торговли между Европой и Востоком, которая хотя и несколько пришла в упадок после открытия прямого морского пути в Индию (вокруг мыса Доброй Надежды), но все еще приносила большие доходы.

Различные арабские страны находились в разной степени зависимости от Османской империи. Алжир, Тунис, Триполи формально считались османскими провинциями, но уже к началу XVII в. они добились фактической независимости от Порты. К середине XVII в. турки потеряли реальную власть в Йемене. Даже в Сирии, Палестине, Египте и Ираке, где сидели турецкие правители – паши, власть Порты нередко была чиста номинальной. То против султана устраивали заговоры паши, то местные арабские феодалы поднимались против турецких пашей, а время от времени могучие народные восстания потрясали из конца в конец Османскую империю.

II

Термин арабы стал употребляться для обозначения кочевников-бедуинов северной Аравии уже в IX в. до н. э. Арабский мир включает в себя страны, в которых большинство населения составляют арабы: Алжир, Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, Саудовская Аравия, Сирия, Судан и Тунис. В странах арабского мира проживают почти 430 млн человек, 416 млн из которых являются арабами.

Несмотря на то, что ранняя история арабской культуры была связана с Аравийским полуостровом, население арабского мира не имеет общего происхождения. В течение многих веков на Ближнем Востоке и в Северной Африки шла арабизация многих народов, главным образом через ислам. Арабы относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. К югу от Сахары проживают негроидные арабы.

Арабский мир включает в себя и ряд неарабских меньшинств, к которым относятся, например, берберы и туареги, иракские курды, евреи, армяне, копты и др. Наибольшее число арабов проживает в Азии и Африке.

В Африке: мавританцы (Мавритания), сахарцы (Западная Сахара), марокканцы (Марокко), алжирцы (Алжир), тунисцы (Тунис), ливийцы (Ливия), суданцы (Судан), египтяне (Египет), шува (Нигерия, Чад, Камерун, ЦАР, Судан).

В Азии: палестинские арабы (живут в Палестине, беженцы в Иордании, Ливане, Сирии и других странах), израильские арабы (Израиль), ливанцы (Ливан), иорданцы (Иордания), сирийцы (Сирия), иракцы (Ирак), ахвази (Иран), кувейтцы (Кувейт), бахрейнцы (Бахрейн), эмиратцы (ОАЭ), йеменцы (Йемен), катарцы (Катар), оманцы (Оман), саудовцы (Саудовская Аравия).

Арабы живут также в Турции (турецкие арабы), Узбекистане, Афганистане (афганские арабы), Индонезии (индонезийские арабы), Индии (гуджаратские арабы, чауш) и Пакистане (пакистанские арабы, иракские арабы), Сингапуре (сингапурские арабы), на Филиппинах (филиппинские арабы) и других странах.

Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Среднеазиатские арабы расселены небольшими группами среди узбеков, таджиков и туркмен, постепенно ассимилируясь ими; основная масса живёт в Бухарской и Самаркандской области Узбекистана. Говорят на языке страны проживания, но частично сохранилось таджикизированное месопотамское наречие арабского языка. Считают себя потомками племён, переселённых в Среднюю Азию Тимуром; лингвистические и антропологические данные говорят о том, что они переселились на правобережье Аму-Дарьи из Северного Афганистана. Численность неуклонно сокращается: 21 793 чел. в 1939 году, 8 тысяч в 1959, около 4 тысяч в 1970. Кроме того, выделяют своё родовое происхождение ходжа (перс. «хозяин», «господин»).

III

Стремясь создать себе опору в арабских странах, турки, как правило, сохраняли общественный строй, который был у покоренных народов в момент завоевания. Земля и власть по-прежнему оставались в руках местных феодалов. Как и в любом феодальном обществе, система землевладения в арабских провинциях Османской империи была чрезвычайно сложной. Все земли делились на три основные группы: государственные земли (мамлекет или мири), верховным собственником которых считался султан. Земли религиозных учреждений (вакфы в Сирии и Ираке, вакфы или ризки в Египте, хабусы в Северной Африке), частновладельческие земли (мульк). Кроме того, в некоторых странах сохранялась общинная собственность на землю.

Частновладельческих земель было сравнительно немного. Их собственники могли распоряжаться ими по своему усмотрению: продавать, дарить и завещать. С мульковых земель государство взимало лишь земельный налог: ушр (десятину) или харадж, который достигал иногда половины урожая. Харадж исчислялся либо исходя из фактического урожая (аль-харадж аль-мукассам), либо был фиксированным, для единицы площади (аль-харадж аль-муваззаф). Немусульмане выплачивали также джизью. Мульковые земли принадлежали, как правило, крупным помещикам и обрабатывались крестьянами на основе издольщины.

В момент турецкого завоевания в некоторых арабских странах еще сохранялась общинная собственность на землю. В районах кочевого животноводства — в Северной Африке, в Ираке, в Аравии — пастбища представляли коллективную собственность бедуинских родов. Уничтожая общинную собственность на землю, турецкие завоеватели часто сохраняли арабскую феллахскую общину как придаток к системе феодальной эксплуатации. Община была связана круговой порукой за выплату феодальных податей и повинностей, а также обеспечивала обработку помещичьих земель.

Наиболее распространенной категорией земель в Османской империи были государственные земли, делившиеся па две группы: хассы и военные лены (зеаметы и тимары). Хассы — крупные поместья с годовым доходом не менее 100 тыс. акче – находились либо в личном пользовании султана и членов царствующей фамилии, либо предоставлялись на время отправления должности министрам и другим крупным сановникам. Военные лены выдавались в пожизненное владение рыцарям (сипахи). Последние полностью освобождались от государственных налогов. Взамен они обязаны были исправно нести военную службу, регулярно являться на смотры и участвовать в походах со своими ополченцами. Число ополченцев определялось размерами лена. Обычно с каждых 3 тыс. акче дохода выставлялся один всадник. В зависимости от дохода лены делились на две группы. Военные лены с доходом свыше 20 тыс. акче назывались зеаметами, а их владельцы – заимами; лены с доходами до 20 тыс. акче назывались тимарами, а их владельцы – тимарджи или тимариотами.

После смерти сипахи, если он добросовестно выполнял свои воинские обязанности, его владение обычно передавалось его сыновьям. Им выдавалась новая жалованная грамота, за которую они вносили в казну определенную выкупную сумму.

Военно-ленная система была широко распространена в Малой Азии и на Балканском полуострове. В арабских странах она не получила большого развития, за исключением северных частей Сирии и Ирака. В Египте в основном была сохранена та же система феодального землевладения, что и при мамлюкских султанах. Все земли принадлежали феодалам: мультазимам (землевладельцам-откупщикам), турецкому паше и мусульманскому духовенству.

В Сирии и Ливане, так же как в Египте, завоеватели сохранили феодальный строй. Вся земля осталась в руках местной арабской феодальной знати (за исключением Северной Сирии). Своеобразно складывались феодальные отношения в Ираке, где существовали резкие различия между севером и югом страны. На севере Ирака земли находились в руках курдских беков, возглавлявших аширетные племена. На юге Ирака сохранялись патриархальные отношения. Земли принадлежали арабским племенам и составляли их коллективную собственность. Примерно такое же положение сложилось в Северной Африке, где турки овладели частью земель в прибрежной полосе и вели бесконечную борьбу с арабскими и берберскими племенами, отстаивавшими свои земельные права.

Повсюду в арабских странах крупная феодальная собственность на землю сочеталась с мелким крестьянским хозяйством. Крупных хозяйств не было. Взимая огромные налоги и поборы, землевладельцы присваивали не только прибавочный, но часто и необходимый продукт и потребляли его непроизводительно. Хозяйство было застойным, в лучшем случае обеспечивавшим простое воспроизводство.

Голод, тяжелый труд, барщина, многочисленные налоги и повинности, прикрепление к земле, бесправие, издевательства помещика и его слуг – таков был удел арабского крестьянства. Часто феллахи, не выдержав гнета, восставали. Но тогда на них обрушивались банды янычар и их арабских приспешников. Расправа была свирепой. Кодекс султана-«законодателя» предписывал беспощадно расправляться с крестьянскими восстаниями.

IV

Период османского господства в арабских странах совпал с оживлением и быстрым развитием международной торговли. Европейская промышленность испытывала потребность в дополнительных рынках.

Одним из таких рынков была безусловно обширная Османская империя. Турецкие и арабские феодалы покупали английские и голландские сукна, французские шелка и вина, русские меха, венецианское стекло, богемский хрусталь. В Европу вывозились зерновые, шелк-сырец, шкуры, сырая шерсть, плоды, орехи, оливковое масло, домашняя пряжа и ткани. По существу происходил обмен сырья, изымаемого феодалами у производителей в виде натуральной ренты, на чужеземные предметы роскоши. В роли посредников и контрагентов европейских купцов выступали армяне, греки и отчасти арабы, по сути дела представлявшие их агентуру.

Внутренняя торговля была развита довольно слабо, хотя постепенно росли центры локального обмена между городом и деревней. Изделия городских ремесленников обычно продавались здесь же, в городе, на еженедельных базарах и ежегодных ярмарках.

Преобладание европейцев в торговле Османской империи объяснялось двумя обстоятельствами. Во-первых, Европа к этому времени обогнала Турцию и в культурном и в экономическом отношениях. Европейские купцы обладали большими капиталами, а также значительно большим опытом торговли, лучшей организацией дела и транспортировки товаров – одним словом, лучшей «торговой культурой». Во-вторых, режимом капитуляций. «Капитуляциями» в Османской империи назывались грамоты, предоставлявшие европейским купцам особые права и привилегии.

Первоначально капитуляции были льготами, которые турецкий султан добровольно и в одностороннем порядке даровал иностранным купцам и в любое время мог взять назад. Первые капитуляции были даны итальянским купцам в XIV в. Они разрешали им селиться в османских городах, торговать и отправлять свой религиозный культ. В них содержались гарантии имущества и устанавливались размеры пошлин, взимаемых с купцов.

В XVI в. капитуляции приняли характер двусторонних договоров. Первый договор такого рода был заключен в 1535 г. между Сулейманом Законодателем и Франциском I. Французы получили не только право торговать, но также целый ряд привилегий (суда других наций могли заходить в османские порты только под французским флагом, свобода отправления культа, доступ к «святым местам» и «попечение» над ними). В 1604 г. аналогичные договоры были заключены с англичанами и венецианцами, которые стали торговать в Турции под своим флагом. Постепенно аналогичные права распространялись и на подданных других европейских держав.

Когда Османская империя стала слабеть, европейские державы стали рассматривать капитуляции как свои бесспорные привилегии, не подлежащие отмену. Они добились их расширения и распространения на своих местных контрагентов. Лица, пользовавшиеся капитуляционными правами, освобождались от налогов, были неподсудны турецким судам, их имущество не могло быть конфисковано.

Режим капитуляций сохранился до XX в. (в Египте, например, до 1937 г.) и был использован европейскими державами как одно из орудий колониального закабаления арабских стран. Он в корне подрывал развитие национального капитала и ставил местное купечество в неравноправное положение.

Исключительно важное место в жизни военно-феодальной Османской империи занимала армия. Ее основу составляло сипахийство. Рыцари (сипахи) должны были жить в пределах всех округов, где находились их тимары. Каждый из этих округов назывался «санджак» или «лива» («знамя»), а проживающие в них рыцари составляли боевую единицу османской конницы. В случае войны они собирались во главе своих ополченцев под «знамя» санджак-бея, правителя округа, одновременно командовавшего рыцарским ополчением своего санджака.

Османская пехота состояла из янычар (от турецкого «епни чери» новое войско). Это был привилегированный корпус профессиональной пехоты, созданный в XIV в. Первоначально он пополнялся за счет захваченных в плен славянских мальчиков, которых насильственно обращали в ислам и обучали военному делу. Они не имели семей, были оторваны от местного населения и ревностно служили турецкому султану.

Турки навязали арабским странам свое административное деление.

Сирия и Палестина были разделены на четыре пашалыка с центрами в Алеппо, Дамаске, Триполи и Сайде (с конца XVI11 в. в Акке). В особый санджак выделялся район г. Иерусалима. В Ираке было два пашалыка – Мосульский и Багдадский, в Аравии также два – Хиджаз и Йемен. Египет, Триполи, Тунис и Алжир составляли отдельные независимые друг от друга пашалыки. Наконец, сомалийское побережье с середины XVI в. до середины XVIII в. представляло самостоятельный пашалык Хабаш. Территория Ливана сохраняла автономию под управлением арабских эмиров.

Наместники султана пользовались в своих владениях неограниченной властью. Центральное правительство не докучало им мелочной опекой. По своему усмотрению они устанавливали и собирали налоги, распределяли поместья, творили суд и расправу, командовали войсками и вели войны с соседями или непокорными вассалами.

Никаких прочных связей между отдельными провинциями не существовало. При внешней централизации Османская империя по сути дела представляла собой децентрализованное государство. В нем не было ни внутренней экономической спайки, ни национального единства. По существу, это был конгломерат различных стран и народов, объединенных мечом завоевателя. Отсюда – центробежные силы, подтачивавшие империю.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»