Лекция 9

АРАВИЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XVIII – НАЧАЛЕ XX В.

План

1.   Аравия накануне возникновения ваххабизма. Учение Мухаммеда ибн аль-Ваххаба и образование ваххабитского государства.

2.   Походы ваххабитов в арабские провинции Османской империи: цели и итоги.

3.   Аравия в первой половине XIX в. Борьба против египетского владычества.

4.   Английская экспансия в Адене, Омане, Персидском заливе и ее последствия.

5.   Укрепление позиций Англии в Южной и Восточной Аравии. «Исключительные соглашения» с Бахрейном и Маскатом.

6.   Борьба великих держав за Персидский залив. Англо-французский конфликт из-за Омана. Англо-германский конфликт из-за Кувейта. Позиция России в кувейтском вопросе.

7.   Англо-турецкая борьба за Персидский залив и роль Германии в геополитическом соперничестве в зоне залива.

8.   Падение и восстановление ваххабитского государства. Войны ваххабитов против Турции и завоевание аль-Хассы.

Литература:

1.    Арухов З. Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Проблемы взаимоотношений власти и общества. Махачкала, 2002.

2.    Бодянский В. Бахрейн: к истории Персидского залива. М., 1961

3.    Бондаревский К. Багдадская железная дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1808-1903). Ташкент, 1965

4.    Васильев А. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. М., 1967

5.    Васильев А. История Саудовской Аравии. М., 1967

6.    Васильев А. История Саудовской Аравии (1745-1971). М., 1972

7.    Васильев А. История Саудовской Аравии (1745-конец XIX в.). М., 1999.

8.    История Во-стока. В 6-ти т. Т. 4: Восток в новое время (конец XVII – начало XХ в.). Кн.1. М., 2004, Кн. 2. М., 2005.

9.    Луцкий Б.В. Новая история арабских стран. М., 1965, 1966

10.    Прошин Н. Саудовская Аравия: историко-экономический очерк. М., 1964

11.    Силин А. Экспансия германского империализма на Ближнем Востоке накануне Пер-вой мировой войны (1908-1914). М., 1976

12.    Туманович Н. Европейские державы в Персидском заливе в XVI – XIX вв. М., 1982.

13.    Туполев Б. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». М., 1991.

I

Государство Саудидов возникло в Аравии в XVIII в. в результате движения мусульманских реформаторов-ваххабитов. Это государство охватило большую часть аравийского полуострова (центральные, северные и восточные области, носившие древние названия Неджд, Хиджаз и Эль-Хаса). Со времен пророка Мухаммеда и до появления ваххабизма Аравия не знала единой власти, стабильности и мира. На протяжении веков она была раздроблена на мелкие и мельчайшие оазисы-государства или их объединения, кочевые племена или их конфедерации. Экономическая разобщенность отдельных оазисов и племен, этих самостоятельных хозяйственных единиц, и размеры пустынного полуострова, где островки человеческой жизни были порой разделены сотнями километров, действовали как факторы децентрализации. Объединению также препятствовали племенные и местнические различия аравийского населения, диалектальные особенности языка, пестрота и противоречивость религиозных верований и представлений.

Огромную роль в истории Аравии сыграло то обстоятельство, что на территории Хиджаза находятся священные города ислама Мекка и Медина, являвшиеся на протяжении столетий центрами ежегодного хаджа (паломничества) миллионов «правоверных» со всего мира. Религиозные обстоятельства способствовали тому, что в Мекке и некоторых других районах Хиджаза еще с X в. установилась власть шерифов (шарафа — честь) — правителей, претендовавших на происхождение от пророка Мухаммеда, через его внука Хасана сына Али и Фатимы.

Мусульманские империи, возникавшие и распадавшиеся на Ближнем и Среднем Востоке, прямо или косвенно оказывали воздействие на Аравию. Начиная с XVI в. Постоянным фактором аравийской политики стали турки. Вскоре после захвата ими Египта наступила очередь Хиджаза, Йемена, Эль-Хасы и других районов Аравии. При этом огромное значение для последующей истории мусульманского мира имело то, что вхождение в Османскую империю священных городов Хиджаза позволило турецким падишахам принять также титул религиозного главы всех мусульман – халифа.

Феодально-племенная раздробленность Аравии облегчала иностранным завоевателям захват полуострова. Начиная с XVI в. англичане, голландцы и португальцы создали свои базы на восточном побережье Аравии. В XVIII в. персы захватили аль-Ха-су, Оман и Бахрейн. Только Внутренняя Аравия, окруженная кольцом пустынь, оставалась недоступной для захватчиков. Поэтому в приморских областях Аравии объединительное движение приняло форму борьбы с иноземными захватчиками. В Йемене оно возглавлялось зейдитскими имамами и уже в XVII в. завершилось изгнанием турок. Имамы сосредоточили в своих руках всю населенную (горную) часть страны.

В Хиджазе турки сохранили лишь номинальную власть; реальная власть принадлежала арабским духовным феодалам — шерифам. Из Омана персы были изгнаны в середине XVIII в.; с Бахрейна — в 1783 г.; там также утвердились арабские феодальные династии. Напротив, во Внутренней Аравии, в Неджде, где не приходилось бороться с внешними врагами, объединительное движение приняло наиболее четкую и последовательную форму. Это была борьба за единство арабских племен, за централизацию княжеств Неджда, за собирание «земель аравийских» в одно целое, что, впрочем, также предполагало антиосманскую направленность. В основу этой борьбы была положена новая религиозная идеология, названная ваххабизмом.

Основоположником ваххабитского учения был недждийский богослов Мухаммед ибн Абд-аль-Ваххаб из оседлого племени бану Тамим. Он родился в 1703 г. в Уяйне (Неджд). Его отец и дед были улемами. Так же, как и они, готовясь к духовной карьере, он много путешествовал, бывал в Мекке, Медине, по некоторым сведениям, даже в Багдаде и Дамаске. Всюду он изучал богословие у виднейших улемов, принимал активное участие в религиозных диспутах. Возвратясь в начале 1740-х годов в Неджд, он выступил перед своими сородичами с проповедью нового религиозного учения. Он обрушился с резкой критикой на распространенные среди арабов остатки первобытных верований, на почитание фетишей – скал, камней, источников, деревьев, на пережитки тотемизма, на культ святых. Хотя формально все арабы исповедовали ислам и считали себя мусульманами, фактически в Аравии существовало множество местных племенных религий. Каждое арабское племя, каждая деревня имели свои фетиши, свои верования и обряды. Это многообразие религиозных форм, обусловленное примитивным уровнем общественного развития и раздробленностью Аравии, было серьезным препятствием на пути к политическому единству. Этому религиозному полиморфизму Мухаммед ибн Абдальваххаб противопоставлял единую доктрину — таухид (т. е. «единение»). Формально он не создавал новых догматов, но лишь стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической «чистоте».

Антитурецкая направленность ваххабизма имела конечной целью изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем «чистого» ислама.

Во главе объединительного движения стали феодальные правители небольшого недждийского княжества Даръийя – эмир Мухаммед ибн Сауд (умер в 1765 г.) и его сын Абдальазиз (1765-1803), принявшие ваххабитское учение и в 1744 г. вступившие в союз с Мухаммедом ибн Абдальваххабом. К 1786 г. ваххабизм одержал полную победу в Неджде. Мелкие и некогда враждовавшие между собой недждийские княжества образовали сравнительно крупное феодально-теократическое государство во главе с династией Саудидов. В 1791 г., после смерти основателя ваххабизма Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, саудидские эмиры объединили в своих руках светскую и духовную власть.

Победа ваххабизма в Неджде и возникновение саудовского государства не создавали нового общественного строя, не выдвигали к власти новый общественный класс. Но они в конечном счете ослабляли феодальную анархию и раздробленность Аравии, и в этом было их прогрессивное значение.

Однако ваххабиты еще не сумели создать централизованное государство с четкой административной организацией. Во главе покоренных городов и селений они оставляли прежних феодальных правителей – при том условии, что те принимали ваххабитское учение и признавали ваххабитского эмира своим сюзереном и духовным главой. Поэтому ваххабитское государство было в XVIII в. крайне непрочным. Оно потрясалось постоянными феодальными и племенными мятежами. Не успевали ваххабитские эмиры присоединить к своим владениям один округ, как начинался мятеж в другом. И ваххабитским войскам приходилось метаться по всей стране, жестоко расправляясь повсюду с «вероотступниками».

II

В конце XVIII в. ваххабитское государство, объединившее под своей властью все провинции Неджда, перешло от обороны к наступлению. В 1786 г. ваххабиты совершили свой первый набег на побережье Персидского залива – на область аль-Хасу. Семь лет спустя, в 1793 г., эта область была завоевана ими. Так начался период ваххабитских завоеваний за пределами Неджда. После смерти Абдальазиза ими руководил эмир Сауд (1803—1814), создавший большое арабское государство, объединившее почти весь Аравийский полуостров.

В 1806 г. Ост-Индская компания послала свой флот в Персидский залив и вместе с кораблями своего маскатского вассала блокировала ваххабитское побережье. Борьба закончилась временным поражением ваххабитов. Но действия англичан на море не могли поколебать преобладания ваххабитов на суше. Все аравийское побережье залива по-прежнему находилось в их руках.

Начиная с 1794 г. они из года в год совершали набеги на степные окраины Хиджаза и Йемена, захватывали расположенные близ границы оазисы, обращали в свою веру пограничные племена. В апреле 1803 г. они захватили Мекку. С усердием принялись они истреблять все проявления фетишизма и идолопоклонства. Кааба была лишена своего богатого убранства; могилы «святых» были разрушены; муллы, упорствовавшие в старой вере, были казнены. Объединив почти всю Аравию, ваххабиты стремились теперь включить в свое государство другие арабские страны, прежде всего Сирию и Ирак.

В Сирии и в Ираке ваххабиты сражались не хуже, чем в Омане или в Хиджазе. Для объединения Сирии и Ирака с Аравией еще не было объективных предпосылок; жители Сирии и Ирака рассматривали ваххабитов как чужеземных завоевателей и оказывали им сопротивление. Но зато реальным результатом полувековой борьбы ваххабитов была единая Аравия.

Таким образом, на заре XIX столетия воинственному эмирату Саудидов, используя цепи интриг и кровавую агрессию, удалось присоединить к себе Хиджаз. Объединив под своей эгидой почти всю Аравию, ваххабиты достигли не только военной и политической победы. С утверждением в священных землях ислама решительные правители молодого государства стали претендовать на религиозное лидерство во всем мусульманском мире.

III

Известие о взятии ваххабитами Мекки в 1803 г. и Медины в 1804 г. повергло османские власти в панику и уныние. Османов беспокоило не столько насильственное отторжение от их «Богом хранимого» государства бедных полупустынных земель — это наносило их престижу и духовному авторитету сокрушительный удар. Ведь в той мере, в какой падал в глазах миллионов правоверных престиж Сиятельной Порты, в такой же увеличивалось значение и могущество новых покровителей Мекки и Медины – Саудидов. Вот почему османские султаны рассматривали растущее ваххабитское государство как серьезную угрозу своему господству, особенно в арабских странах.

Единственная реальная возможность разгромить ваххабитов заключалась в привлечении к этой «богоугодной миссии» Мухаммеда Али – могущественного вассала Османского султана и правителя Египта. Неудачи первых месяцев войны не лишили египтян уверенности в своих силах. В ноябре 1812 г. египтяне овладели Мединой, в январе 1813 г. взяли Мекку, город-оазис Таиф и ключевой красноморский порт Джидду. Однако даже после этих впечатляющих успехов положение египетской армии нельзя было назвать благополучным. Она несла огромные потери, причем не столько в ходе военных действий, сколько из-за смертности в результате непрекращающихся эпидемий, нестерпимой жары и голода. Когда ваххабиты усилили натиск на Хиджаз, осадили Медину и развернули партизанскую войну на египетских коммуникациях, Мухаммед Али принял решение лично возглавить свои войска в Аравии, одержав ряд важных побед.

Весной 1815 г. был подписан мир. По условиям договора Хиджаз перешел под управление египтян, а ваххабиты сохранили за собой только районы Центральной и Северо-Восточной Аравии – Неджд и Касым. Эмир Абдалла дал формальное обещание подчиняться египетскому губернатору Медины и признал себя вассалом турецкого султана. Однако условия мира изначально не устраивали ни ваххабитов, считавших их унизительными, ни Османского султана, жаждавшего полного разгрома Саудидского эмирата, ни самого Мухаммеда Али, который уже добился побед, «сворачивая ковер аравийских пустынь».

В 1816 г. кровопролитная война в Аравии возобновилась. Во главе египетской армии был поставлен приемный сын Мухаммеда Али – Ибрахим-паша, полководец, обладавший железной волей. Он решил во что бы то ни стало, ценой каких угодно потерь, проникнуть в сердце ваххабизма – во внутреннюю Аравию и раздавить ваххабитское движение в самом его очаге. В течение двух лет войска Ибрахима осаждали один за другим важнейшие центры провинций Касыма и Неджда. 15 сентября 1818 г. после пятимесячной осады пала Диръия. Египтяне не оставили там камня на камне, и она исчезла с географических карт. Ваххабитский эмир Абдалла сдался на милость победителей и был казнен в Стамбуле. Во всех городах Неджда срыли укрепления. Египтяне торжествовали победу, и, казалось, ваххабитское государство было похоронено навсегда. В городах покоренного Неджда и Хиджаза обосновались египетские гарнизоны. Но завоевателям так и не удалось подавить силы сопротивления и прочно укрепиться в стране. Горы и пустыни Аравии служили убежищем для недовольных и являлись очагами ваххабитских восстаний.

IV

Разгром ваххабитов на юге и востоке Аравии вызнал серьезное беспокойство Англии. Она претендовала на безраздельное господство в водах Аравийского моря и Персидского залива.

Ост-Индская компания считала эти воды своим владением. Здесь находились ее резидент, ее морские базы и флот, и она отнюдь не хотела допускать сюда ни одно сильное государство. Естественно, поэтому, что продвижение египтян к Йемену, оккупация аль-Хасы и планы Мухаммеда Али, направленные на объединение всей Аравии под своей властью, натолкнулись на ожесточенное сопротивление англичан. Они резко активизировали свою экспансию в Южной Аравии и на Персидском заливе, стремясь во что бы то ни стало закрепить за собой морские пути в Индию.

В 1839 г., проведя морскую карательную экспедицию, англичане захватили Аден. Захват был оформлен в виде коммерческой сделки. На востоке Аравии Англия длительное время боролась с местными феодальными правителями и племенами Пиратского берега, или Джавассы. Они были союзниками ваххабитов, занимались морской торговлей и пиратством. Первые десятилетия XIX в. Ост-Индская компания вела ожесточенную морскую войну с пиратами. В 1811 г. эмир Сауд предложил англичанам мир. Но они отвергли его, считая ваххабитов своими единственными серьезными противниками.

V

В 20-40-е годы XIX в. Англия навязала ряд новых договоров правителям Договорного Омана, Маската и Бахрейна и под предлогом нарушения этих договоров, запрещавших пиратство и работорговлю, вмешивалась в дела государств Персидского залива, который превратился в своего рода «английское озеро».

Активные действия британцев помешали египтянам утвердиться в Персидском заливе. К тому же египтяне не имели твердой базы в тылу залива, в Неджде. После ваххабитского восстания 1821 г. они постепенно очищали территорию Неджда и в 1830 г. ушли из аль-Хасы. Лишь в 1839 г., после вторичного завоевания Неджда, египтяне вновь заняли аль-Хасу, но продержались здесь недолго. Сломив могущество Мухаммеда Али в Сирии, англичане тем самым избавились от опасного для них соперника в Персидском заливе.

VI

После изгнания египтян из Аравии англичане безраздельно правили побережьем Персидского залива и Аденом. Кроме Омана, потерявшего независимость в 1798 г., под властью Англии с 1820 г. находились семь шейхств Договорного Омана и Бахрейн. Во всех этих мелких и мельчайших государствах Англия оставила власть в руках местных правителей, ограничившись установлением так называемых союзных отношений.

В 1861 г. Англия навязала Бахрейну новую конвенцию. По условиям этой конвенции она обязалась «защищать» Бахрейн от внешнего нападения и получила право в любое время вводить на его территорию свои войска. Подписание этой конвенции по сути дела означало установление британского протектората над Бахрейном.

Британская экспансия в Персидском заливе встретила открытое противодействие Турции и Ирана, которые предъявляли свои права на целый ряд территорий. В 1868 г. Англия установила было «союзные отношения» с Катаром. Однако через три года это шейхство пришлось уступить Турции.

В Омане британским позициям угрожала Франция. Маскатский сейид был наиболее надежным «союзником» Англии в Аравии. Британский политический агент прочно держал его в своих руках. Под предлогом совместной борьбы против пиратства и работорговли Англия навязала ему ряд новых неравноправных договоров (1839 и 1845 гг.), которые укрепляли «союзные отношения» между Англией и Оманом. Еще в 1834 г. англичане заставили маскатского сейида Саида уступить им острова Курья-Мурья. В 1857 г. они захватили о. Перим, который был присоединен к колонии Аден.

В середине XIX в. Оман стал объектом англо-французской борьбы. В 1846 г. Франция заключила с Оманом торговое соглашение наподобие англо-оманского торгового договора 1839 г. В 1861 г. она протестовала против раздела Омана на две части. Англо-французский конфликт кончился компромиссом: 10 марта 1862 г. Англия и Франция подписали в Париже совместную декларацию о «независимости» Маската и Занзибара. Таким образом, Франция примирилась с фактическим разделом Омана; Англия же признала его призрачную «независимость», причем тотчас же показала, что она нисколько не считается с этой бумажной декларацией.

VII

В 70-80-х годах, после открытия Суэцкого канала англичане значительно расширили территорию своих южноаравийских владений. К началу первой мировой войны англичане навязали неравноправные договоры 23 мелким и мельчайшим султанатам и 11 шейхствам Южной Аравии, установили над ними протекторат и объединили их под властью аденских колониальных властей. В 1871 г. в Омане – старейшей английской колонии на Аравийском полуострове – англичане сумели подавить крупное народное восстание, продолжавшееся около десяти лет.

Против установления английского протектората выступила Франция, которую поддержала Россия. Франция обвиняла Англию в нарушении декларации 1862 г. о «независимости» Омана и потребовала уважения своих прав. В порядке демонстрации решимости в оманские воды зачастили французские, а также русские военные, суда.

Английский флот, однако, продолжал оставаться в Омане. Более того, в ответ на русско-французскую военно-морскую демонстрацию англичане обстреляли и захватили одну из оманских фелюг, плававших под французским флагом. Как и в Фашоде, под угрозой крупного вооруженного столкновения Франция была вынуждена отступить. Спор о концессии был передан в Гаагский международный трибунал, и в 1904 г., после заключения договора об Антанте, потерял свою остроту и отошел на задний план. Гаагский трибунал вынес решение в пользу Англии. Франция отказалась от притязаний на Оман и вместо угольной станции в Маскате получила право пользоваться угольной станцией в Мукалле. В 1916 г. она отказалась от своих прав и на эту угольную станцию, а в 1920 г. закрыла свое консульство в Маскате.

В середине 90-х годов, опасаясь русских и немецких планов выхода к Персидскому заливу, Англия обратила внимание на Кувейт – бесплодный кусок пустыни, примыкавший с юга к Шатт-эль-Арабу и Басре. Кувейт находился под суверенитетом Порты, хотя турецких войск там не было. В 1895 г. англичане предложили шейху Кувейта Мухаммеду ибн Сабаху установить с ними «союзные, отношения» по примеру других княжеств Персидского залива. В ответ на его отказ в мае 1896 г. Мухаммед и его приближенные были убиты. К власти пришел брат Мухаммеда – шейх Мубарак ибн Сабах.

Установив контроль над Кувейтом, Англия замкнула кольцо своих владений на Персидском заливе. Это было последнее звено в цепи, превратившей Персидский залив в «английское озеро».

VIII

Борьба держав за Кувейт тесно переплеталась с борьбой ваххабитских династий – Рашидидов и Саудидов – за гегемонию в Северной Аравии. В апреле 1906 г. Саудиды нанесли Рашидидам решающее поражение. Рашидидский эмир Абд-аль-Азиз погиб в битве. Его преемник Митаб поспешил заключить мир и признал права Саудидов на Неджд и Касым. Путем обмена письмами турецкий султан Абдул-Хамид подтвердил это соглашение. Ваххабитское государство Саудидов было восстановлено.

Поддержав наступление ваххабитов против турок, англичане преследовали две цели. Во-первых, не за горами была мировая война. Турция, находившаяся под властью младотурок, была на стороне Германии. Пребывание турецких войск в аль-Хасе означало появление там и немецких войск. Надо было ликвидировать этот очаг немецко-турецкого влияния на Персидском заливе, и это можно было сделать руками Ибн Сауда. Во-вторых, Ибн Сауд обещал англичанам достаточно высокую цену за завоевание аль-Хасы. Он обещал стать под протекторат Англии и поддерживать её в ходе войны. Такой договор был заключен в декабре 1915 г. Ибн Сауд обязался не выступать против Англии и согласовывать с ней свою внешнюю политику, не отчуждать своей территории третьим державам и уважать целостность английских владений на Аравийском полуострове. Этот договор действовал до 1924 г. Все это время ваххабитский Неджд находился под протекторатом Англии.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»