Лекция 8

СИРИЯ, ПАЛЕСТИНА, ЛИВАН И ИРАК В ПЕРИОД ВМЕШАТЕЛЬСТВА АНГЛИИ И ФРАНЦИИ И РАСЧЛЕНЕНИЯ ИХ ДЕРЖАВАМИ АНТАНТЫ

 План

1.       Сирия, Палестина, Ливан и Ирак в эпоху Танзимата: конец 30-х – начало 70-х гг. XIX в.

2.       «Арабское возрождение»: сущность и особенности культурного развития.

3.       Сирия, Палестина, Ливан и Ирак в конце XIX – начале ХХ в. в аспекте геополитических сдвигов.  

4.       Расчленение их державами Антанты и превращение в полуколонии западных держав.

Литература:

1.        Адамов А. Ирак Арабский, Боснийский вилайет в его прошлом и настоящем. СП., 1912

2.        Базили К. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и полити-ческом отношениях. М., 1962

3.        Бондаревский К. Багдадская железная дорога и проникновение германского империализма на Ближний Восток (1808-1903). Ташкент, 1965

4.        Жантиев Р. Контакты между Востоком и Западом в сирийских провинциях Османской империи XVIII – сер. XIX в.: анализ источников // Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1995. № 4

5.        Лазарев М. Крушение турецкого господства на Арабском Востоке. М., 1960

6.        Крымский А. Письма из Ливана (1896-1898). М., 1985

7.        Луцкий Б.В. Новая история арабских стран. М., 1965, 1966

8.        Салиби К. Очерки истории Ливана. М., 1969

9.        Смилянский И. Городской бунт. Сирия и Египет XVIII – начала ХХ в. // Восток. 1991. № 1

10.    Сирия, Палестина, Ливан в описаниях русских путешественников, консульских и военных обозревателей первой половины XIX в. М., 1991.

11.    Панченкова Л. Политика Франции на Ближнем Востоке и Сирийская экспедиция (1860-1861 гг.). М., 1966

12.    Тер-Мкртчян Л. Армянские источники о Палестине V – XVIII вв. М., 1991.

I

В Османской империи шёл процесс разложения феодальных отношений в деревне. В порабощенных турками балканских провинциях, где развитие капиталистических отношений началось раньше, чем в собственно Турции, росло национально-освободительное движение. Греция и Сербия фактически уже отпали от Османской империи. Чтобы предотвратить полный развал империи и падение султанской власти, наиболее дальновидные представители феодально-бюрократической верхушки разработали план дальнейших реформ. Они понимали, что для спасения империи реформ, проведенных Махмудом II, было недостаточно и что необходимо осуществить новые, более решительные преобразования.

Инициатором нового плана реформ выступил либерально настроенный министр иностранных дел, «западник» Решид-паша. Его программа, в общем, была довольно скромна. Она не затрагивала основ феодального способа производства и целиком сохраняла неограниченную власть султана. Разгром турок войсками Мухаммеда Али показал Порте, что дальше откладывать реформы нельзя. 3 ноября 1839 г., четыре месяца спустя после Незиба и смерти Махмуда II, новый султан Абдул-Меджид (1839-1851) созвал в свой Дворец роз (Гюль-хане) высших сановников, иностранных послов и представителей купечества. Перед собравшимися был зачитан манифест, получивший название «Гюльхансйского хатти-шерифа», в котором провозглашалась программа реформ. Преобразования, намеченные хатти-шерифом, назывались в нем «танзимат-и хайрие» «облагодетельные реформы»). Отсюда весь период преобразований в истории Османской империи получил название танзимата.

Вследствие этого манифест обещал «посредством новых учреждений доставить областям, составляющим нашу империю, блага хорошего управления». Эти новые учреждения должны были обеспечить:

1. Полную безопасность жизни, чести и имущества подданных независимо от их религиозной принадлежности.

2. Правильный способ распределения и сбора налогов.

3. Правильный способ призыва на военную службу и ограничение ее продолжительности.

При всей своей умеренности и половинчатости Гюльханейский хатти-шериф встретил яростное сопротивление со стороны наиболее реакционных феодалов, сановников и представителей духовенства. При этом, политика танзимата все же принесла некоторые результаты. Прежде всего была сделана попытка провести разделение властей, отделить гражданскую администрацию от военной и создать новое судопроизводство. По закону 1843 г. в империи вводилась всеобщая воинская повинность и устанавливался пятилетний срок военной службы.

В 1840 г. султан приступил к судебной реформе, растянувшейся на много лет. Административная реформа, связанная с отделением гражданской власти и военной, четко определила обязанности вали (губернаторов) и каймакамов, управлявших соответственно вилайетами и санджаками. Они становились сменяемыми чиновниками, наделенными исключительно гражданской властью.

После ухода войск Мухаммеда Али Сирия и Палестина вернулись под власть турок. Порта сразу же приступила к налаживанию управления этими далекими от центра провинциями. Несмотря на противодействие реакционеров, правительство постепенно проводило в жизнь новые законы. Губернаторы сирийских эйалетов – как и во всей Османской империи – были лишены военных и финансовых прерогатив. Были назначены особые финансовые чиновники— дефтердары и мухасыли, подчиненные непосредственно министерству финансов. По система откупов фактически сохранилась. После .проведения военной реформы в Сирии был расквартирован корпус новой регулярной армии — Арабистан Ордусы, независимый от гражданских властей. Его командующий— мушир — подчинялся непосредственно военному министерству.

Новые либеральные идеи, которые воодушевляли турецких реформаторов и нашли отражение в Гюльханейском хатти-шерифе, чрезвычайно медленно проникали и в Ирак, охваченный экономической разрухой, феодальными мятежами и племенными междоусобицами. Эти реформы не вызвали в Ираке никакого общественного движения и практически ничего не дали. Новая администрация была если не столь деспотична, то куда более продажна. Народные массы по-прежнему страдали от вымогательств и лихоимства чиновников, зачастую не отделявших собственные интересы от государственных.

II

На Востоке Возрождение (Нахда), которое было напрямую связано с экспансией Запада, приходится на XVIII в. и связано с пребыванием у власти Мухаммеда Али Паши.

Выделяют три основных направления «Арабского Возрождения»:

1. создание современного типа государства (с новыми типами госуд. институтов – армии, полиции, госадминистрации и единым полем воздействия на социальную сферу)

2. образование единого пространства в социальных, экономических и политических отношениях

3. возникновение условий самостоятельного внутреннего развития наций

Конец XIX – начало XX вв. время важнейших социально-политических, экономических и культурно-идеологических перемен на Арабском Востоке. Причины: новый мощный всплеск национально-освободительного движения против всех видов иностранного порабощения (османское и французское господство); вовлечение арабских стран в сферу мирового капиталистического хозяйства, ломка отживших феодальных устоев и зарождение арабской национальной буржуазии, преимущественно торгово-финансовой. Этими факторами и объяснялся небывалый культурный подъем, широкое просветительское движение, которые охватили Египет, Сирию, Ливан и другие арабские страны в 60-ых XIX.

По аналогии с европейским Просвещением подобное культурное возрождение и пробуждение получило у арабов название «Нахда» («Эпоха Возрождения»). Оно представляло собой мощное общественное движение светского характера. Его возглавляли наиболее передовые арабские мыслители, литераторы и политики: Рифа Рафии Ат-Тахтави, Абдаллах Недим, Касим Амин, Мустафа Камиль, Мустафа Аль-Манфалути (Египет), Насиф Йазиджи, Абид Исхак, Бутрус Аль-Бустани, Джирджи Зейдан, Фарах Антун (Сирия, Ливан). Все они пытались пересмотреть весь образ жизни арабского мира, нравы и обычаи, отношения в семье, особое внимание уделялось женской эмансипации. При этом у них вырабатывалось критическое отношение к официальной религии, которая, по их мнению, мешала людям постичь подлинные естественные законы бытия и процессы, происходящие во вселенной. Их первоочередные задачи: ознакомление масс с передовыми достижениями европейской цивилизации в области культуры, науки и образования; критика религиозной нетерпимости и феодальных пережитков; творческое переосмысление и возрождение культурно-исторического наследия своих стран. Нахда была и активным религиозно-реформаторским движением («исламский модернизм», Египет, идеолог – Джамал ад-Дин ал-Афгани). Все эти процессы получили наиболее активное развитие в среде сирийско-ливанской христианской интеллигенции – выпускников миссионерских школ.

III

Вплоть до первой мировой войны Ирак, Сирия, Ливан, Палестина оставались провинциями Османской империи, но они уже к началу XX d. являлись полуколониями европейского капитала. Решающую роль в колониальной эксплуатации Ирака играл английский капитал, который встречал растущую, конкуренцию со стороны германского капитала, особенно после открытия богатых месторождений нефти в районе Мосула. В Сирии и Ливане преобладал французский капитал. После открытия Суэцкого канала возросло стратегическое и экономическое значение Палестины, контроль над которой стремились установить Англия, Франция и Германия. Большая роль в империалистических планах захвата Палестины отводилась сионистам.

Турецкий гнет, засилье иностранного капитала, с одной стороны, начавшееся развитие капитализма – с другой, способствовали зарождению и развитию в названных арабских странах национального движения. Его объективной задачей было освобождение арабских народов от гнета турецких феодалов и европейских колонизаторов. Но это движение было крайне неод­нородным по идеологии и социальному составу участников.

Арабские патриоты были активными участниками младотурецкой революции 1908 г. Они возлагали на нее большие надежды. Однако великодержавная политика паносманизма, которую проводили пришедшие к власти младотурки, вызвала недовольство арабов. В Сирии, Ливане, Ираке, Палестине, а также за пределами Османской империи действовали различные арабские национальные организации (общество «Молодая Аравия», «Партия децентрализации», «Лига реформ», организации арабов – офицеров турецкой армии и др.). Активизации их деятельности способствовал Первый арабский конгресс, состоявшийся в июле 1913 г. в Париже. Предполагалось, что наряду с другими вопросами конгресс обсудит и меры борьбы с притязаниями империалистических держав на арабские страны. Но по настоянию группировок, ориентировавшихся на Англию и Францию, этот вопрос был снят с повестки дня. Решения конгресса содержали требования широкой автономии арабских районов Османской империи, равноправия арабского языка с турецким. При посредничестве Франции было заключено соглашение между руководителями конгресса и младотурками о проведении реформ в арабских районах. Однако турецкое правительство всячески откладывало их осуществление, а после сначала первой мировой войны и вовсе отказалось от своих обещаний.

IV

Арабы до конца оставались на стороне Антанты во время Первой мировой войны и сыграли крупную роль на её завершающем этапе. К 1918 г. положение турок стало катастрофическим. Турецкий тыл полностью развалился. Повсюду действовали арабские партизанские отряды. К лету 1917 г. против турок выступили фактически все племена Сирии и Заиорданья. Арабские солдаты дезертировали из турецкой армии и массами присоединялись к партизанам. В Ираке арабские и курдские иррегулярные отряды уходили с фронта и обращали оружие против турок. Племена верхнего и среднего течения Евфрата систематически нападали на турецкие коммуникации.

В середине 1918 г. арабская армия Фейсала-Лоуренса заняла Маан, и Фсйсал намеревался было перенести операции в Сирию и поднять там всеобщее восстание. Но против этого решительно выступили англичане, больше всего опасавшиеся освобождения арабских стран самими арабами. В конце концов было решено сочетать восстание в Джебель-Друзе с вступлением английских войск в Сирию.

30 октября 1918 г. в Мудросе (порт на о. Лемнос в Эгейском море) на борту британского броненосца «Агамемнон» представители Порты подписали условия перемирия, продиктованные им английским адмиралом. Статья 16 Мудросского перемирия предусматривала сдачу союзникам всех турецких войск и полную ликвидацию турецкой администрации в Ливане, Сирии, Палестине, Ираке, Хиджазе, Асири и Йемене. Четырехсотлетнее турецкое господство в арабских странах было ликвидировано.

Арабы, однако, не смогли воспользоваться плодами этой победы. 30 сентября 1918 г. в день вступления арабских войск в Дамаск, в Лондоне было подписано англо-французское соглашение об оккупационном режиме на Арабском Востоке. Верховная власть на оккупированных арабских территориях передавалась фельдмаршалу Алленби. Вплоть до мирного урегулирования здесь должны были действовать английские военные законы. Гражданское управление оккупированными территориями делилось между союзниками. Ливан и Западная Сирия («синяя зона» по соглашению Сайкс — Пико) были переданы французской администрации во главе с верховным комиссаром Франции Пико. Восточная Сирия и Заиорданье, входившие в зоны «А» и «В» по соглашению Сайкс — Пико, были переданы под управление эмира Фейсала, который действовал от имени короля Хусейна. На остальных территориях, в том числе в «коричневой зоне» (Палестина) гражданская власть находилась в руках англичан, Хиджаз остался под властью Хусейна.

Арабы были недовольны. Особенно их возмущали действия французских властей, которые сняли в своей зоне арабские флаги, изгнали из Бейрута арабского губернатора и заставили арабов эвакуировать Латакию и северо-западные районы Сирии, освобожденные арабскими войсками. Они увидели, что союзники отнюдь не собираются выполнять соглашение Мак-Магона – Хусейна и создавать единое арабское государство.

Освободившись от турецкого гнета, арабы не получили долгожданной свободы и попали в зависимость от английских и французских колонизаторов. После первой мировой войны в истории арабских народов начался новый этап – этап борьбы против британского и французского империализма за полное национальное освобождение арабских стран.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»