Тема 1. Маркетинговые концепции управления персоналом

 

Маркетинг персонала - это вид деятельности, который направлен на выявление потребности в персонале, а также удовлетворение этих потребностей, то есть покрытие потребности организации в персонале.

Задача маркетинга персонала (или “персонал-маркетинга”) – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации.

- Введение корпоративной культуры

- Формирование и развитие маркетингового подхода к персоналу

- Распространение маркетинговой информации среди служащих

- Введение системы поощрения и награждения

-Кадровый аудит

Цели маркетинга могут быть деловыми, экономическими, социальными и формальными: 

Деловая цель маркетинга персонала подразумевает в себе предоставление кадрового потенциала для сохранения и повышения дееспособности предприятия. Для реализации этой цели необходимо согласование способностей представленных специалистов с требованиями предприятия по количеству, качеству и месту с учетом фактора и времени.

Формальные цели маркетинга персонала следует рассматривать в едином пространстве экономических и социальных целей. Экономические цели выражаются в том, что они направлены на оптимизацию и рентабельность всех затрат на персонал. Социальные цели преследуют личностные ожидания и субъективные представления о полезности персонала.

Основные предпосылки реализации маркетинга персонала.

Маркетинг персонала — это вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческих ресурсов.

Маркетинг персонала включает в себя:

·  Исследования рынка рабочий силы

·  Сегментирования рынка рабочий силы (может осуществлять по полу, квалификацией)

·  Исследования качество кандидатов, а также возможностей и требований.

·  Воздействовать на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей)

·  Формирование потенциальных кандидатов в внутри организации.

Цели маркетинга могут быть деловыми и формальными.

Деловая цель включает 2 формальные цели такие как:

·   Экономическая – экономичность и рентабельность, как критерии реализации мероприятия связанных с персоналом.

·   Социальная – личностные ожидания субъективное ощущение полезности, как критерий внедрения мероприятий, связанных с персоналом.

Процедура реализации стратегии маркетинга персонала может быть представлена следующими этапами.

Этап 1. Определение потребности в персонале

Необходимость планирования персонала обусловливается двумя основными причинами:

·     пригодные с точки зрения квалификации — в нужном количестве и по приемлемой для организации цене — работники не всегда имеются в каждое время и каждом месте.

·      излишний персонал не всегда может быть использован как внутри организации, так и вне нее.

Численность персонала рассчитывается так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач организации. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток — вызывает излишние расходы и ставит, таким образом, под угрозу существование самой организации.

Этап 2. Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Формирование сегментов потенциальных работников

Анализ привлекательности рабочего места, исследование поведения кандидатов на наем является центральным блоком в процессе маркетинга персонала, позволяющим получить информацию о факторах, влияющих на решение носителя способности к труду по поводу выбора места работы, участия в процессе отбора, необходимости и возможности пребывания в организации в рамках определенной перспективы, формирование рабочего поведения и достижения успехов в выполняемой работе.

Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера.

Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности.

К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия:

·       Основные фонды предприятия

·       Состав и квалификация персонала

·       Финансовые возможности

·       Навыки и компетенция руководства

·       Использование технологии

·       Имидж предприятия

·       Опыт работы предприятия на рынке

Важно заметить, что одной из важнейших частей внутренней среды будет характеристика маркетинговых возможностей. Стоит заметить, что они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников.

Концепция маркетинга персонала - это подход, в соответствии с которым осуществляется деятельность по выявлению потребности в персонале и поиску путей по ее удовлетворению.

1 концепция определяет эффективность маркетинга персонала как управления персоналом, исходя из органического единства управления и производства, но при этом вклад собственно управления персоналом определяется не совсем четко.

2 концепция опирается на именно маркетинг персонала и определяет потребности в персонале во взаимосвязи с управлением организацией. Однако количественная оценка такого вклада отсутствует.

Эффективность маркетинга персонала состоит из двух компонентов:

экономической эффективности, которая характеризует достижение целей путем использования персонала по принципу экономного расходования имеющихся ресурсов;

социальной эффективности, характеризующей степень удовлетворения потребностей в продукции и услугах отдельного предприятия, а также удовлетворения интересов работников.

Между экономической и социальной составляющей существует взаимосвязь, наблюдаемая в работе системы организации в целом. При этом имеет значение вопрос оптимального отбора факторов, влияющих на эффективность маркетинга персонала, и тех показателей, которые необходимо учитывать в оценке деятельности предприятия, то есть:

 -  эффективность маркетинга персонала определяется, исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за персоналом работ;

-  учет отраслевой специфики деятельности хозяйствующего субъекта;

-  точный учет отличительных особенностей деятельности персонала отдельных подразделений;

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»