| ||||||||
|
| |||||||
Тема 1. Маркетинговые концепции управления персоналом
Маркетинг персонала - это вид деятельности, который направлен на выявление потребности в персонале, а также удовлетворение этих потребностей, то есть покрытие потребности организации в персонале. Задача маркетинга персонала (или “персонал-маркетинга”) – владеть ситуацией на рынке труда для эффективного покрытия потребности в персонале и реализации тем самым целей организации. - Введение корпоративной культуры - Формирование и развитие маркетингового подхода к персоналу - Распространение маркетинговой информации среди служащих - Введение системы поощрения и награждения -Кадровый аудит Цели маркетинга могут быть деловыми, экономическими, социальными и формальными: Деловая цель маркетинга персонала подразумевает в себе предоставление кадрового потенциала для сохранения и повышения дееспособности предприятия. Для реализации этой цели необходимо согласование способностей представленных специалистов с требованиями предприятия по количеству, качеству и месту с учетом фактора и времени. Формальные цели маркетинга персонала следует рассматривать в едином пространстве экономических и социальных целей. Экономические цели выражаются в том, что они направлены на оптимизацию и рентабельность всех затрат на персонал. Социальные цели преследуют личностные ожидания и субъективные представления о полезности персонала. Основные предпосылки реализации маркетинга персонала. Маркетинг персонала — это вид управленческой деятельности, направленный на долговременное обеспечение организации человеческих ресурсов. Маркетинг персонала включает в себя: · Исследования рынка рабочий силы · Сегментирования рынка рабочий силы (может осуществлять по полу, квалификацией) · Исследования качество кандидатов, а также возможностей и требований. · Воздействовать на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей) · Формирование потенциальных кандидатов в внутри организации. Цели маркетинга могут быть деловыми и формальными. Деловая цель включает 2 формальные цели такие как: · Экономическая – экономичность и рентабельность, как критерии реализации мероприятия связанных с персоналом. · Социальная – личностные ожидания субъективное ощущение полезности, как критерий внедрения мероприятий, связанных с персоналом. Процедура реализации стратегии маркетинга персонала может быть представлена следующими этапами. Этап 1. Определение потребности в персонале Необходимость планирования персонала обусловливается двумя основными причинами: · пригодные с точки зрения квалификации — в нужном количестве и по приемлемой для организации цене — работники не всегда имеются в каждое время и каждом месте. · излишний персонал не всегда может быть использован как внутри организации, так и вне нее. Численность персонала рассчитывается так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач организации. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток — вызывает излишние расходы и ставит, таким образом, под угрозу существование самой организации. Этап 2. Анализ поведения соискателей рабочих мест на внешнем и внутреннем рынках труда. Формирование сегментов потенциальных работников Анализ привлекательности рабочего места, исследование поведения кандидатов на наем является центральным блоком в процессе маркетинга персонала, позволяющим получить информацию о факторах, влияющих на решение носителя способности к труду по поводу выбора места работы, участия в процессе отбора, необходимости и возможности пребывания в организации в рамках определенной перспективы, формирование рабочего поведения и достижения успехов в выполняемой работе. Внешняя маркетинговая среда фирмы состоит из микросреды и макросреды. К ней относятся все объекты, факторы и явления, которые находятся за пределами предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность. В микросреду фирмы включаются взаимоотношения фирмы с поставщиками, посредниками, клиентами и конкурентами. Макросреда фирмы представлена более общими для большинства фирм факторами преимущественно социального плана. К ним относятся факторы демографического, экономического, природного, политического, технического и культурного характера. Внутренняя среда характеризует потенциал предприятия его производственные и маркетинговые возможности. К внутренней среде маркетинга относят те элементы и характеристики, которые находятся внутри самого предприятия: · Основные фонды предприятия · Состав и квалификация персонала · Финансовые возможности · Навыки и компетенция руководства · Использование технологии · Имидж предприятия · Опыт работы предприятия на рынке Важно заметить, что одной из важнейших частей внутренней среды будет характеристика маркетинговых возможностей. Стоит заметить, что они зависят от наличия специальной службы маркетинга предприятия, а так же опыта и квалификации его сотрудников. Концепция маркетинга персонала - это подход, в соответствии с которым осуществляется деятельность по выявлению потребности в персонале и поиску путей по ее удовлетворению. 1 концепция определяет эффективность маркетинга персонала как управления персоналом, исходя из органического единства управления и производства, но при этом вклад собственно управления персоналом определяется не совсем четко. 2 концепция опирается на именно маркетинг персонала и определяет потребности в персонале во взаимосвязи с управлением организацией. Однако количественная оценка такого вклада отсутствует. Эффективность маркетинга персонала состоит из двух компонентов: экономической эффективности, которая характеризует достижение целей путем использования персонала по принципу экономного расходования имеющихся ресурсов; социальной эффективности, характеризующей степень удовлетворения потребностей в продукции и услугах отдельного предприятия, а также удовлетворения интересов работников. Между экономической и социальной составляющей существует взаимосвязь, наблюдаемая в работе системы организации в целом. При этом имеет значение вопрос оптимального отбора факторов, влияющих на эффективность маркетинга персонала, и тех показателей, которые необходимо учитывать в оценке деятельности предприятия, то есть: - эффективность маркетинга персонала определяется, исходя из объема, полноты, качества и своевременности выполнения закрепленных за персоналом работ; - учет отраслевой специфики деятельности хозяйствующего субъекта; - точный учет отличительных особенностей деятельности персонала отдельных подразделений;
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |