Глоссарий

 

Активный рекрутинг (ProActive Recruitment) — одна из эффективных (но и одна из самых сложных и дорогих) технологий подбора персонала с применением элементов прямого поиска. Отличие А. р. от классического рекрутинга состоит в том, что подбор кандидата осуществляется не под вакансию и не под формальные требования, а под бизнес-задачу клиента. А.р. — “качественный подбор”, учитывающий особенности бизнеса заказчика, рабочего места, деловых и личных качеств кандидата.

Ассесмент-центр (Assessment Centre) — один из методов комплексной оценки персонала, основанный на использовании взаимодополняющих методик, ориентированный на оценку реальных качеств сотрудников, их психологических и профессиональных особенностей, соответствия требованиям должностных позиций, а также выявление потенциальных возможностей специалистов. Оценка участников производится посредством наблюдения их реального поведения в деловых играх. Внешне метод похоже на тренинг (деловые игры, задания, направленные на выявление сильных и слабых сторон).

Аутплейсмент (от англ, out — вне, снаружи, за пределами и placement — размещение) — кадровая услуга в современном внутреннем маркетинге, позволяющая совершить мягкое увольнение сотрудников компаний.

Аутстаффинг (от англ, out — вне, снаружи, за пределами и staff — штат) — услуга кадровых агентств по выведению персонала из основного штата компании-заказчика без увольнения. Сотрудников зачисляют в штат компании-провайдера, при этом они продолжают выполнять свои обычные обязанности для прежнего работодателя, но заработную плату получают уже на новом месте работы.

Буллингперсонала(отангл.—задирать, запугивать)— агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т. п. Б. может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной точки зрения и навязывание окружающим своей точки зрения, отсутствие делегирования и сосредоточение полномочий только в своих руках, постоянная критика и указания на служебное несоответствие/некомпетентность.

Бэкграунд (бакграунд) (англ, background — задний план) (обычно кандидата на должность) — фон, основа, база, истоки, происхождение, биографические данные; связи, окружение (все, что связано с жизнью, образованием, связями и т. п. человека). Термин часто используется в контексте разговора о базовом образовании работника (“образовательный Б.”, но часто слово “образовательный” вообще опускается, one's academic/educational background — сведения о чьем-л. образовании; to have the right background for a job — иметь подходящее образование для какой-л. работы); об опыте, отражаемом в резюме (CV) (“с таким бакграундом можно претендовать на хорошую зарплату”).

Грейд (англ, grade — степень, класс) — группа должностей, обладающих примерно одинаковой ценностью для компании. Грейдинг (grading — классификация, сортировка, упорядочивание) — группировка должностей по определенным основаниям (определение “веса”, классификация) с целью стандартизации оплаты труда в организации; инструмент упорядочивания базовых окладов сотрудников.

“Золотой парашют”, “золотой спасательный жилет” (Golden Parachute, Golden Life Jacket) — договор (условие, включаемое в договор) с высшим менеджером компании, предусматривающий в случае прекращения трудовых отношений выплату значительной компенсации в форме продолжения выплаты заработной платы, премии и/или определенные льготы и привилегии, а также ускоренный механизм материального стимулирования пакетов акций и/или определенных пенсионных льгот.

Имплоишип (англ, employeeship) — бизнес-технология, ориентированная на партнерство руководителя и сотрудников, с установкой на то, что на предприятии работают не отдельные сотрудники, а СО-трудники в истинном смысле слова, СО-причастные к общему делу. Создание команды, организационной культуры “Мы”. Центральные элементы И. — ответственность, лояльность, инициативность.

Инновационно-кадровый маркетинг (Innovation personnel marketing) — комплексная система организации, управления и анализа нововведений, связанных с появлением новых профессий, развитием рекламы рабочих мест, работой с биржами труда и фирмами по подбору кадров. Резервы инновационности в кадровой политике фирмы кроются в изменении приоритетов кадрового маркетинга, который занимается вопросами долгосрочного обеспечения кадровыми ресурсами.

Коучинг (англ, oaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, направленный на повышение результативности бизнеса, мотивации персонала, развития лидерских качеств. Коуч (наставник) вырабатывает решения совместно с клиентом и не предлагает безальтернативных рекомендаций. От психологического консультирования К. отличается направленностью мотивации: первое призвано решать скорее задачи внутриличностного разлада, тогда как К. направлен на получение высоких результатов (достигнутой цели) через развитие.

Лизинг (аренда) персонала (кадровый лизинг) — форма временного привлечения персонала со стороны; осуществляется на основе долгосрочного или краткосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), сдающей в аренду персонал, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование рабочей силы другой фирмы. Лизингом персонала занимаются также рекрутинговые агентства: заказчик при этом получает персонал, с которым юридически не связан, ответственность за работу предоставленных работников несет агентство; отношения между заказчиком и агентством оформляются договором.

Моббинг персонала (англ, mobbing от to mob — нападать, травить, а также ganging up) — в терминологии МОТ психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания и критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т. п.

HR-менеджер (эйчар) (англ. HR manager, или human research manager) — менеджер по персоналу (варианты: менеджер по управлению персоналом, менеджер по работе с персоналом), в отличие от специалиста отдела кадров, осуществляющего “координацию человеческих ресурсов компании”, решающий более широкий круг задач, в целом направленных на построение комплексной системы управления персоналом. В отличие от рекрутера HR-менеджер работает внутри фирмы, как правило, на постоянной основе и, соответственно, не только подыскивает сотрудников, но и корректирует кадровую политику компании.

Персонал-имидж (англ, personalimage) — профиль восприятия, имидж, субъективный собирательный образ предприятия (индивидуального предпринимателя) как работодателя, базирующийся на эмоциях.

Реплейсмент (англ, replacement — замена) — 1) процедура замены не прошедшего испытательный срок кандидата, 2) нововведение работника в организацию: в деятельность по полученной специальности и в деятельность по другой профессии. Под эту категорию попадают лица, долгое время не работавшие или работавшие по специальности (профессии), деятельность по которой продолжать не могут или не хотят (пример Р. — включение безработных в отношения занятости через службы занятости).

Рекрутер (англ, recruiter — вербовщик, агент по найму кадров) — специалист по подбору персонала.

Рекрутинг, рекрутмент — деятельность по созданию условий для заполнения вакантных рабочих мест у компании- заказчика (работодателя) компетентными специалистами, соответствующими требованиям заказчика. Включает комплекс организационных мероприятий, проводимых кадровым агентством в интересах потенциальных работодателей, сделавших заказ на замещение вакантных должностей, заключающийся в формировании и предоставлении заказчику списка отобранных в соответствии с требованиями заказчика кандидатов с целью последующего приема их на работу.

Событийный маркетинг (Event marketing) в маркетинг- менеджменте персонала — систематическая организация мероприятий как платформы презентации работодателя, чтобы с помощью эмоционального воздействия активизировать внимание целевой группы — работников, безработных. С. м. — важный инструмент PR-политики компании, инструмент формирования привлекательного образа работодателя.

Стартап (от англ, start up — запускать) — проект, находящийся в начале жизненного цикла, проект с нуля. Стартап- компания — это компания, недавно созданная (возможно, еще не зарегистрированная официально), не вышедшая на рынок или едва начавшая на него выходить.

Тимбилдинг (англ, teambuilding—построение команды) — комплекс инструментов формирования эффективной, гибкой профессиональной команды внутри фирмы.

Целевой маркетинг персонала — фокусируемый на определенной целевой группе работников, которой может быть иностранный контингент для привлечения в отечественные компании, молодежь, женщины, бывшие военные и т. д.

Хедхантинг (Head-hunting) — буквально “охота за головами”, синоним Executive Search, особая технология подбора персонала через переманивание сотрудника из одной компании в другую с помощью рекрутера.

Холистический маркетинг (отангл. holism < отгреч. holos— целый) — целостный маркетинг, планирование, разработка и внедрение маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. X. м. признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую необходимо применять расширенный, интегрированный подход. Включает 4 основные составляющие: внутренний маркетинг, интегрированный маркетинг, маркетинг взаимоотношений и социально ответственный маркетинг (Ф. Котлер).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»