| ||||||
|
| |||||
Лекция 1. Предмет и метод статистической науки
Вопросы темы: 11. Происхождение термина «статистика» и его значение 22. Предмет, методы и задачи статистики 33. Основные категории статистики 44. Организация статистической деятельности в России
1 вопрос. Происхождение термина «статистика» и его значение
В настоящее время термин «статистика» употребляется в различных значениях. Статистика – это общественная наука, изучающая явления и процессы общественной жизни, она раскрывает законы возникновения и развития этих явлений и их взаимосвязи. Для того чтобы изучить статистическую науку, необходимо иметь представление о предмете ее исследования и знать, какие научные принципы положены в основу этих явлений. Статистика – это особо важная наука, т. е. отрасль знаний, изучающая с количественной стороны все явления из жизни общества. В переводе с латинского слово «status» означает определенное положение вещей. Термин «статистика» впервые был употреблен немецким ученым Г. Ахенвалем в 1749 г., в его книге о государствоведении.
Статистика понимается в настоящее время в трех значениях: 1) статистика – вся практическая деятельности человека по сбору, обработке, накоплению и анализу цифровых данных, которые характеризуют образование, экономику страны, ее культуру и другие жизненно важные явления в жизни общества; 2) статистика – наука, которая занимается разработкой технических положений и методов, используемых статистической практикой. Существует тесная связь между статистической наукой и статистической практикой. Статистическая практика применяет правила, которые разработала статистическая наука, но в то же время статистическая наука опирается на те материалы, которые были получены статистической практикой, обобщает ее опыт и разрабатывает на основе всего этого свои новые положения; 3) представленные предприятием, организацией статистические данные в виде финансовой отчетности называют статистикой, А также могут быть использованы данные, которые публикуются в справочниках, в периодических изданиях, в сборниках, они и представляют собой результат статистической работы. Статистика – это инструмент познания. Особенности статистики: 1) в количественном выражении сообщаются статистические данные; 2) статистическую науку интересуют выводы, сделанные в результате анализа собранных и обработанных числовых данных; 3) состояние изучаемого явления на определенной ступени его развития в конкретных условиях места и времени отражают статистические данные.
История развития статистической науки Статистика имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность. Необходимость в появлении статистической практики связана с образованием государств, т. е. для того, чтобы образовать государство, нужно было собрать сведения о наличии земель, численности проживающих на этой земле, об их имущественном положении и многие другие данные. Подобный учет проводился несколько тысячелетий назад в таких государствах, как Китай. Древний Рим и Египет. Сбор статистических данных начался с самой глубокой древности. А к более позднему периоду относятся обработка и анализ статистических данных, т. е. зарождение статистики как науки. Основоположниками английской школы политических арифметиков были Д. Граунт (1620—1674 гг.), Э. Галлей (1656—1742 гг.) и У. Петти (1623—1687 гг.). В их трудах преобладали два направления: демографическое с уклоном к вопросам страхования жизни у Д. Граунта и Э. Галлея и статистико–экономическое у В. Петти Д. Граунт впервые открыл закономерности массовых общественных явлений и показал, как следует обрабатывать и анализировать множественный первичный материал. Он впервые попытался построить таблицу смертности для населения. Э. Галлей – знаменитый английский астроном выдвинул идею закона больших чисел и применил методы устранения случайных отклонений. У. Петти посвятил статистике ряд научных работ. В них он стремился конкретно оценить то или иное явление, несмотря на явную нехватку числовых данных.
Политические арифметики стремились цифрами охарактеризовать состояние и развитие общества, вскрыть закономерности развития общественных явлений, проявляющиеся в массовом материале. Цели и задачи, которые ставили перед собой эти ученые, близки к современному пониманию сущности статистики. В первой половине XIX в. возникло третье направление статистической науки – статистико–математическое. Особый вклад в развитие этого направления внес статистик А. Кетле (1796—1874 гг). Он называл статистику социальной физикой, т. е. наукой, изучающей законы общественной системы с помощью количественных методов. Он обосновал идею использования закономерностей, выявленных из массы случаев, в качестве важнейшего инструмента познания объективного мира. Значительный вклад в развитие статистики внесли английские ученые Ф. Гальтон (1822—1911 гг.) и К. Пирсон (1857—1936 гг.). Ф. Гальтон серьезно заинтересовался проблемой наследственности, к анализу которой он вскоре применил статистические методы. Наиболее известным ученым XX в. в области статистики на Западе является Р. Фишер (1890—1962 гг.). Он работал в течение полувека. Многие его исследования оказали существенное воздействие на современную статистику. На Руси в период Х—ХП вв. собиралась информация, тесно связанная с налогообложением. В период Петровских реформ были затронуты практически все сферы общественной жизни страны. Они требовали большего числа точных статистических данных, касающихся: цен на хлеб; регистрации заводов и фабрик, вновь создающихся; объемов внешней торговли; количества городов и регистрации численности городского населения. В связи с быстрым развитием описательного направления в России происходило становление статистической науки. Самыми выдающимися представителями описательной школы следует назвать таких ученых, как И. К. Кириллов (1689—1737 гг.), М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.), В. Н. Татищев (1686—1750 гг.), К. Ф. Герман (1767—1838 гг.).Творческая работа И. К. Кириллова является одним из самых первых систематизированных экономико–географических описаний в России. Большой вклад в развитие статистической науки внес географ - историк В. Н. Татищев, он разработал детальную программу для того, чтобы можно было получить сведения, необходимые для составления географии России с самым полным ее экономическим описанием. Особый вклад в статистическую науку внес М. В. Ломоносов, Написанная в 1755 г. книга «Слово похвальное императору Петру Великому» давала оценку Петровской ревизии. В своих трудах он рассматривал ряд вопросов, непосредственно касающихся населения, финансов, природных богатств и многого другого. Особой заслугой М. В. Ломоносова считается усовершенствование программы обследования и подготовки данных, которые характеризовали бы географию, население, экономику страны в сельском хозяйстве, торговле, промышленности, транспорте и т. д. Первоначально эта программа была разработана В. Н. Татищевым для создания «Атласа Российского».
2 вопрос. Предмет, методы и задачи статистики
Любая наука обладает специфическими особенностями, которые отличают ее от других наук и дают ей право на самостоятельное существование. В предмете познания, в принципах и методах изучения науки, которые в совокупности образуют ее методологию, заключается главная особенность каждой науки. Предметом статистической науки являются: 1) массовые социально–экономические явления жизни; 2) количественная сторона этих явлений в конкретных условиях места и времени. Рассмотрим основные черты и особенности предмета статистической науки. Первая особенность статистики как науки заключается в исследовании ею не отдельных фактов, а массовых социально-экономических явлений и процессов, выступающих как множество отдельных фактов, обладающих как индивидуальными, так и общими признаками. Вторая особенность статистики как науки состоит в том, что она изучает, прежде всего, количественную сторону общественных явлений и процессов в конкретных условиях места и времени, т.е. предметом статистики являются размеры и количественные соотношения социально-экономических явлений, закономерности их связи и развития. Третья особенность статистики как науки заключается в том, характеризует структуру общественных явлений. Структура - внутреннее строение массовых явлений, т.е. внутреннее строение статистического множества. Статистика должна эту структуру обнаружить и отразить с помощью статистических показателей. Посредством статистических показателей статистика изучает все явления и процессы, протекающие в жизни общества. Количественная оценка свойства изучаемого объекта – это статистический показатель. В зависимости от функции статистические показатели можно разделить на: аналитические показатели, учетно–оценочные показатели. Аналитические показатели применяются для того, чтобы проанализировать статистическую информацию и охарактеризовать особенность развития изучаемых явлений: скорость развития во времени, типичность признака, соотношение его отдельных частей, меру распределения в пространстве и т. д. Относительные и средние величины, показатели вариации и динамики, тесноты связи и многие другие применяются в статистической науке в качестве аналитических показателей. Учетно–оценочные показатели – это статистическая характеристика размера качественно определенных социально–экономических явлений в конкретных условиях места и времени. Учетно–оценочные показатели могут отображать объемы распространения их в пространстве или достигнутые на определенные моменты уровни развития. Каждому общественному явлению свойственны изменения в пространстве и во времени. Изменения в пространстве в статистике выявляются анализом структуры общественного явления, а изменения во времени, т.е. в динамике, - исследованием уровня и структуры явления. Такова четвертая особенность статистики как науки. Явления общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены: изменение одних явлений предопределяет другие; например снижение затрат на сырье и материалы приводит к снижению себестоимости, и наоборот. Поэтому выявление связей является пятой особенностью статистики как науки, так как познание действительности невозможно без познания всех или по крайней мере основных взаимосвязей общественных явлений. Учитывая вышесказанное, сформулируем определение статистики как науки. Статистика - общественная наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых социально-экономических явлений и процессов, их структуру и распределение, размещение в пространстве, движение во времени, выявляет действующие количественные зависимости, тенденции и закономерности в конкретных условиях места и времени. Статистическая методология – это разнообразные методы.применяемые для изучения своего предмета. В настоящее время знание статистики необходимо каждому специалисту для того, чтобы принять решения в условиях стохастики, проанализировать элементы рыночной экономики. Статистика опирается на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего, качественного и количественного. Согласно диалектическому методу познания общественные явления и процессы, протекающие в общественной жизни страны, рассматриваются в развитии, взаимной связи и причинной обусловленности. Знание законов общественного развития дает нам фундамент для правильности толкования явлений, подлежащих статистическому исследованию, а также помогает выбрать надлежащую методику их изучения и анализа. Основные этапы статистического исследования. 1 этап: с помощью массового научно-организованного наблюдения получают первичную информацию об отдельных фактах (единицах) изучаемого явления. Собранная в ходе массового наблюдения информация представляет собой исходный материал для статистического обобщения, для получения объективных выводов об изучаемом явлении. Для того чтобы освободиться от влияния случайных причин и установить характерные черты изучаемого объекта, нужно получить сведения о достаточно большом числе единиц. 2 этап: это сводка и группировка материалов, которые представляют собой расчленение всей массы единиц на однородные группы и подгруппы, и оформление полученных результатов в виде статистических таблиц. Для того чтобы выделить из состава всех случаев единицы разного состава, показать особенности явлений нужно использовать группировку. После группировки нужно обобщить данные наблюдения, которые были получены в ходе статистического исследования. 3 этап: На третьей заключительной стадии проводится анализ полученной при сводке статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных и относительных величин, средних величин, статистических коэффициентов и индексов.
Табличные и графические методы имеют широкое применение при изучении статистической информации. Основные задачи статистической науки: 1) исследовать происходящие в обществе преобразования социально–экономических процессов; 2) выявить резервы эффективности общественного производства; 3) своевременно обеспечить органы законодательной власти надежной информацией и др..
3 вопрос. Основные категории статистики Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки. Назовем основные понятия, которыми оперирует статистика:
1. Статистическая совокупность – множество единиц, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой, но различающихся между собой по ряду признаков. Совокупности можно называть статистическими, если они обладают следующими характерными чертами: а) объективностью существования; б) качественной однородностью образующих их явления; в) варьированием (изменением) изучаемых признаков в пространстве и во времени. 2. Единица статистической совокупности – единицей совокупности называют первичный элемент статистической совокупности. Единица совокупности является носителем признаков, подлежащих регистрации, и основой ведущегося при обследовании счета. 3. Признак – это свойство изучаемого явления, наблюдаемое у единиц статистической совокупности. Статистические признаки подразделяются насущественные и несущественные; на статические и варьирующие; атрибутивные (качественные) и количественные; на первичные и вторичные. Существенные выражают сущность совокупности, определяют ее однокачественность. Несущественные – непоказательны для определяющих закономерностей совокупности, но несущественные признаки воздействуют на существенные и дают дополнительные сведения о свойствах изучаемых явлений. Значение признака у отдельных единиц совокупности называется вариантами. Свойства общественных явлений могут характеризоваться атрибутивными и количественными признаками. В статистике признаки могут выражаться смысловыми понятиями и числовыми значениями. Атрибутивными принято называть признаки, которые выражаются смысловыми понятиями, например, к атрибутивному признаку можно отнести пол человека – мужчина и женщина. Если атрибутивные признаки принимают одно из двух противоположных значений, их называют альтернативными. Количественными принято называть признаки, которые выражены числовыми значениями. Варьирующими называют признаки, принимающие различные значения у отдельных единиц изучаемого явления. Значение варьирующего признака у отдельных единиц изучаемого явления называется вариантом. В статистическом исследовании признаки подразделяются на: 1) основные – определяют основное (главное) содержание изучаемого объекта; 2) второстепенные – это признаки, которые непосредственно не связаны с основным их содержанием. 4. Статистический показатель –та категория, которая отображает количественные характеристики соотношения признаков общественных явлений. Статистические показатели бывают: 1) объемными (численность населения); 2) расчетными (средние величины); 3) плановыми; 4) отчетными; 5) прогностическими. Статистические показатели нужно отличать от понятия «статистические данные», так как статистические данные – это конкретные численные значения статистических показателей. Статистические данные зависят от конкретных условий места и времени и определены как количественные и качественные. 5. Система статистических показателей, т.е. совокупность статистических показателей, связанных единой целью статистического исследования. Системы статистических показателей создаются для того, чтобы охарактеризовать социально-экономическое явление с разных сторон, дать ему комплексную оценку. 6. Статистическая закономерность – это общая, повторяющаяся черта в характере изменений значений признака у большинства единиц статистической совокупности. Так как статистическая закономерность обнаруживается в итоге массового статистического наблюдения, это обусловливает ее взаимосвязь с законом больших чисел. Закон больших чисел в наиболее простой формулировке гласит, что количественные закономерности массовых явлений отчетливо проявляются лишь в достаточно большом их числе. Закон больших чисел по форме говорит о том же, о чем и статистика: результат складывается из многих элементов. Закон больших чисел позволяет определить число необходимых наблюдений за массовым процессом.
4 вопрос. Организация статистической деятельности в России
Для сбора, обработки и анализа статистической информации в настоящее время в нашей стране функционирует единая централизованная система государственной статистики. Центральным органом этой системы является Федеральная служба государственной статистики. В субъектах Российской Федерации – республиках, краях, областях и районах – статистическая работа осуществляется территориальными органами государственной статистики (например Дагестанстат), комитетами или отделами. Непосредственная обработка поступающих из регионов статистических данных осуществляется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения стати- стической информации, который обладает необходимыми для этих целей мощными вычислительными ресурсами. На Федеральную службу государственной статистики возложено как методологическое, так и практическое руководство всеми работами по сбору, обработке и анализу статистических данных на государственном уровне. Для реализации этих задач в структуре Федеральной службы государственной статистики выделены следующие Управления:
O Аналитическое управление O Управление международной статистики O Управление национальных счетов O Управление координации и развития статистического учета O Управление разработки таблиц «затраты-выпуск» и статистики групп предприятий O Управление сводных статистических работ и общественных связей O Управление статистики населения и здравоохранения O Управление статистики образования, науки и инноваций O Управление статистики предприятий O Управление статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды O Управление статистики строительства, инвестиций и жилищно-коммунального хозяйства O Управление статистики торговли и услуг O Управление статистики труда O Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств O Управление статистики цен и финансов
Федеральная служба государственной статистики ежегодно разрабатывает и утверждает Федеральную программу статистических работ на календарный год, которая согласовывается на заседании Правительства Российской Федерации. Работа по сбору статистической информации проводится не только Федеральной службой государственной статистики. В соответствии с Федеральной программой отдельные виды статистических работ осуществляются другими органами государственного управления – Банком России, Минфином России, Минздравом России, МВД России и др. Получаемые Федеральной службой государственной статистики статистические данные прежде всего предоставляются органам федеральной власти, а также публикуются для широкого использования в аналитических целях научными и практическими работниками, руководителями и специалистами предприятий и организаций всех форм собственности. К основным статистическим ежегодным изданиям относятся: o Российский статистический ежегодник; o «Социально-экономическое положение России» (ежемесячный доклад); o «Вопросы статистики» (ежемесячный научно-информационный журнал). С важнейшими социально-экономическими показателями Российской Федерации можно познакомиться через сеть INTERNET на сайте Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |