Тестовые
задания
1. В переводе с греческого языка термин «филология» означает
а) любовь к слову;
б) любовь к знаниям;
в) любовь к искусству;
г) любовь к истории.
2.
Термин «филология» начал
складываться
а)
в
III
— V вв. н.э.;
б)
в
конце III — начале I в. до н.э.;
в)
в конце ХI в.;
г)
с середины IХ
в.
3.
Как слово обыденного языка
древнегреческое «филология» означало
а)
любовь к слову;
б) любовь к искусству;
в) любовь к языку;
г)
любовь
к ученым беседам, ученым занятиям.
4. Как
слово
специального языка древнегреческое
«филология» может быть истолковано как
а)
любовь к слову;
б) любовь к языку;
в) любовь к искусству;
г)
любовь
к ученым беседам, ученым занятиям.
5. Термин «филология» со значением всеобъемлющая наука начал
складываться.
а) в
конце II — начале I в. до н.э.;
б) в
начале III — конце I в. до н.э.;
в) в
конце III — начале II в. до н.э.;
г) в
конце III — начале I в. до н.э.
6. По наблюдениям
Ю. С. Степанова, «филолог» в III − V вв. н.э.
приобретает значение
а) прилежный к словам;
б) прилежный ученик;
в) изучающий слова;
г) изучающий язык.
7. Филология как
практическая деятельность и как практически ориентированное знание возникает на Западе и на Востоке
исторически одновременно
а) в
эпоху бронзового века;
б) в
эпоху ранней античности;
в) в
эпоху поздней античности;
г) в эпоху Просвещения.
8.
Филология как практическая деятельность и как практически ориентированное
знание связано
а) с
работой над письменными текстами;
б) с
созданием библиотек;
в) собиранием письменных памятников;
г) истолкованием текстов письменных
памятников.
9. В античную эпоху александрийские книжники
а)
собирали
литературные произведения;
б)
издавали литературные произведения;
в)
работали над установлением их текстов.
10.
Филология как практическая деятельность связана
а) с
работой над письменными текстами;
б) с
созданием письменных текстов;
в) с
созданием библиотек.
11.
Обучение в V в. до н.э. состояло
а) в
чтении письменных памятников;
б) в
чтении поэтических текстов;
в)
разборе поэтических текстов.
12. Первые грамматические и стилистические учения, науку о письменности,
способы толкования текста дали миру
а)
словесники Древнего Египта (Александрия,
III—II
вв. до н.э.);
б) поэты Древней Греции (V до н.э.);
в) риторики Древнего Рима (I тыс.н.э.);
г) филологи Древней Индии и Древнего Китая (V — IV вв. до
н.э.).
13. Это направление исторически не способствовало формированию филологии
как практической деятельности и практически ориентированного
знания
а) работа над письменными текстами, в том числе памятниками
письменности;
б) концептуальный анализ картины мира;
в) комментирование и толкование поэтических
текстов;
г) общедоступное толкование непонятных слов и
выражений.
14.
Первыми филологическими профессиями являются:
а) толкователь текстов;
б) журналист;
в) издатель;
г) библиотекарь.
15.
Первыми филологическими профессиями являются:
а)
переводчик;
б)
учитель словесности;
в)
учитель риторики.
16.
Причины появления первых филологических профессий
заключается
а) в
необходимости собирания текстов;
б) в
необходимости обучения;
в) в
необходимости описания языка.
16. В
античном мире филология и риторика существуют
а)
вместе как единая филологическая наука;
б)
раздельно как две разные науки о слове;
в) в
составе литературоведения.
17.
Филология
как наука складывается
а)
в
первой половине XIX в.
б)
во второй половине
XIX в.
в)
в начале ХХ в.
18. Риторика занимает свое место в системе филологических дисциплин и
возрождается
а) в начале ХХ в.;
б) в середине XX в.;
в) в конце Х1Х в.
19. Не является
объектом никаких иных наук, кроме филологических
а)
духовная культура народа;
б)
homo
loquens;
в)
homo
sapiens.
20.
«Филология
—
содружество гуманитарных дисциплин — языкознания, литературоведения,
текстологии, источниковедения, палеографии и др., изучающих духовную культуру
человечества через языковой и стилистический анализ письменных
текстов». Эти слова
принадлежат
а) Ю. С.Степанову;
б) С. С. Аверинцеву;
в) А. Вежбицкой;
г) Д. С.Лихачеву.
21.
Завершите определение Ю.С. Степанова: «Филология —
область гуманитарного знания, имеющая своим непосредственным объектом главное
воплощение человеческого слова и духа —
а) языкознание;
б) культура;
в) фольклор;
г) текст.
22. Современная филология изучает
а)
естественный язык, текст и homo
loquens;
б) язык, культуру и текст;
в)
homo
loquens
и текст;
г)
фольклор, литературу и homo
loquens.
23.
Объектом изучения
филологии является
а) происхождение народа − носителя языка;
б) история развития цивилизаций;
в)
homo
loquens
как
главное воплощение человеческого духа;
г)
духовная культура
человечества.
24. Современная филология изучает
а) естественный язык;
б)
локальные культуры;
в) текст;
г) историю народа – носителя языка.
25.
Текст −
это
а)
сообщение, которое
говорящий и пишущий создает средствами языка для слушающего и читающего, даже
если слушающим и читающим является сам говорящий и пишущий;
б) произведение речетворческого процесса, не обладающее
завершенностью;
в) предикативное сочетание слов, имеющее законченный
смысл;
г) произведение речетворческого процесса, обладающее
завершенностью.
26. Основным методом исследования в филологии
является
а) эксперимент;
б) синтез;
в) описание;
г) анализ.
27. Филологическими науками являются
а) языкознание;
б) культурология;
в) литературоведение.
28. Стилистика является
а) основной филологической дисциплиной;
б) дисциплиной, существующей на стыке лингвистики и литературоведения;
в) вспомогательной филологической
дисциплиной;
г) дополнительной дисциплиной.
29.
Дисциплины, существующие на стыке лингвистики и
литературоведения
а)
текстология;
б)
поэтика;
в)
риторика;
г)
стилистика.
30. Дисциплины, существующие на стыке
лингвистики и литературоведения
а)
лексикография;
б)
семасиология;
в)
фразеология;
г)
поэтика.
31. Главная задача
современной риторики −
а)
изучение языка как отдельного объекта действительности в ее воздействии на
читающего / слушающего посредством сообщения.
б)
изучение речевой коммуникации в ее воздействии на читающего / слушающего
посредством сообщения;
в)
изучение деятельности человека по созданию и пониманию
текста.
32. В
современной филологии поэтика есть учение о том
а) как
устроено литературное произведение;
б) что
есть литературная критика;
в) что
есть творчество писателя, литературное направление.
33. К
вспомогательным филологическим дисциплинам
относятся:
а)
риторика;
б)
текстология;
в)
библиография;
г)
источниковедение.
34.
Дисциплины, существующие на стыке филологии и других
наук
а)
семиотика;
б)
герменевтика;
в)
теория текста;
г)
поэтика.
35.
Дисциплины, существующие на стыке филологии и других
наук
а)
филологическая теория
коммуникации;
б)
филологическая
информатика;
в)
теория текста;
г)
поэтика.
36.
Стилистика как научная дисциплина складывается
а) в
начале XIX в.;
б) в
конце XIX в;
в) в
середине XIX в.
37.
Рукописные и печатные тексты художественных, литературно-критических и
публицистических произведений для их издания и интерпретации
изучает
а)
риторика;
б)
текстология;
в)
библиография;
г)
источниковедение.
38.
Способы разыскания и систематизации источников для дальнейшего использования
лингвистикой (лингвистическое источниковедение), литературоведением
(литературное источниковедение)
а)
риторика;
б)
текстология;
в)
библиография;
г)
источниковедение.
39.
Эта дисциплина занимается учетом научной и печатной продукции и информацией о
ней
а)
риторика;
б)
текстология;
в)
библиография;
г)
источниковедение.
40.
Дисциплина, изучающая знаки и знаковые системы,
называется
а)
герменевтикой;
б)
семиотикой;
в)
теорией текста;
г)
поэтикой.
41.
Дисциплина, изучающая способы толкования смысла,
называется
а)
герменевтикой;
б)
семиотикой;
в)
теорией текста;
г)
поэтикой.
42.
Текст в семиотическом смысле изучает
а)
герменевтика;
б)
семиотика;
в)
теория текста;
г)
поэтика.
43. Деятельность человека по созданию и
пониманию текста изучает
а)
поэтика;
б)
филологическая
информатика;
в)
теория текста;
г)
филологическая теория
коммуникации.
44. Сущность
естественного языка, текста и тем более homo loquens во многом
обусловлена
а)
историей;
б)
литературоведением;
в)
культурой.
45. Пути и способы создания, хранения, обработки, изучения, передачи и т.
п. филологической информации при помощи информационных (компьютерных) технологий
изучает
а)
поэтика;
б)
филологическая
информатика;
в)
теория текста;
г)
филологическая теория
коммуникации.
46. Современный филолог готовится к работе
а) с языками (отечественным и иностранными);
б) художественной литературой (отечественной и зарубежной) и устным
народным творчеством;
в) различными типами текстов − письменными, устными и виртуальными
(включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
г) устной и письменной коммуникацией.
47. Курс основ филологии имеет своей целью дать целостное представление о
филологии в ее связях с другими науками, а
также
а) заложить у обучаемых мировоззренческие основы для осмысления отдельных
отраслей филологии (славянской, тюркской, германской и др.; лингвистики,
литературоведения и фольклористики) как компонентов целого;
б) познакомить с общими особенностями научного исследования в области
филологии;
в) выработать умения и навыки нормированного правописания и
произношения;
г) обучить основным методам и приемам преподавания языка и
литературы.
48. В системе профессиональных дисциплин бакалавриата по направлению
подготовки «Филология» выделяются два цикла:
а) дисциплины, в которых изучаются основные понятия и термины
лингвистической науки, ее внутренняя стратификация; вырабатывается у обучаемых
понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного
общества (общепрофессиональный цикл);
б) дисциплины, в которых изучаются основные понятия и термины
филологической науки, ее внутренняя стратификация; вырабатывается у обучаемых
понимание сущности и значения информации в развитии современного информационного
общества (общепрофессиональный цикл);
в) дисциплины, в которых изучаются основные положения и концепции в
области теории и истории основного изучаемого языка; дается представление об
истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистики
(профессиональный цикл).
г) дисциплины, в которых изучаются основные положения и концепции в
области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы
(литератур); теории коммуникации и филологического анализа текста; дается
представление об истории, современном состоянии и перспективах развития
филологии (профессиональный цикл).
49.
Задачи курса «Основы филологии» −
а)
представить картину возникновения и основных этапов развития филологии;
б)
рассмотреть основные объекты филологии;
в)
очертить проблему методологии филологии.
50.
«Основы филологии»
являются одной из
а)
общепрофессиональных учебных дисциплин;
б)
профессиональных учебных дисциплин;
в)
дисциплин по выбору студента.
б) любовь к знаниям;
в) любовь к искусству;
г) любовь к истории.