Тестовые задания
1.
Учение о способах организации и построения теоретической и практической
деятельности человека называется
а)
методом;
б)
методикой;
в)
методологией;
г)
теорией познания.
2.
Филологический подход предполагает обращение в процессе исследования объекта
а) к
литературной его стороне;
б) к
философской его стороне;
в) к
ментальной его стороне;
г) к
языковой его стороне.
3. При
изучении творчества В.М. Шукшина филологический подход реализуется во внимании
исследователей к следующим граням литературно-художественного творчества
писателя
а)
поэтической;
б)
формальной;
в)
прозаической;
г)
языковой.
4.
Филологический подход предполагает учет связей между
а)
разными уровнями языка;
б)
языком, содержанием и писателем;
в)
текстом, содержанием и homo loquens;
г)
языком, текстом и homo loquens.
5. В
основе методов исследования в филологии лежит
а)
синтез;
б)
индукция;
в)
анализ;
г)
дедукция.
6.
Филологические исследования проводятся в
а) в
контексте естественных наук, опираясь на философию;
б) в
контексте естественных наук, опираясь на
психологию;
г)
контексте гуманитарных наук, опираясь на философию;
д)
контексте гуманитарных наук, опираясь на биологию.
7.
Филологические науки сами служат методом практической и исследовательской
деятельности
а) при
работе историков над древними и старыми текстами;
б) при
интерпретации философами специальных (философских)
текстов;
в) при
проведении судебно-медицинской экспертизы;
г) при
проведении экологической экспертизы.
8.
Научное исследование начинается с
а)
синтеза;
б)
обобщений;
в)
выводов;
г)
проблемной ситуации.
9.
Познавательная ситуация цементирует все
основные элементы структуры научного
исследования
а)
предмет исследования;
б)
средства исследования;
в)
фактическую область;
г)
объект исследования.
10.
Определенные стороны, явления, факты, составляющие фактическую область
исследования и выраженные в теоретическом знании до осуществления данного
конкретного исследования представляют собой
а)
предмет исследования;
б)
цель исследования;
в)
задачи исследования;
г)
объект исследования.
11. То
«белое пятно» в картине объекта, на ликвидацию которого («белого пятна»)
направлено исследование представляет собой
а)
объект исследования;
б)
цель исследования;
в)
задачи исследования;
г)
предмет исследования.
12. В
филологических исследованиях различается два основных типа предмета
исследования
а)
связи и отношения между явлениями, фактами, их
сторонами;
б)
явления, существующие независимо от человеческого
сознания;
в)
отдельные явления, на которые направлена какая-н. деятельность;
г)
отдельные явления, факты или их стороны.
13.
Предмет исследования представляет собой
а)
некоторую сторону, грань объекта исследования, неизвестное в
известном;
б)
явление, предмет, на который направлена какая-н.
деятельность;
в) то,
на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено
какое-то действие;
г)
процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для
изучения.
14.
Средствами исследования выступают
а)
методы исследования;
б)
задачи исследования;
в)
материал исследования;
г)
инструментальные средства (аудио- и видеотехника, каталожная карточка и
др.).
15.
Фактическую область исследования составляет
а)
факты языка;
б)
теоретическая литература;
в)
принципы исследования;
г)
тексты.
16.
Получение нового теоретического результата –
это
а)
задача исследования;
б)
гипотеза исследования;
в)
объект исследования;
г)
цель исследования.
17.
Задачи исследования – это
а) те
промежуточные действия, которые необходимо осуществить на пути достижения
цели;
б)
получение нового теоретического результата;
в)
материалы, составляющие фактическую область
исследования;
г)
инструментальные средства исследования.
18. В
науковедении различаются методы
а)
частнонаучные;
б)
искусственнонаучные;
в)
естественнонаучные;
г)
общенаучные.
19.
Общенаучные методы применяются
а) в
одной науке;
б) в
небольшой группе наук;
в) в
филологических науках;
г) во
всех науках или во многих из них.
20.
Частнонаучные методы применяются
а) во
всех науках;
б) в
одной науке или в небольшой группе наук;
г) в
гуманитарных науках;
д) в
естественных науках.
21.
Эмпирические задачи решаются методами
а)
эксперимент;
б)
классификации;
в)
моделирования;
г)
наблюдения.
22.
Теоретические задачи решаются методами
а)
классификации;
б)
эксперимент;
в)
наблюдения;
г)
моделирования.
23.
Метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии
познающим субъектом предметов и явлений
называется
а)
экспериментом;
б)
классификацией;
в)
моделированием;
г)
наблюдением.
24.
Наблюдение позволяет найти
а)
теоретический материал исследования;
б)
принципы исследования;
в)
фактический материал исследования;
г)
гипотезу исследования.
25.
Литературоведение имеет дело с текстом, помещенным в пространство
а)
автор – читатель – герой;
б)
автор – текст – герой;
в)
герой – читатель – автор;
г)
автор − текст − читатель.
26.
Различается эксперимент
а)
мысленный;
б)
ирреальный;
в)
реальный;
г)
понятийный.
27.
Метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и
систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа и путем установления связей между
возникшими типами называется
а)
наблюдением;
б)
моделированием;
в)
экспериментом;
г)
классификацией.
28. В
филологических исследованиях важны два вида
классификации
а)
объяснительный;
б)
реальный;
в)
мысленный;
г)
описательный.
29.
Если, обращаясь к новому, еще не изученному тексту, исследователь подводит
обнаруженные им факты несобственно-прямой речи под уже выделенные и
зафиксированные в науке классы, то в этом случае он
применяет
а)
объяснительную классификацию;
б)
многостороннюю классификацию;
в)
описательную классификацию;
г)
одностороннюю классификацию.
30.
Если материал систематизируется на основе принципов, процедур, оснований,
которые науке еще не известны и разрабатываются в данном исследовании
одновременно с изучением материала, то в этом случает применяется
а)
объяснительная классификация;
б)
описательная классификация;
в)
многосторонняя классификация;
г)
односторонняя классификация.
31.
Метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам
а)
наблюдением;
б)
классификацией;
в)
экспериментом;
г)
моделированием.
32. Такова типовая
схема работы исследователя с проблемой
а)
построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля
изучения);
б)
оценка и обоснование проблемы;
в)
словесное выражение проблемы, выбор и создание терминологии;
г)
формулирование проблемы (отделение знания о предмете от
незнания.
33. Научное предположение, допущение, истинное
значение которого неопределенно, называется
а)
методом;
б)
наблюдением;
в)
моделированием;
г)
гипотезой.
34. Моделирование позволяет изучить
объект
а) в
динамике;
б) в
его развитии и функционировании;
в)
современном состоянии.
35. Объектом
моделирования нередко является
а)
коммуникативное поведение человека;
б)
приобретенное поведение человека;
в)
врожденное поведение человека;
г)
речевое и литературное поведение человека.
36. Важнейшими
аспектами рассмотрения научного исследования является движение мысли
исследователя в направлении
1) гипотеза − результат исследования –
проблема;
2) результат исследования − проблема —
гипотеза;
3)
проблема − гипотеза − результат исследования.
37.
Понятие проблема имеет три значения:
1)
препятствие
в деятельности;
2)
знание
о незнании;
3)
столкновение
двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете.
38.
В
научно-исследовательской деятельности проблема представляет собой
а)
вопрос,
на который нет ответа,
б)
вопрос,
на который есть
ответ
б)
в
наличном знании нет готовых средств для его поиска.
39. В основе
проблемы лежит
а) противоречие между языковыми категориями;
б)
противоречие между мыслями;
в)
противоречие между знанием и незнанием.
40. Различают
следующие виды противоречий:
а)
противоречие между субъектом и объектом;
б) противоречие
между мыслью и действительностью;
в) противоречие
между мыслями.
41. Работа, связанная
с постановкой проблемы, включает в себя ряд действий:
1)
формулирование проблемы (отделение знания о предмете от незнания);
2)
выбор темы;
3)
построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля
изучения);
4)
словесное выражение методов исследования.
42. Работа, связанная
с постановкой проблемы, включает в себя ряд действий:
1)
формулирование цели исследования;
2)
построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля
изучения);
3)
обоснование задач исследования;
4)
словесное выражение актуальности проблемы.
43.
Гипотетическая стадия исследования состоит
а) в
поиске гипотезы;
б) в
разработке гипотезы;
в) в
опровержении гипотезы.
44.
Гипотетическая стадия исследования состоит
а) в
опровержении гипотезы;
в
оценке гипотезы;
б) в
разработке гипотезы.
45. На первом этапе гипотеза возникает
а) как
источник фактического материала;
б) как
необоснованное предположение, догадка;
в) как
теоретическое знание.
46. Второй этап
предполагает обоснование гипотезы
а) теоретическим материалом;
б) дополнительным материалом;
в) фактическим материалом.
47.
Процесс
построения теории проходит следующие
стадии:
а)
формирование оснований гипотезы;
б)
формирование оснований теории;
б)
построение
«тела» теории.
48.
Процесс
построения теории проходит следующие
стадии:
а)
формирование темы исследования;
б)
определение
цели;
в)
построение
«тела» теории;
г)
формирование
оснований гипотезы
и теории.
49)
Основания
теории
начинают формироваться
а)
в
процессе разработки проблемы;
б)
в процессе формирования гипотезы;
в)
в процессе
построения гипотезы.
50)
Подготовительный
этап
научного
исследования имеет
своими задачами
а)
выбор
темы исследования,
б)
определение
задач
исследования;
в)
накопление
научной информации и фактического материала по теме.
51.
Подготовительный
этап
научного
исследования имеет
своими задачами
а)
выбор
темы исследования,
б)
определение
плана работы;
в)
накопление
научной информации и фактического материала по теме.
52. Предварительный этап считается
завершенным
а) когда исследователь убедился в правомерности избранной
темы;
б) сформулировал первоначальную гипотезу;
в) определил и проверил на ограниченном материале методику
исследования.
53. Предварительный этап считается
завершенным
а) когда исследователь убедился в правомерности избранной
темы;
б) сформулировал первоначальную гипотезу;
в) определил и проверил на ограниченном материале гипотезу
исследования.
54.
Существует следующие
приемы
выбора темы:
1)
консультации с ведущими учеными, работниками производства;
2)
использование принципа исследования в пограничных областях науки, в
междисциплинарной сфере;
3)
использование принципа интерпретации уже известных науке фактов в русле новых
идей;
4) применение принципа более эффективного решения практических задач и
др.
55.
Существует следующие
приемы
выбора темы:
1)
консультации с ведущими учеными, работниками производства;
2)
использование принципа исследования в пограничных областях науки, в
междисциплинарной сфере;
3)
использование принципа переинтерпретации уже известных науке фактов в русле
новых идей;
4) применение принципа более эффективного решения практических
задач.
56.
Знакомство с литературой традиционно начинается
а) с
изучения школьных учебников;
б)
академических трудов;
в)
монографий;
г)
поиска материалов в Интернете.
57.
Знакомство с литературой традиционно начинается
а) с
изучения научно-популярных изданий;
б)
академических трудов;
в)
монографий;
г)
поиска материалов в Интернете.
58.
Изучение
научной литературы сопровождается
а)
выписками
основных положений;
б)
изложением основных положений;
в)
цитированием
основных
положений.
59.
На основном этапе осуществляется
а)
определение методов исследования;
б)
применение гипотезы исследования к материалу;
в)
применение метода исследования к материалу.
60.
Решение проблемы идет
а)
через дальнейшую разработку проблемы превращение ее в практическое
знание;
б)
через определение целей исследования и методики
анализа;
в)
через дальнейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое
знание.
61. Основной этап включает следующие стадии:
а) работа с фактическим материалом;
б) работа с теоретическим материалом;
в) объяснение с целью раскрыть сущностные характеристики изучаемого
явления.
62. На
заключительном этапе исследователь вновь обращается
а) к
предмету исследования;
б) к
объекту исследования;
в) к
гипотезе исследования.
63. На
заключительном этапе раскрывается
а)
смысл полученного результата;
б)
цель и задачи исследования;
в) его
значение для науки и практики.