Тесты

Тестовые задания

 

1. Учение о способах организации и построения теоретической и практической деятельности человека называется

а) методом;

б) методикой;

в) методологией;

г) теорией познания.

 

2. Филологический подход предполагает обращение в процессе исследования объекта

а) к литературной его стороне;

б) к философской его стороне;

в) к ментальной его стороне;

г) к языковой его стороне.

 

3. При изучении творчества В.М. Шукшина филологический подход реализуется во внимании исследователей к следующим граням литературно-художественного творчества писателя

а) поэтической;

б) формальной;

в) прозаической;

г) языковой.

 

4. Филологический подход предполагает учет связей между

а) разными уровнями языка;

б) языком, содержанием и писателем;

в) текстом, содержанием и homo loquens;

г) языком, текстом и homo loquens.

 

5. В основе методов исследования в филологии лежит

а) синтез;

б) индукция;

в) анализ;

г) дедукция.

 

6. Филологические исследования проводятся в

а) в контексте естественных наук, опираясь на философию;

б) в контексте естественных наук, опираясь на психологию;

г) контексте гуманитарных наук, опираясь на философию;

д) контексте гуманитарных наук, опираясь на биологию.

 

7. Филологические науки сами служат методом практической и исследовательской деятельности

а) при работе историков над древними и старыми текстами;

б) при интерпретации философами специальных (философских) текстов;

в) при проведении судебно-медицинской экспертизы;

г) при проведении экологической экспертизы.

 

8. Научное исследование начинается с

а) синтеза;

б) обобщений;

в) выводов;

г) проблемной ситуации.

 

9. Познавательная ситуация цементирует все основные элементы структуры научного исследования

а) предмет исследования;

б) средства исследования;

в) фактическую область;

г) объект исследования.

 

10. Определенные стороны, явления, факты, составляющие фактическую область исследования и выраженные в теоретическом знании до осуществления данного конкретного исследования представляют собой

а) предмет исследования;

б) цель исследования;

в) задачи исследования;

г) объект исследования.

 

11. То «белое пятно» в картине объекта, на ликвидацию которого («белого пятна») направлено исследование представляет собой

а) объект исследования;

б) цель исследования;

в) задачи исследования;

г) предмет исследования.

 

12. В филологических исследованиях различается два основных типа предмета исследования

а) связи и отношения между явлениями, фактами, их сторонами;

б) явления, существующие независимо от человеческого сознания;

в) отдельные явления, на которые направлена какая-н. деятельность;

г) отдельные явления, факты или их стороны.

 

13. Предмет исследования представляет собой

а) некоторую сторону, грань объекта исследования, неизвестное в известном;

б) явление, предмет, на который направлена какая-н. деятельность;

в) то, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие;

г) процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.

 

14. Средствами исследования выступают

а) методы исследования;

б) задачи исследования;

в) материал исследования;

г) инструментальные средства (аудио- и видеотехника, каталожная карточка и др.).

 

15. Фактическую область исследования составляет

а) факты языка;

б) теоретическая литература;

в) принципы исследования;

г) тексты.

 

16. Получение нового теоретического результата – это

а) задача исследования;

б) гипотеза исследования;

в) объект исследования;

г) цель исследования.

 

17. Задачи исследования – это

а) те промежуточные действия, которые необходимо осуществить на пути достижения цели;

б) получение нового теоретического результата;

в) материалы, составляющие фактическую область исследования;

г) инструментальные средства исследования.

 

18. В науковедении различаются методы

а) частнонаучные;

б) искусственнонаучные;

в) естественнонаучные;

г) общенаучные.

 

19. Общенаучные методы применяются

а) в одной науке;

б) в небольшой группе наук;

в) в филологических науках;

г) во всех науках или во многих из них.

 

20. Частнонаучные методы применяются

а) во всех науках;

б) в одной науке или в небольшой группе наук;

г) в гуманитарных науках;

д) в естественных науках.

 

21. Эмпирические задачи решаются методами

а) эксперимент;

б) классификации;

в) моделирования;

г) наблюдения.

 

22. Теоретические задачи решаются методами

а) классификации;

б) эксперимент;

в) наблюдения;

г) моделирования.

 

23. Метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном восприятии познающим субъектом предметов и явлений называется

а) экспериментом;

б) классификацией;

в) моделированием;

г) наблюдением.

 

24. Наблюдение позволяет найти

а) теоретический материал исследования;

б) принципы исследования;

в) фактический материал исследования;

г) гипотезу исследования.

 

25. Литературоведение имеет дело с текстом, помещенным в пространство

а) автор – читатель – герой;

б) автор – текст – герой;

в) герой – читатель – автор;

г) автор − текст − читатель.

 

26. Различается эксперимент

а) мысленный;

б) ирреальный;

в) реальный;

г) понятийный.

 

27. Метод исследования, выражающийся в преднамеренном и целенаправленном обобщении и систематизации изучаемых предметов и явлений на основе единого принципа  и путем установления связей между возникшими типами называется

а) наблюдением;

б) моделированием;

в) экспериментом;

г) классификацией.

 

28. В филологических исследованиях важны два вида классификации

а) объяснительный;

б) реальный;

в) мысленный;

г) описательный.

 

29. Если, обращаясь к новому, еще не изученному тексту, исследователь подводит обнаруженные им факты несобственно-прямой речи под уже выделенные и зафиксированные в науке классы, то в этом случае он применяет

а) объяснительную классификацию;

б) многостороннюю классификацию;

в) описательную классификацию;

г) одностороннюю классификацию.

 

30. Если материал систематизируется на основе принципов, процедур, оснований, которые науке еще не известны и разрабатываются в данном исследовании одновременно с изучением материала, то в этом случает применяется

а) объяснительная классификация;

б) описательная классификация;

в) многосторонняя классификация;

г) односторонняя классификация.

 

31. Метод, в основе которого лежит исследование объектов познания по их аналогам

а) наблюдением;

б) классификацией;

в) экспериментом;

г) моделированием.

 

32. Такова типовая схема работы исследователя с проблемой

а) построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля изучения);

б) оценка и обоснование проблемы;

в) словесное выражение проблемы, выбор и создание терминологии;

г) формулирование проблемы (отделение знания о предмете от незнания.

 

33. Научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно, называется

а) методом;

б) наблюдением;

в) моделированием;

г) гипотезой.

 

34. Моделирование позволяет изучить объект

а) в динамике;

б) в его развитии и функционировании;

в) современном состоянии.

 

35. Объектом моделирования нередко является

а) коммуникативное поведение человека;

б) приобретенное поведение человека;

в) врожденное поведение человека;

г) речевое и литературное поведение человека.

 

36. Важнейшими аспектами рассмотрения научного исследования является движение мысли исследователя в направлении

1) гипотеза − результат исследования – проблема;

2) результат исследования − проблема — гипотеза;

3) проблема − гипотеза − результат исследования.

 

37. Понятие проблема имеет три значения:

1) препятствие в деятельности;

2) знание о незнании;

3) столкновение двух непротиворечивых знаний об одном и том же предмете.

 

38. В научно-исследовательской деятельности проблема представляет собой

а) вопрос, на который нет ответа,

б) вопрос, на который есть ответ

б) в наличном знании нет готовых средств для его поиска.

 

39. В основе проблемы лежит

а) противоречие между языковыми категориями;

б) противоречие между мыслями;

в) противоречие между знанием и незнанием.

 

40. Различают следующие виды противоречий:

а) противоречие между субъектом и объектом;

б) противоречие между мыслью и действительностью;

в) противоречие между мыслями.

 

41. Работа, связанная с постановкой проблемы, включает в себя ряд действий:

1) формулирование проблемы (отделение знания о предмете от незнания);

2) выбор темы;

3) построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля изучения);

4) словесное выражение методов исследования.

 

42. Работа, связанная с постановкой проблемы, включает в себя ряд действий:

1) формулирование цели исследования;

2) построение проблемы («расщепление» проблемы на подвопросы, ограничение поля изучения);

3) обоснование задач исследования;

4) словесное выражение актуальности проблемы.

 

43. Гипотетическая стадия исследования состоит

а) в поиске гипотезы;

б) в разработке гипотезы;

в) в опровержении гипотезы.

 

44. Гипотетическая стадия исследования состоит

а) в опровержении гипотезы;

в оценке гипотезы;

б) в разработке гипотезы.

 

45. На первом этапе гипотеза возникает

а) как источник фактического материала;

б) как необоснованное предположение, догадка;

в) как теоретическое знание.

 

46. Второй этап предполагает обоснование гипотезы

а) теоретическим материалом;

б) дополнительным материалом;

в) фактическим материалом.

 

47. Процесс построения теории проходит следующие стадии:

а) формирование оснований гипотезы;

б) формирование оснований теории;

б) построение «тела» теории.

 

48. Процесс построения теории проходит следующие стадии:

а) формирование темы исследования;

б) определение цели;

в) построение «тела» теории;

г) формирование оснований гипотезы и теории.

 

49) Основания теории начинают формироваться

а) в процессе разработки проблемы;

б) в процессе формирования гипотезы;

в) в процессе построения гипотезы.

 

50) Подготовительный этап научного исследования имеет своими задачами

а) выбор темы исследования,

б) определение задач исследования;

в) накопление научной информации и фактического материала по теме.

 

51. Подготовительный этап научного исследования имеет своими задачами

а) выбор темы исследования,

б) определение плана работы;

в) накопление научной информации и фактического материала по теме.

 

52. Предварительный этап считается завершенным

а) когда исследователь убедился в правомерности избранной темы;

б) сформулировал первоначальную гипотезу;

в) определил и проверил на ограниченном материале методику исследования.

 

53. Предварительный этап считается завершенным

а) когда исследователь убедился в правомерности избранной темы;

б) сформулировал первоначальную гипотезу;

в) определил и проверил на ограниченном материале гипотезу исследования.

 

54. Существует следующие приемы выбора темы:

1) консультации с ведущими учеными, работниками производства;

2) использование принципа исследования в пограничных областях науки, в междисциплинарной сфере;

3) использование принципа интерпретации уже известных науке фактов в русле новых идей;

4) применение принципа более эффективного решения практических задач и др.

 

55. Существует следующие приемы выбора темы:

1) консультации с ведущими учеными, работниками производства;

2) использование принципа исследования в пограничных областях науки, в междисциплинарной сфере;

3) использование принципа переинтерпретации уже известных науке фактов в русле новых идей;

4) применение принципа более эффективного решения практических задач.

 

56. Знакомство с литературой традиционно начинается

а) с изучения школьных учебников;

б) академических трудов;

в) монографий;

г) поиска материалов в Интернете.

 

57. Знакомство с литературой традиционно начинается

а) с изучения научно-популярных изданий;

б) академических трудов;

в) монографий;

г) поиска материалов в Интернете.

 

58. Изучение научной литературы сопровождается

а) выписками основных положений;

б) изложением основных положений;

в) цитированием основных положений.

 

59. На основном этапе осуществляется

а) определение методов исследования;

б) применение гипотезы исследования к материалу;

в) применение метода исследования к материалу.

 

60. Решение проблемы идет

а) через дальнейшую разработку проблемы превращение ее в практическое знание;

б) через определение целей исследования и методики анализа;

в) через дальнейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое знание.

 

61. Основной этап включает следующие стадии:

а) работа с фактическим материалом;

б) работа с теоретическим материалом;

в) объяснение с целью раскрыть сущностные характеристики изучаемого явления.

 

62. На заключительном этапе исследователь вновь обращается

а) к предмету исследования;

б) к объекту исследования;

в) к гипотезе исследования.

 

63. На заключительном этапе раскрывается

а) смысл полученного результата;

б) цель и задачи исследования;

в) его значение для науки и практики.