Тема 7. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тема 7. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ПО ФИЛОЛОГИИ

 

7.1. Филологическое научное исследование: основные понятия

 

Особенности организации научной деятельности изучает наука, которая называется методологией.

Важнейшим компонентом научного исследования, определяющим содержание научного процесса и его направленность, является объект и предмет исследования.

Объект исследования – это явления или факты, избранные для изучения и составляющие фактическую область исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это то «белое пятно» в границах объекта, на ликвидацию которого («белого пятна») направлено исследование (например, его свойства и признаки, предпосылки и причины возникновения, особенности функционирования). Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Границы между объектом и предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом – может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования. Например, если объектом одного исследования стали творческие связи русской и дагестанской литератур XX в., то в качестве предмета изучения здесь могут быть выделены особенности межкультурных заимствований. В работе иного характера, напротив, объектом могут стать межкультурные связи, а предметом – особенности взаимодействий русской и дагестанской словесности.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Важно с самого начала правильно сформулировать тему. Она должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

Сформулировав тему исследования, определяют степень изученности темы. Историю исследуемого вопроса следует доводить до современного периода, показывая при этом, что добавили последующие авторы к сделанному ранее, и, стараясь установить приоритет и возникновение той или иной идеи. Располагать авторов следует в хронологическом порядке.

Историю вопроса надо давать как постепенное и последовательное раскрытие темы, а не как перечисление мнений. Не следует также подчеркивать расхождение в мнениях предшественников как доказательство актуальности темы и рассчитывать, что именно Ваше исследование положит конец расхождениям. Важно понять, в чем состоит неясность, порождающая разногласия. В конце изложения истории вопроса следует привести концепцию, наиболее близкую к концепции автора, и пояснить, в какой мере автор с ней солидаризируется и почему и в чем он видит необходимость ее уточнения.

При недостаточно добросовестном и компетентном отношении к науке возникает опасность дезинформации. Так, например, если автор утверждает, что вопрос, которому посвящена работа, никем не рассматривался, а на самом деле просто он не знает предшественников, это – дезинформация. Замалчивание чужих работ не считается плагиатом и не карается законом, но оно немногим лучше, чем плагиат, и свидетельствует в лучшем случае о недобросовестности автора или о недостатке у него эрудиции.

Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь оказывает научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным.

Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.

В понятие «актуальность» входит полезность темы для современного этапа развития филологической науки. Неразработанность вопроса не всегда является условием актуальности избранной для исследования темы. Вполне возможно, что если вопрос не разрабатывался, то это потому, что он не представляет никакого интереса. Мотивируя актуальность исследования, важно указать, что проблема привлекает внимание многих, но в ней есть еще «белые пятна», важно сформулировать свое понимание имеющихся неясностей.

При установлении актуальности темы недопустимо пренебрежение трудами предшественников. Точное упоминание роли других ученых в разработке того же вопроса обязательно.

Следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.

Цель исследования это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Выделим наиболее типичные цели. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.

Формулировку цели исследования также можно представить различными способами – традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:

- выявить...;

- установить...;

- обосновать...;

- уточнить...;

- разработать...

Задача исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.

Задачи исследования вытекают из гипотезы и предмета. Содержание и число задач должно быть достаточным, чтобы полностью охватить предмет исследования и, в результате предстоящего исследования, в том числе и будущего эксперимента, получить научно обоснованный ответ на высказанную гипотезу.

Задачами исследования могут быть:

- описание…;

- выявление…;

- разработка…;

- обоснование…;

- уточнение…;

- дополнение…;

- систематизация…;

- совершенствование…;

- развитие…;

- конкретизация…;

- анализ (концепции, подхода, метода, содержания образования и т.д.).

После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

Метод – это способ достижения цели исследования. Очевидна решающая роль выбора метода в успехе той или иной исследовательской работы. В каждом лингвистическом исследовании, независимо от его задач и особенностей языкового материала, используются, как правило, несколько методов исследования языка. При этом общенаучные методы исследования являются обязательными и необходимыми для любого лингвистического исследования. Описательный метод – самый старый и в то же время современный метод лингвистики. Методика описательного изучения языка должна, с одной стороны, не упускать из виду язык как структурное и социальное целое, а с другой стороны, четко определить те единицы и явления, которые являются предметом специального изучения.

Источники фактического материала. Основными источниками материала для филологических исследований являются тексты, словари и опрос информантов. В большинстве работ, однако, материал, собранный по словарю, в дальнейшем проверяется и дополняется текстовым материалом. Изучая большие группы или высокочастотные слова, исследователи собирают более трех тысяч примеров. Собранный корпус примеров всегда учитывается при оценке достоверности, хотя, конечно, и с учетом адекватности и последовательности применения методики.

Как уже сказано выше, источником материала могут быть и информанты. С информантами работают преимущественно представители психолингвистики и социолингвистики, в других отраслях языкознания к ним обращаются мало и преимущественно только для дополнительной проверки.

Источник материала должен строго соответствовать поставленной задаче. Большие группы лексики изучаются по словарям. Разговорную коммуникацию следует изучать с помощью информантов-носителей и записей на магнитные носители.

Комбинированное использование источников разных типов увеличивает достоверность: результаты, полученные на лексикографическом материале, могут проверяться на текстах или с помощью информантов. Следует помнить, что очень многое зависит от постановки эксперимента, при котором интуиция исследователя может заменяться интуицией информанта.

Требование достоверности предполагает, что результаты работы должны быть обоснованы достаточным объемом обработанного фактического материала, соответствием объекта и метода исследования и последовательным применением избранных методик.

Практическую значимость работы принято указывать как возможность использования ее в том или ином теоретическом курсе, на семинарах и практических занятиях. Оценивая практическую значимость и одновременно актуальность, следует учесть, что в настоящее время все большее внимание уделяется решению прикладных задач, которые связаны с методикой преподавания родного и иностранных языков, с лексикографическими работами, с переводоведением и терминоведением и многими другими проблемами. Подчеркнем, однако, что прикладные задачи следует понимать широко, памятуя слова С.С. Аверинцева о том, что филология есть «служба понимания», а функции «службы понимания» реализуются не только в интерпретации текста, но и в воспитании культуры чувств, человечности, эстетической восприимчивости, гражданской и духовной зрелости.

Требование новизны может иметь разные аспекты – одни хотят преодолеть трудности, с которыми не удавалось справиться их предшественникам, других интересует уточнение центральных понятий в свете новых данных науки, третьи – и это особенно характерно для последних десятилетий – стремятся усовершенствовать методы исследования. Разумеется, вопрос о степени новизны возникает уже при самом выборе темы и объекта исследования.

Композиция работы. Всякое исследование имеет введение, которое сразу же вводит читателя в тему и задачи работы, обзор состояния вопроса, основную часть и заключение. Основная часть делится на разделы или главы.

Приблизительно такую же структуру имеют и отдельные главы. Каждая глава начинается с постановки задачи. В окончательном варианте целесообразно показать структуру с помощью графического соподчинения заголовков и закончить работу «содержанием», отражающим структуру всей работы. Хорошо продуманные названия разделов помогают читателю при первом же просмотре составить себе ясное представление о логике и архитектонике работы.

Главы могут делиться на параграфы. Очень существенно, чтобы все части композиции были пропорциональны, логично расположены, начинались с сообщения о том, чему они посвящены, и заканчивались выводами. В конце каждой главы выводы специально маркируются, а в конце всей работы сводятся в заключение, которое не должно повторять выводов по главам, а, подводя итоги всему исследованию, показывает, как полученные результаты вписываются в уже известное в науке и какие перспективы обещает дальнейшая разработка темы. На этих последних трех-четырех страницах автор как бы поднимается на более высокую ступень обобщения.

Библиографический аппарат. Библиография (список использованной литературы) должна охватывать возможно больший временной диапазон и показывать не только эрудицию пишущего и его приоритет, но и, что гораздо важнее, участие других в разработке темы. Важную роль при этом играет знание общей истории науки и особенно истории отечественного языковедения. Будущий филолог должен знать имена и труды К.С. Аксакова, И.А. Бодуэна де Куртенэ, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, Н.Н. Дурново, М.В. Ломоносова, А.М. Пешковского, Е.Д. Поливанова, АА. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, АА. Шахматова, Л.В. Щербы и других (список дан в алфавитном порядке и далеко неполон).

Собирание литературы – важная часть исследования. Библиография, сопровождающая научное исследование, заслуживает положительной оценки, если она целенаправленна, широка по временному и географическому диапазону, обладает достаточной полнотой, включает работы на разных языках и правильно оформлена. Упоминание работ на разных языках и знакомство с ними очень существенно.

Требования к оформлению библиографии в настоящее время очень жесткие. Для библиографии введены новые и довольно сложные стандарты библиографических описаний.

В библиографический список включаются, как правило, только те публикации, которые упоминаются (но необязательно цитируются или обсуждаются) в основном тексте работы. Включать в библиографию работы, которые знакомы только с чужих слов, не принято. Каждое такое включение требует специальной оговорки с указанием источника.

Ссылки на литературу даются внутри текста: в квадратных скобках указывается фамилия автора (без инициалов), год издания цитируемой работы, если указывается страница, то она дается через двоеточие, напр.: [Иванов 1977: 127].

Относительно композиции библиографии надо помнить, что первыми в списке помещаются работы русских авторов, потом работы на иностранных языках (в том числе и изданные в нашей стране). Словари даются отдельным списком, отдельный список делается и для источников цитированных примеров и условных сокращений.

Объем исследования зависит от типа работы. Для курсовой работы – не менее 20 названий, а для дипломной – более 50. Объем приложений не лимитируется. Объем текста курсовой работы – порядка 20-30 страниц.

 

7.2. Филологическое научное исследование:

логика процесса исследования

 

Важнейшими аспектами рассмотрения научного исследования является внутренняя логика процесса исследования (движение мысли исследователя в направлении проблема – гипотеза – результат исследования), последовательность организационных этапов исследования (нахождение методов исследования и их применение), оформление результатов исследования, представление их в научной коммуникации и внедрение в практику.

Постановка проблемы. Проблема является основой всей исследовательской работы. Следовательно, нужно четко, ясно, корректно сформулировать проблему. Проблема – это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы.

Чтобы верно обнаружить проблему, необходимо понять, что уже разработано в выбранной теме, что слабо разработано, а чего вообще никто не касался, а это возможно лишь на основе изучения имеющейся литературы по теме. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем нередко имеет не меньшее значение, чем решение их самих. По существу, именно выбор проблем, если не целиком, то в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Неслучайно принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования.

В науке формулирование проблемы – обнаружение «дефицита», нехватки информации для описания или объяснения тех или иных явлений. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя.

Проблема возникает в результате фиксации учеными реально существующего или прогнозируемого противоречия, от разрешения которого зависит прогресс научного познания и практики: обобщенно говоря, проблема есть отражение противоречия между знанием и «знанием незнания».

Проблемная ситуация возникает также как противоречие между существующими теориями и новыми фактами, нуждающимися в ином теоретическом истолковании, или же как выяснение внутренней логической противоречивости существующих теорий и т.д. Противоречие – это показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, чересчур общо, неконкретно, односторонне. Противоречие понимается как несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями, несоответствие между желательным (например, с нормативной точки зрения, с точки зрения теории) и действительным (имеющимся на практике). Но в любом случае в приведенном выше определении противоречия важно обратить внимание на то, что противоположности находятся внутри единого объекта.

После того как проблема или проблемный комплекс сформулированы и исследованы, т. е. проанализированы на предмет правильности постановки, наличия, следует поиск решения проблем. Сам процесс поиска решения зависит от того, с какого рода проблемой мы имеем дело, эмпирической или концептуальной. Некоторые проблемы разрешаются обращением к реальным языковым фактам, поиском новых фактов посредством процедур наблюдения, измерения и т. п., другие же проблемы могут быть решены только путем построения некоторых новых теорий, нового субъективного образа объективного мира.

Гипотеза (от греч. gypothesis – основание, предположение) – это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии развития науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; один из приемов познавательной деятельности.

Гипотеза как структурный элемент процесса познания является попыткой на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его пределы, то есть сформулировать новые научные положения, достоверность которых нужно доказать. Гипотезы как и идеи имеют вероятностный характер и проходят в своем развитии три стадии:

1. Выдвижение гипотезы. Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Чтобы выдвинуть гипотезу, необходимо располагать некоторой совокупностью фактов, относящихся к наблюдаемому явлению, которые бы обосновывали вероятность определенного предположения, объясняли неизвестное. Поэтому построение гипотезы связано, в первую очередь, с собиранием фактов, имеющих отношение к тому явлению, которое мы объясняем, и не совпадающих с уже имеющимся объяснением. На основании собранных фактов высказывается предположение о том, что представляет собой исследуемое явление. Предположение в гипотезе – это, с одной стороны, итог предшествующего познания, то главное, к чему приходят в результате наблюдения и обобщения фактов; с другой стороны – это отправной пункт дальнейшего изучения явления, указание пути познания, определение направления, по которому должно идти исследование. Гипотеза дает возможность не только объяснить имеющиеся факты, но и выявить новые факты, на которые еще не было обращено внимание.

Гипотеза обретает статус теоретических представлений о некоторой области филологического знания только тогда, когда пройдет через процедуры эмпирического обоснования. Это особый этап построения теоретической схемы, на котором доказывается, что ее первоначальный гипотетический вариант может предстать как идеализированное изображение структуры именно тех экспериментально-измерительных ситуаций, в рамках которых выявляются особенности изучаемых в теории взаимодействий.

2. Формулировка и обоснование гипотезы. Научная идея, даже если она истинная, не возникает на пустом месте. Для того чтобы гипотеза была принята к рассмотрению, она должна быть как-то связана с имеющимися до ее появления знанием, и только в этом случае она может быть предметом исследования и дальнейшей проверки. Бесспорно, что такое обоснование гипотезы в предшествующем знании не является окончательным, и для одних и тех же гипотез часто находятся разные обоснования. Однако этот факт свидетельствует о том, что обоснованность гипотезы является необходимым условием ее приемлемости, а отсутствие обоснования дискредитирует гипотезу настолько, что она не может быть предметом дальнейшего обсуждения.

Степень обоснованности гипотезы может варьироваться от ее теоретического выведения из наличного знания до соответствия не результатам, но общему духу современной науки. Такого рода соответствие гипотезы научному знанию выполняет роль своеобразной неэмпирической проверки гипотезы.

3.    Проверка полученных результатов на практике и на их основе уточнение гипотезы. Эмпирическая проверка гипотез в конечном итоге сводится к проверке тех следствий, которые из них вытекают, непосредственно с помощью результатов наблюдений или специально поставленных экспериментов. Если полученный практический результат соответствует предположению, то гипотеза превращается в научную теорию, то есть становится достоверным знанием. Гипотеза ставится под сомнение уже в том случае, когда вступает в противоречие хотя бы с одним фактом или при ее логической проверке убеждаются, что гипотетические способы действия не приводят к цели. Но каждая новая гипотеза, как правило, не отбрасывает целиком содержание прежних гипотез, а использует все рациональное. Новая гипотеза в основе своей выступает как усовершенствованная предыдущая.

Этапы генерирования и формулирования гипотезы, ее теоретической разработки, эмпирического и концептуального обоснования и практической проверки составляют звенья единого, целостного процесса научного исследования, в ходе которого разрешаются проблемы, и тем самым достигается более полное, точное и конкретное знание действительности.

На эмпирическом уровне формируется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические обобщения в отношении исследуемых явлений, производится первичная группировка собранного материала.

Теоретический (др.-греч. theoria наблюдение, исследование) уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое основание в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований.

Пытаясь дать возможные объяснения тем или иным явлениям, мы теоретизируем, или строим теории. Теории создаются при попытке достичь понимания проблемы. По изучаемому явлению формируется массив количественных данных, фактов, выявляются общие признаки, осуществляются простейшие классификации, количественные оценки, выполняется привязка наблюдаемых явлений к известным при различных условиях исследования, устанавливаются типичные закономерности, определяются и группируются факторы, оказывающие существенное влияние на изучаемые объекты. Простейшим примером построения теории в филологических исследованиях может служить выявление внутренних связей и отношений между на первый взгляд разрозненными языковыми фактами. Слабые стороны эмпирической теории в том, что она справедлива только в границах наблюдения или эксперимента и не позволяет вскрыть внутренние законы развития процесса или эволюции объекта изучения.

Наиболее развитой формой теории исследования является концепция. Концептуальный подход обладает всеми существенными признаками, присущими вообще всякой теории. Концепция соискателя – это ядро его исследований. Один из ее признаков – наличие одной или нескольких стержневых идей, пронизывающих всю работу, ее цементирующих. Другой признак концепции – комплексность, всесторонность, обеспечивающий изучение проблемы во всех ее наиболее существенных связях и отношениях, в единстве содержания и формы с определением места и роли в системе более высокого порядка. Развитая концепция не останавливается в своем развитии на стадии анализа, когда изучаемый объект оказывается как бы разложенным на составные части, каждая из которых подвергается детальному изучению. Концепция как таковая рождается на стадии синтеза, когда отдельные элементы и части исследуемого объекта рассматриваются во взаимосвязи, взаимодействии, взаимообусловленности, когда идет открытие противоречий и законов. В итоге концепция дает целостное и обобщенное представление о предмете, показывает его в динамике, характеризует не только законы его развития, но и предоставляет обоснованные прогнозы и деловые предложения (рекомендации по управлению и использованию).

Таким образом, теоретическое познание – это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.

 

7.3. Организация научного исследования: подготовительный,

основной и заключительный этапы, их задачи

 

Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап имеет своими задачами выбор темы исследования, определение плана работы; накопление научной информации и фактического материала по теме. Далее проводится пробное исследование и анализируются его результаты. Предварительный этап считается завершенным, когда исследователь убедился в правомерности избранной темы, сформулировал первоначальную гипотезу, определил и проверил на ограниченном материале методику исследования.

Выбор темы и объекта исследования. Принято считать, что правильно выбрать тему – это наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Тема должна быть актуальна, отличаться новизной, направлять научный поиск в область животрепещущих, еще не разрешенных проблем и вопросов современной науки. При выборе темы исследования предпочтительно брать задачу сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне, при этом необходимо иметь в виду ее актуальность и соответствие требованиям науки и практики.

После предварительного знакомства с темой и материалом и накопления некоторых фактических данных обращаемся к детальному знакомству с историей вопроса и с уже сделанным предшественниками. Параллельно собирается библиография.

Этот подготовительный этап позволяет сформулировать название темы, цели и задачи работы, составить ее план и выдвинуть основную гипотезу.

Название должно точно указывать тему и отражать проблематику и в то же время быть достаточно кратким. Выбор темы предполагает самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоретического и практического значения. Обязательным условием является соответствие темы работы требованию государственных образовательных стандартов и профилю кафедры.

Для выбора темы исследования можно использовать следующие приемы:

1) консультации с ведущими учеными-филологами, учителями-практиками, специалистами из области избранной темы исследования;

2) знание современных направлений филологических исследований;

3) знакомство с новейшими результатами исследований в пограничных областях науки, в междисциплинарной сфере (лингвистики и литературоведения, поэтики и риторики, истории литературы и истории культуры и др.); недаром эти пограничные области называют «белыми пятнами» в науке;

4) пересмотр старых открытий при помощи новых методов и принципов, с новых исследовательских позиций и с привлечением нового фактического материала.

В настоящее время многие журналы регулярно публикуют критические обзоры новейших научных достижений, что облегчает ориентацию в малоизученной тематике современной филологической науки.

С выбором темы неразрывно связаны подбор и изучение литературы по теме исследования.

Подбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: энциклопедические издания, академические труды, монографии, поиск материалов в Интернете, библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, рекомендации преподавателя. Затем следует перейти к чтению статей, опубликованных в периодических изданиях и научных сборниках. Библиографический список должен всесторонне охватывать исследуемую тему.

Чтобы выяснить сущность того или иного филологического явления, необходимо собрать фактический материал и описать его.

Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата.

В ходе анализа собранного по теме исследования выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы.

Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.

Сбор фактического материала производится методом наблюдения. Для получения точных и объективных выводов в работе собирается фактический материал в объеме, необходимом для доказательства гипотезы.

На основном этапе осуществляется применение метода исследования к материалу. Решение проблемы идет через дальнейшую разработку гипотезы и превращение ее в теоретическое знание. Основной этап включает две стадии: 1) работа с фактическим материалом; 2) объяснение с целью раскрыть сущностные характеристики изучаемого явления (преобладают классификация, моделирование и другие методы).

Основной этап завершен, когда получен теоретический результат.

Заключительный этап вырастает непосредственно из основного – из того его звена, которым является формулирование нового знания. На этом этапе исследователь вновь обращается к объекту исследования: делается попытка вписать полученный результат в теоретическую картину объекта. Если попытка удалась, то исследование завершено; если нет, то это служит исследователю сигналом необходимости вернуться к каким-то ранним этапам исследования.

Далее на заключительном этапе раскрывается смысл полученного результата, его значение для науки и практики. Наконец важнейшая задача этапа – представление полученных результатов в научной коммуникации в виде научного доклада (сообщения), публикации.