Тесты

Тестовые задания

 

1. Филология возникла

а) как практическая деятельность;

б) теоретически ориентированное знание;

в) практически ориентированное знание.

 

2. Филология сохраняет статус практически ориентированного знания и деятельности и имеет комплексный характер

а) до конца XIX в.;

б) до середины XIX в.;

в) до начала XIX в.

 

3. Классическая филология возникает

а) на базе библейской филологии (185—253 гг.);

б) на базе древневосточной традиции (Древний Китай и Индия) (X в. до н.э. — V в. н.э.);

в) на базе западной античности (Древняя Греция и Рим) во времена Возрождения (XIV—XVI вв.);

г) на базе древнеегипетской традиции (X в. до н.э. — V в. н.э.).

 

4. Классическая филология формируется в Европе

а) во времена Возрождения как возврат к древнегреческому и древнеримскому наследию;

б) в античную эпоху как возврат к древнегреческому и древнеримскому наследию;

в) в ХУ11 в. как возврат к древнегреческому и древнеримскому наследию

 

5. Классическая филология изучает

а) языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древней Греции;

б) языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древнего Китая;

в) языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древнего Рима.

 

6. Результатом деятельности филологов-классиков является

а) подготовка древних текстов к публикации и всестороннее комментирование их;

б) подготовка современных текстов к публикации и всестороннее комментирование их;

в) создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной культуре древности.

 

7. Главным вопросом, который поставила перед собой библейская критика, был вопрос

а) об авторстве библейских текстов;

б) перевод библейских текстов;

в) истолкование библейского текста.

 

8. Задачей, объединяющей классическую, библейскую и восточную филологию в период их возникновения и первоначального развития является

а) исследование языков в диахроническом аспекте;

б) изучение языков изолированно от сведений исторического, культурного, этнографического характера;

в) исследование филологии как комплекса практически ориентированного знания;

г) изучение закономерностей развития национальных языков.

 

9. Восточная филология возникает, когда отдельные европейские страны осуществляли колониальный захват восточных народов и территорий

а) в XVII—XVIII в.в. в Европе;

б) в XVI—XVII в.в. в Азии;

в) в XVI—XVII в.в. в Европе.

 

10. Восточная филология складывается

а) вместе с древнекитайской и древнеиндийской традиций;

б) вместе с античной традицией;

в) отдельно от древнекитайской и древнеиндийской традиций.

 

11. Основное различие классической, библейской  и восточной  филологии в период их возникновения и первоначального развития состоит в

а) основном предмете исследования;

б) методологии исследования;

в) практической направленности исследования;

г) теоретической направленности исследования.

 

12. Национальные филологии появляются

а) в эпоху Возрождения;

б) в эпоху Просвещения;

в) в эпоху Эллинизма.

 

13. Интерес к национальным языкам сопровождается

а) осмыслением национальной культуры;

б) разработкой теоретических вопросов филологии;

в) разработкой теоретических вопросов филологии.

 

14. Основателем «новой» (научной) филологии является

а) А. Бёк;

б) Ф. А. Вольф;

в) Ф. Шлейермахер;

г) Г. Германн.

 

15. По мнению Ф. А. Вольфа к так называемым служебным наукам, «подготавливающим доступ к предметам» относились

а) этнография;

б) филологическая критика;

в) грамматика;

г) культурология.

 

16. По мнению Ф. А. Вольфа к так называемым служебным наукам, «подготавливающим доступ к предметам» относились

а) герменевтика;

б) филологическая критика;

в) культурология;

г) грамматика.

 

17. Согласно Ф.А.Вольфу герменевтика - это

а) историко-филологический комплекс знаний о древних народах;

б) наука «обо всех периодах жизни языка», т.е. фактически  языкознание;

в) наука, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид;

г) «искусство проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»;

 

18. Вторую часть науки о древности по Вольфу составляют

а) науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней Греции;

б)  науки, изучающие разные стороны жизни народов Древнего Рима;

в) науки, изучающие разные стороны жизни народов Древнего Китая.

 

19. Определение филология — это совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа, а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Древнюю Грецию и Древний Рим (классическая филология в одном из ее толкований) принадлежит

а) Ф.А. Вольфу;

б) Аверинцеву;

в) Степанову.

 

20. В филологии активно развиваются процессы специализации знаний.

а) в начале XIX — середине XX в.

б) в середине XIX — середине XX в.

в) в конце XIX — середине XX в.

 

21. В рамках «новой филологии» складываются

а) национальные филологии;

б) классическая филология;

в) библейская филология;

г) восточная филология.

 

22. Второе направление приводит к разделению филологии как комплексного знания на следующие филологические науки

а) языкознание,

б) литературоведение,

в) герменевтика,

г) фольклористика.

 

23. Процессы обособления филологии усиливаются

а) к концу XIX в.;

б) в XX в.;

в) к концу Х1У в.

 

24. Языкознание выдвинуло задачу

а) восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так называемых родственных языков;

б) восстановления картины исторического прошлого языков на основе раскрытия закономерностей развития языков.

в) восстановления картины исторического прошлого языков на основе изучения исторических памятников.

 

25. В период внутренней дифференциации наук

а) сохраняются и развиваются филологические дисциплины, возникшие ранее;

б) происходит интеграция дисциплин;

в) возникают новые научные дисциплины.

 

26. Рождение языкознания как науки связано с началом

а) функционально-семантического исследования языка;

б) когнитивного исследования языка;

в) сравнительно-исторического исследования языка;

г) сопоставительно-типологического исследования языка.

 

27. Одной из причин дифференциации наук является

а) появление сравнительно-исторического метода;

б) появление фольклористики;

в) развитие типологического языкознания;

г) развитие научных школ в филологии.

 

28. В филологии первой половины XX в. высказываются идеи

а) в пользу интеграции как основы исследования;

б) в пользу дифференциации как основы исследования;

в) в пользу обособления филологии.

 

29. В филологических науках первой половины XX в. развиваются

а) идеи классической и восточной филологии;

б) идеи филологии прошлого, тем самым укрепляя междисциплинарное (= общефилологическое) ядро филологических наук;

в) идеи библейской филологии.

 

30. В филологии первой половины XX в. Л.B. Щерба видел задачу филологии

а) в развитии идеи диалогизма;

б) в изучении человеческого творчества в слове как таковом;

в) в истолковании смысла художественного текста с опорой на его и языковую структуру;

г) в истолковании смысла художественного текста с опорой на его художественную структуру.

 

31. Междисциплинарное ядро знаний в филологии согласно М.М.Бахтину −

а) идея чистоты языка;

б) идея структурализма;

в) идея историзма;

г) идея диалогизма.

 

32. Существование единой историко-филологической науки признавал

а) Г. О. Винокур;

б) В. В. Виноградов;

в) Ф. Ф. Зелинский;

г) Л.В. Щерба.

 

33. Определение «филология − это «наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа в их последовательности, т.е. в их развитии» принадлежит

а) Л.В. Щербе;

б) Г.О. Винокуру;

в) В.В. Виноградову;

г) Ф.Ф. Зелинскому.

 

34. Определение «наука о литературе и лингвистика — это «сестры, произведения одинаково ориентированного сознания, которое ставит себе задачей истолкование текста» принадлежит

а) В.В. Виноградову;

б) Ф.Ф. Зелинскому;

в) Г.О. Винокуру;

г) Л.В. Щербе.

 

35. Новое течение − постмодернизм в общественной мысли и культуре складывается

а) во второй половине X1X в.;

б) в первой половине XX в.;

в) во второй половине XX в.;

г) в первой половине X1X в.

 

36. В постмодернизме художественный текст (как и текст вообще) лишается

а) связности;

б) звучания;

в) содержания;

г) цельности.

 

37. Современная филология отличается

а) активным развитием описательной лингвистики;

б) активным развитием общефилологического ядра знаний с человеком в центре;

в) активным развитием обособления филологических дисциплин.

 

38. Тенденция «воссоединения» литературы и языка зафиксирована

а) середине 1970-х годов;

б) в середине 1960-х годов;

в) в конце 1960-х годов.

 

39. Начало современного, или новейшего, этапа в развитии филологии относится к

а) 1950 − 1960-м годам;

б) 1970 − 1980-м годам;

в) 1860 − 1870-м годам;

г) 1960 − 1970-м годам.

 

40. На новейшем этапе развития филологии в составляющих ее науках и научных дисциплинах центром ее знания постепенно становится

а) текст;

б) синтаксис;

в) морфология;

г) человек.

 

41. В число предметов пристального внимания современного языковедения входит феномен

а) обращения;

б) письма;

в) культуры;

г) общения.

 

42. На основе взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и возникают такие новые интегральные области исследования и обучения как

а) теория словесности;

б) теория текста;

в) общая филология;

г) общая фонетика.

 

43. Общая филология изучает способы и формы применения языка

а) в общественно-политической жизни;

б) в новых информационных системах;

в) в новых компьютерных технологиях;

г) в общественно-языковой практике.

 

44. Общая филология

а) дает «первоначальную ориентировку в океане текстов и ориентировку в принципах их исследования»;

б) описывает состав текстов на том или ином языке;

в) обобщает данные частных филологий;

г) описывает современное состояние языка.

 

45. Основным объектом общей филологии, по Рождественскому, является

а) фонема;

б) звук;

в) слово;

г) текст.

 

46. Возрождение общей филологии произошло в трудах

а) Ю.В. Рождественского;

б) С.И. Гиндина;

в) В.В. Виноградова;

г) А.М. Пешковского.

 

47. Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология изучает

а) способы применения языка а частной филологии;

б) способы применения языка в общественно-языковой практике;

в) формы применения языка в общественно-языковой практике.

 

48. Теория словесности изучает

а) способы языкового выражения этого содержания;

б) звуковой строй языка;

в) жанровое своеобразие произведений творчества;

г) содержание произведения словесности.

 

49. В возрождении теории словесности большую роль сыграли труды отечественных филологов

а) А.И. Горшкова;

б) Ю.И. Минералова;

в) Т.Д. Бенедиктовой;

г) В.А. Белошапковой.

 

50. В отличие от теоретической филологии прикладная филология изучает

а) способы решения практических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и общества;

б) способы решения теоретических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и общества;

в) способы решения практических задач, возникающих в языковой и литературной жизни человека и общества;

г) способы решения теоретических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и общества.