Тестовые
задания
1.
Филология возникла
а) как
практическая деятельность;
б)
теоретически ориентированное знание;
в)
практически ориентированное знание.
2.
Филология сохраняет статус практически ориентированного знания и
деятельности и имеет комплексный
характер
а) до конца XIX в.;
б)
до
середины XIX в.;
в) до
начала XIX в.
3. Классическая филология возникает
а) на базе библейской филологии (185—253
гг.);
б) на базе древневосточной традиции (Древний Китай и Индия) (X в. до н.э.
— V в. н.э.);
в) на базе западной античности (Древняя Греция и Рим) во времена
Возрождения (XIV—XVI вв.);
г) на базе древнеегипетской традиции (X в. до н.э. — V в.
н.э.).
4.
Классическая филология формируется в Европе
а) во
времена Возрождения как возврат к древнегреческому и древнеримскому
наследию;
б) в
античную эпоху как возврат к древнегреческому и древнеримскому
наследию;
в) в
ХУ11 в. как возврат к древнегреческому и древнеримскому
наследию
5.
Классическая
филология изучает
а)
языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру Древней
Греции;
б)
языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру
Древнего Китая;
в)
языки, литературу, античный быт, историю, философию, искусство, культуру
Древнего Рима.
6. Результатом деятельности филологов-классиков является
а) подготовка древних текстов к публикации и всестороннее комментирование
их;
б) подготовка современных текстов к публикации и всестороннее
комментирование их;
в) создание и публикация научных сочинений о духовной и материальной
культуре древности.
7.
Главным вопросом,
который поставила перед собой библейская критика, был вопрос
а) об
авторстве библейских текстов;
б)
перевод библейских текстов;
в)
истолкование библейского текста.
8. Задачей, объединяющей классическую, библейскую и восточную филологию в
период их возникновения и первоначального развития
является
а) исследование языков в диахроническом
аспекте;
б) изучение языков изолированно от сведений исторического, культурного,
этнографического характера;
в) исследование филологии как комплекса практически ориентированного
знания;
г) изучение закономерностей развития национальных
языков.
9.
Восточная филология возникает, когда
отдельные европейские страны осуществляли колониальный захват восточных народов
и территорий
а) в
XVII—XVIII в.в. в Европе;
б) в
XVI—XVII в.в. в Азии;
в)
в
XVI—XVII в.в. в Европе.
10. Восточная филология складывается
а) вместе с древнекитайской и древнеиндийской
традиций;
б) вместе с античной традицией;
в) отдельно от древнекитайской и древнеиндийской
традиций.
11. Основное различие классической, библейской и восточной филологии в период их возникновения и
первоначального развития состоит в
а) основном предмете исследования;
б) методологии исследования;
в) практической направленности исследования;
г) теоретической направленности
исследования.
12.
Национальные филологии появляются
а) в
эпоху Возрождения;
б) в
эпоху Просвещения;
в) в
эпоху Эллинизма.
13.
Интерес к национальным языкам сопровождается
а)
осмыслением национальной культуры;
б)
разработкой теоретических вопросов филологии;
в)
разработкой теоретических вопросов филологии.
14. Основателем «новой» (научной) филологии
является
а) А. Бёк;
б) Ф. А. Вольф;
в) Ф. Шлейермахер;
г) Г.
Германн.
15. По
мнению Ф. А. Вольфа
к так называемым служебным наукам, «подготавливающим доступ к предметам»
относились
а) этнография;
б) филологическая критика;
в) грамматика;
г) культурология.
16. По
мнению Ф. А. Вольфа
к так называемым служебным наукам, «подготавливающим доступ к предметам»
относились
а) герменевтика;
б) филологическая критика;
в) культурология;
г) грамматика.
17.
Согласно
Ф.А.Вольфу герменевтика - это
а)
историко-филологический комплекс знаний о древних народах;
б) наука «обо всех периодах жизни языка», т.е. фактически
языкознание;
в) наука, изучающая время создания, подлинность и исконность памятников,
их первоначальный вид;
г)
«искусство
проницательно раскрывать мысли автора из их изложения»;
18.
Вторую часть науки о древности по Вольфу составляют
а)
науки, изучающие разные стороны жизни народов Древней
Греции;
б) науки, изучающие разные стороны жизни
народов Древнего Рима;
в)
науки, изучающие разные стороны жизни народов Древнего Китая.
19. Определение филология — это
совокупность наук и научных методов для изучения жизни и культуры любого народа,
а также совокупность историко-филологических наук, изучающих Древнюю Грецию и
Древний Рим (классическая филология в одном из ее толкований)
принадлежит
а) Ф.А. Вольфу;
б) Аверинцеву;
в) Степанову.
20. В филологии активно развиваются процессы
специализации знаний.
а) в
начале XIX — середине XX в.
б) в
середине XIX — середине XX в.
в) в
конце XIX — середине XX в.
21. В рамках «новой
филологии» складываются
а)
национальные филологии;
б)
классическая филология;
в)
библейская филология;
г)
восточная филология.
22. Второе
направление приводит к разделению филологии как комплексного знания на
следующие
филологические науки
а) языкознание,
б) литературоведение,
в) герменевтика,
г) фольклористика.
23.
Процессы обособления филологии усиливаются
а) к
концу XIX в.;
б) в
XX в.;
в) к
концу Х1У в.
24.
Языкознание выдвинуло задачу
а)
восстановления картины исторического прошлого языков на основе выделения так
называемых родственных языков;
б)
восстановления картины исторического прошлого языков на основе раскрытия
закономерностей развития языков.
в)
восстановления картины исторического прошлого языков на основе изучения
исторических памятников.
25. В период внутренней дифференциации
наук
а) сохраняются и
развиваются филологические дисциплины, возникшие
ранее;
б)
происходит интеграция дисциплин;
в) возникают новые
научные дисциплины.
26. Рождение языкознания
как науки связано с началом
а) функционально-семантического исследования
языка;
б) когнитивного исследования языка;
в) сравнительно-исторического
исследования языка;
г) сопоставительно-типологического исследования
языка.
27.
Одной из причин
дифференциации наук является
а)
появление сравнительно-исторического метода;
б)
появление фольклористики;
в)
развитие типологического языкознания;
г)
развитие научных школ в
филологии.
28. В
филологии первой половины XX в. высказываются идеи
а)
в
пользу интеграции как основы исследования;
б)
в
пользу дифференциации
как основы исследования;
в) в пользу обособления филологии.
29. В
филологических науках первой половины XX в. развиваются
а)
идеи классической и восточной филологии;
б)
идеи филологии прошлого, тем самым укрепляя междисциплинарное (= общефилологическое)
ядро филологических наук;
в)
идеи библейской филологии.
30. В филологии
первой половины XX в. Л.B.
Щерба видел задачу
филологии
а) в
развитии идеи диалогизма;
б) в
изучении человеческого творчества в слове как
таковом;
в) в
истолковании смысла художественного текста с опорой на его и языковую
структуру;
г) в
истолковании смысла художественного текста с опорой на его художественную
структуру.
31. Междисциплинарное ядро знаний в филологии согласно М.М.Бахтину −
а) идея чистоты языка;
б) идея структурализма;
в) идея историзма;
г) идея диалогизма.
32.
Существование
единой историко-филологической науки признавал
а) Г.
О. Винокур;
б) В.
В. Виноградов;
в) Ф.
Ф. Зелинский;
г)
Л.В. Щерба.
33.
Определение
«филология − это «наука, имеющая своим содержанием изучение творений
человеческого духа в их последовательности, т.е. в их развитии»
принадлежит
а) Л.В. Щербе;
б) Г.О. Винокуру;
в) В.В. Виноградову;
г) Ф.Ф. Зелинскому.
34.
Определение
«наука о литературе и лингвистика — это «сестры, произведения одинаково
ориентированного сознания, которое ставит себе задачей истолкование текста»
принадлежит
а) В.В. Виноградову;
б) Ф.Ф. Зелинскому;
в) Г.О. Винокуру;
г)
Л.В. Щербе.
35.
Новое течение
−
постмодернизм в общественной
мысли и культуре складывается
а)
во
второй половине X1X в.;
б)
в первой половине XX в.;
в)
во
второй половине XX в.;
г)
в первой половине X1X в.
36.
В постмодернизме
художественный текст (как и текст вообще)
лишается
а)
связности;
б) звучания;
в)
содержания;
г)
цельности.
37.
Современная филология отличается
а)
активным развитием описательной
лингвистики;
б)
активным развитием общефилологического ядра знаний с
человеком в центре;
в)
активным развитием обособления
филологических дисциплин.
38. Тенденция «воссоединения» литературы и языка
зафиксирована
а)
середине 1970-х годов;
б) в
середине 1960-х годов;
в) в
конце 1960-х годов.
39.
Начало современного, или новейшего, этапа в развитии филологии относится
к
а)
1950 −
1960-м годам;
б)
1970 −
1980-м годам;
в)
1860 −
1870-м годам;
г)
1960 − 1970-м годам.
40.
На новейшем этапе
развития филологии в составляющих ее науках и научных дисциплинах центром ее
знания постепенно становится
а) текст;
б) синтаксис;
в)
морфология;
г)
человек.
41.
В число предметов
пристального внимания современного языковедения входит феномен
а) обращения;
б)
письма;
в)
культуры;
г)
общения.
42. На основе
взаимодействия лингвистики и литературоведения возрождаются и
возникают
такие новые интегральные области исследования и
обучения как
а) теория словесности;
б) теория текста;
в)
общая
филология;
г) общая фонетика.
43.
Общая филология
изучает способы и формы применения языка
а) в общественно-политической жизни;
б) в новых информационных системах;
в)
в новых компьютерных технологиях;
г) в
общественно-языковой практике.
44.
Общая филология
а)
дает
«первоначальную ориентировку в океане текстов и ориентировку в принципах их
исследования»;
б)
описывает состав
текстов на том или ином языке;
в)
обобщает данные
частных филологий;
г) описывает современное состояние языка.
45.
Основным объектом
общей филологии, по Рождественскому, является
а) фонема;
б) звук;
в)
слово;
г)
текст.
46.
Возрождение общей филологии произошло в трудах
а)
Ю.В. Рождественского;
б)
С.И. Гиндина;
в)
В.В. Виноградова;
г)
А.М. Пешковского.
47.
Ю.В. Рождественский обосновал положение о том, что общая филология
изучает
а)
способы применения языка а частной филологии;
б)
способы применения языка в общественно-языковой практике;
в)
формы применения языка в общественно-языковой
практике.
48.
Теория словесности
изучает
а)
способы языкового
выражения этого содержания;
б) звуковой строй языка;
в)
жанровое своеобразие произведений творчества;
г)
содержание произведения словесности.
49.
В возрождении
теории словесности большую роль сыграли труды отечественных филологов
а)
А.И. Горшкова;
б)
Ю.И. Минералова;
в)
Т.Д. Бенедиктовой;
г)
В.А. Белошапковой.
50.
В отличие от
теоретической филологии прикладная филология изучает
а)
способы решения
практических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и
общества;
б)
способы решения
теоретических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и
общества;
в)
способы решения практических задач, возникающих в языковой и литературной жизни
человека и общества;
г)
способы решения
теоретических задач, возникающих в коммуникативной жизни человека и
общества.