Разноуровневые задания
РАЗНОУРОВНЕВЫЕ
ЗАДАНИЯ
УПРАЖНЕНИЕ 1. «Пропустите»
через всю классификацию словарей один и тот же словарь, например, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова,
т.е. определите по всем параметрам, к какому из указанных типов он относится (по
предмету описания: лингвистический или энциклопедический, по языку описания и
т.д.).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Проанализировать словарную статью из Словаря
Даля.
ИЗБА
(ИСТОПКА, ИСТБА) крестьянский дом, хата, жилой деревянный
дом; жилая горница, комната, чистая (не стряпная) половина;
людская или кухня, жильё для прислуги в барском доме; в Сибири избой
зовут отдельную, стряпную, кухню, и переднюю избу, в отличие от
кути, задней, стряпной, бабьей избы. Сборная изба — наёмная
миром
для сходок и для приезжих старшин ЧЕРНАЯ или КУРНАЯ изба, в которой печь без трубы.
УПРАЖНЕНИЕ 3.. Определите,
из какого словаря взята данная ниже словарная статья, охарактеризуйте этот
словарь.
ВИНИ’ТЬ,
-ню', -ни'шь, несов. 1. кого (что) в чём. Считать виноватым,
виновным. Во всём вини самого себя. 2. кого (что) за что.
Упрекать, осуждать (разг.). Не вини меня за опоздание.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Определите, из какого словаря взята
данная ниже словарная статья, охарактеризуйте этот
словарь.
СВИНЬЯ,
-ньи, с. ж. Животное снедное,
четвероногое, женского рода, имеющее раздвоенные копыта, рыло тупое,
кружкомъ, коим роет землю, доставая
коренья и вдоль изгибистой спины щетины; хвост также обросшей волосами и
извитой; под кожею находится у нее толстый слой тука; охотно валяется в
грязи и жрет всячину. Собственное отечество ея Китай. Самец называется боровом,
а молодые - поросятами. Убить свинью. Держать свиньей.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Найти
и охарактеризовать в словаре В.И. Даля следующие слова
ДУРАК,
КРАСА, ДОБРЫЙ, ПЛОХО, ОБДУМАТЬ
УПРАЖНЕНИЕ 6. Найти
и охарактеризовать в словаре Д.Н.Ушакова следующие слова
ГРЕХ,
ГРЕШНИК, ДОМ, УБИТЬ, УБИЙСТВО
УПРАЖНЕНИЕ 7.
Найти
и охарактеризовать в словаре Ожегова следующие слова
ТУРИСТ,
АБОРИГЕН, КАКАДУ, ПРЕЛЕСТЬ, СТОЯТЬ
План
анализа словаря
1.
Название
словаря.
2.
Автор
или редактор.
3.
Год
написания, выхода, переиздания.
4.
Объём
словаря: количество слов (единиц описания), количество
томов.
5.
Предназначение
словаря, его характер: нормативный, областной и пр.
6.
Принципы
отбора толкуемой лексики, состав словника.
7.
Структура
словарной статьи.
8.
Приёмы
семантизации.
9.
Наличие
и характер словарных помет.
10.
Примеры
употребления толкуемой лексики, источники примеров.
11.
Алфавитный
или алфавитно-гнездовой способ
подачи лексического материала.
Вариант
1. «Толковый
словарь живого великорусского языка»
В.И. Даля.
Вариант
2. «Словарь
русского языка» С.И.Ожегова
Вариант
3. «Словарь
Академии Российской»
Вариант
4. «Толковый
словарь русского языка» Д.Н. Ушакова
УПРАЖНЕНИЕ 9.
По данному ниже образцу выполнить анализ структуры словарной статьи данных вокабул из указанного
словаря.
О
б р а з е ц :
ПОЛОЖИ'ТЬ
1,
-ожу', -о'жишь; -о'женный; сов.
кого-что
1.
см. класть.
2.
перен., кого (что). То же, что убить (в 1 знач.) (разг.).
П. на месте.
3.
что. Назначить какую–н. плату, цену (устар. прост.). П. хорошее
жалованье.
¦
Положить жизнь за кого-что (высок.) – пожертвовать
жизнью.
Анализ
структуры словарной статьи:
Первый
компонент структуры словарной статьи – заголовочное
слово – положить.
Второй
компонент – семантическая
характеристика – 1. см. класть, 2. убить, 3. назначить какую-нибудь плату, цену.
Третий
компонент структуры словарной статьи – грамматическая
характеристика -ожу', -о'жишь; -о'женный; сов. кого-что.
Четвёртый
компонент структуры словарной статьи – стилистическая
характеристика – разг., прост., устар., высок.
Пятый
компонент – орфоэпическая
характеристика – положи'ть, -ожу', -о'жишь;
-о'женный.
Шестой
компонент – примеры
употребления слова в речи – положить много врагов, положить на месте,
положить хорошее жалование.
Вокабулы
из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова
Вариант
1. Слово
ГОЛОВА
Вариант
2. Слово
СЕРДЦЕ
Вариант
3. Слово
ИДТИ
Вариант
4. Слово
ЗОЛОТОЙ
УПРАЖНЕНИЕ 10. Расположите
приведенные слова по «азбучному порядку», как в алфавитных словарях, а затем в
обратном порядке, как в обратных словарях:
Рюкзак,
завтрак, фотоаппарат, вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция,
гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут.
УПРАЖНЕНИЕ 11. Определите
способ толкования значения следующих слов. • Найдите в толковом словаре
свои примеры на разные способы толкований значений слов.
I.
Краснеть. 1)
Становиться красным. 2) Покрываться румянцем от стыда. 3) То же, что
стесняться.
Красно.
Красноречиво,
гладко.
Краснота.
См.
красный.
Красный.
1)
Цвета крови. 2) Красивый.
II.
Брусника, и, ж.
Лесное растение с кожистыми вечнозелёными листочками, разновидность вереска. 2.
Безбрежны й , -ая, -ое, - жен, -жна. Такой широкий, что не видно берегов,
простирающийся на необозримое пространство. 3. Безбилетный, -ая, -ое. Не
имеющий билета. 4. Горелки, -лок. Русская народная игра, в которой один
из участников ловит других, убегающих от него поочерёдно парами. 5. Ураган,
-а, м. Необычайная по силе буря. 6. Гость, -я, м. Тот, кто посещает,
навещает кого-то. 7. Конкуренция, -и, ж. Соперничество, борьба. 8.
Лень, -и, ж. Отсутствие желания действовать. 9. Шарпать (прост.)
Драть, скрести, царапать. 10. Пища, -и, ж. То, что едят, чем питаются.
11.Толстовка, -и, ж. Свободная длинная мужская блуза с поясом. 12.
Неудобный, -ая, -ое. Лишённый удобства. 13. Сейчас, нареч. Очень
скоро, немедленно. 14. Солоно см. солёный. 15. Строить, несов.
Создавать, созидать, организовывать. 16. Томный, -ая, -ое. Исполненный
истомы, устало-нежный. 17. Умеренный, -ая, -ое. Средний между крайностями
– не большой и не малый, не сильный и не слабый.
УПРАЖНЕНИЕ
12.
В приведенных ниже фрагментах словника одного из современных толковых словарей
слова намеренно расположены без соблюдения внутрисловного алфавита. Выпишите
каждое слово на отдельную карточку и расположите карточки в правильном
порядке.
1.
Велеть,
валенок, вытянуть, вырвать, ветер, винт, виснуть, вера, въехать, въезд, ватман,
вата, варяги, ввалиться, вбросить, выровнять, выбросить, внедрить, ветка,
вянуть, вчера, вялый, выбить, высота, высокий, влить, влияние, воздух, волна,
вожжи, военный, внутрь, выключить, вывихнуть, вывих, ворота,
выборы.
2.
Малина,
мешать, мешанина, мудрый, мудрец, мучить, мукомол, мука, машинальный, машина,
махина, мания, мандолина, марка, минута, минус, минимум, миндаль, монолог,
монокль, медленный, медлить, медаль, между, межа, мариновать, маренго,
марка, меломан, мелодия, мелодичный, местоимение, месить, месиво, место,
местный.
3.
Отблеск,
отбеливать, окружность, округ, отобрать, откуда, отказать, отказ, огласка,
огласить, организовать, организм, организатор, орган, огурец, огульно,
опытный, опыт, опрятный, опричник, овсянка, овёс, отвесный, отвести, ответ,
отвал, отвага, околица, орёл, одиночка, одинокий, один, оголтелый,
оглянуться, огород, оглобля, одуванчик, одеколон.
УПРАЖНЕНИЕ
13.
Ниже
перечислены значения многозначных слов с примерами их употребления в каждом
значении, а также с грамматическими и стилистическими пометами, где они
необходимы. Постройте словарные статьи этих слов, расположив значения в таком
порядке, который определяется соотношением «ядра» и
«периферии».
I.
ПОРОГ:
«преддверие, граница чего-либо» (на пороге
победы)», «поперечный брусок, закрывающий проём между
дверью и полом» (споткнуться о
порог)», «наименьшая возможная величина, граница проявления
чего-либо», спец. (порог
слышимости); «каменистое возвышение на речном дне, затрудняющее
судоходство» (лодка с
трудом преодолела пороги).
II.
ПРЯМОЙ:
«настоятельно необходимый, безусловный», только полная форма, разг. (прямая
польза); «непосредственно связывающий что-либо, без промежуточных
пунктов» (прямое
сообщение); «равный 90 градусам», только полная форма,
спец. (прямой
угол); «непосредственно вытекающий из чего-либо», только полная
форма (прямое
следствие); «ровно идущий в каком-нибудь направлении, без
изгибов» (прямая
линия); «правдивый, нелицемерный» (прямой
ответ); «полный, совершенный», только полная форма (прямая
противоположность)», «явный, открытый» (прямая
насмешка).
III.
ПРОВАЛИТЬСЯ:
«потерпеть неудачу», перен., разг. (провалиться
на экзамене)-, «упасть в какое-нибудь отверстие» (провалиться
в яму)», «глубоко запасть, ввалиться», формы 1-го и 2-го лица не
употребляются, перен., разг. (щёки
провалились)», «сгинь, исчезни, пропади пропадом», только в
форме восклицания, разг. (да
провались ты со своими деньгами!)», «пропасть, исчезнуть», перен.,
прост. (ушёл в
магазин и провалился)», «обрушиться от тяжести, ветхости», формы
1-го и 2-го лица не употребляются (крыша
провалилась).
УПРАЖНЕНИЕ
14.
В
данных ниже фрагментах словарных статей толкового словаря намеренно удалены
некоторые стилистические пометы. Восстановите их, пользуясь приведенным
ниже списком. Спишите и подчеркните восстановленные
пометы.
Образец:
САДАНУТЬ. Сильно ударить (садануть по
спине). САДАНУТЬ, прост.
Сильно ударить (садануть по
спине)»; ОСЁЛ, м. 2) О тупом упрямце, глупце. – ОСЁЛ, м. 2) перен..
прост, бран. О тупом упрямце, глупце.
ВОРЧУН,
м. — ворчливый человек; ПОРТАЛ,
м. — 3) совокупность сайтов, принадлежащая обычно одному
учредителю и обладающая определенным тематическим единством;
ЛОРДОЗ, м. —
изгиб позвоночника в шейном и поясничном отделах; НАДЛЕЖАТЬ —
быть необходимым, подобать (Вам надлежит
явиться в указанный срок)», СКОТИНА,
м. и
ж. — 2) грубый, подлый человек; ПОПУЛЯЦИЯ,
ж. — совокупность особей одного вида, населяющая определенную
территорию (популяция
уссурийских тигров)», ВОЗОПИТЬ — начать вопить, громко
закричать; БОЧКА — 3) фигура высшего пилотажа — полный оборот самолёта вокруг
его продольной оси; УГРОБИТЬ — погубить, уничтожить (угробили
идею)», БАБЁНКА,
ж. — молодая бойкая женщина; ГЛИССАДА,
ж. — траектория полета летательного аппарата при снижении;
БАЛОВНИК, м.
— тот, кто балуется, шалун; ВОСВОЯСИ, нареч.
— домой, к себе (убраться
вовсвояси)», ПОРТАМЕНТО,
парен. — о пении, об игре на музыкальных инструментах:
замедленно скользя от звука к звуку (Это место
исполняется портаменто)», ВОССЕДАТЬ — важно, торжественно сидеть;
ДИФФЕРЕНЦИАЛ — произвольное приращение независимой переменной
величины; СЕРВЕР — программа, управляющая доступом к информации в
вычислительных системах.
Стилистические
пометы:
ав.
(авиационный термин), биол.
(термин биологии),
бран. (бранное слово или значение), инф.
(термин информатики),
ирон. (ироническое употребление слова), мат.
(математический термин),
мед. (медицинский термин), муз.
(музыкальный термин),
офиц. (слово, употребляющееся в официальном стиле),
перен. (переносное значение слова),
прост, (просторечное слово или значение),
разг. (разговорное слово или
значение).
УПРАЖНЕНИЕ
15. Определить,
из какого словаря дана словарная статья. Назовите особенности структуры и
содержания этого словаря.
I.
СУШКА,
сушки, ж. 1. только ед. Действие по
глаг. сушить в 1 знач. Мы горошек чистим для сушки. Чехов . Сушка плодов и
овощей. Сушка табака. Сушка торфа.
2. Печенье в виде маленьких тонких и очень сухих баранок. Сушки с маком,
с солью. 3. То же, что сиккатив (тех.). 4. только ед. Подмоченный и просушенный
товар (преимущ. о льне, пеньке; спец.). 5. Волос с брюха свиньи (спец.).
II.
УШАКОВ
Дмитрий Николаевич
(1873-1942) филолог, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по русскому языку
(диалектология, орфография, орфоэпия, нормы русского литературного языка),
общему языкознанию. Редактор и составитель "Толкового словаря русского языка"
(т. 1-4, 1935-40).
III.
МЕТАМОРФИЧНОСТЬ, —и
МЕТАМОРФИЧНЫЙ
МЕТАМОРФОГЕННЫЙ
МЕТАМОРФОЗ, —а (биол., зоол.)
МЕТАМОРФОЗА, —ы
IV.
ДАРИТЬ, даровать, давать, жаловать, жертвовать,
усердствовать, подносить, презентовать, отказать, завещать; сделать подарок,
пожертвование, приносить в дар, бить челом кому чем; давать на водку, на чай, на
чаек, осчастливить чем. Ср. Наделять.
См. давать,
усердствовать
V.
Тришкин
кафтан
- (ирон.) о непродуманном и
небрежном, поспешном устранении одних недостатков, которое влечет за собой
возникновение новых. Выражение - название басни (1815) И. А. Крылова, в которой
рассказывается, как ее герой Тришка для починки локтей кафтана, обрезал рукава,
а чтобы надставить рукава, обрезал полы, в результате чего кафтан стал таким,
"которого длиннее и камзолы".
VI.
abode bode
noun book. 1) жилище; обиталище mean abode - убогое жилище 2) пребывание,
проживание 3) местожительство, место жительства (тж. place of abode) to take up
one's abode - поселиться to make one's abode - жить где-л. - of no fixed abode -
with no fixed abode the abode of the spirits - загробный мир Syn: see
home
VII.
138.
вероя?тн(ый) вероя?тн-о
не-вероя?тно
1
вероя?тн-ость
вероя?тност-н-ый
не-вероя?тность
1
равн-о-вероя?тност-н-ый см. равный 1
вероя?т-иj-е
не-вероя?тие
1
не-вероя?тный
невероя?тн-о 2
невероя?тн-ость
2
невероя?т-иj-е
2
мал-о-вероя?тн(ый) см. малый 1
маловероя?тн-ость
VIII.
Отрок: род. п. -а, укр. отрiк "работник",
др.-русск. отрокъ "слуга, работник" (грам. Варл. Хутынск. 1192 г.; см. Ягич,
AfslPh 13, 293), ст.-слав. отрокъ pa‹j, paid…on (Клоц., Супр.), болг. отроґк
"мальчик", др.-сербск. отрокъ "несовершеннолетний", словен. otro°k, род. п.
-oґkа "дитя", чеш., слвц. оtrоk "раб, холоп", др.-польск. оtrоk "работник",
в.-луж. wotrok "слуга, работник, батрак". Праслав. *оt(ъ) rokъ "не имеющий права
говорить". Из от и рекуґ, рок (см. Гуйер, LF 40, 304; Мi. ЕW 274); Мейе (Eґt.
233) толковал как кальку лат. infans.
Комментарии
Трубачева:
[Маловероятно в фонетическом отношении объяснение Мошинского (JР, 35, 1955, стр.
130 и сл., его же, Zasia§g, стр. 243) из о-trоkъ, родственного цслав. тръкъ
"бег", словен. trati "бегать". См. еще Трубачев, Терм. родства, стр. 46 и сл.;
Махек, "Linguа viget. Commentationes slavicae in hоnоrеm V. Kiparsky", Helsinki,
1965, стр. 90 и сл.; Копечный, "Этимология. 1966", М., 1968, стр. 54 и сл. --
Т.]
УПРАЖНЕНИЕ
16.
Произвести анализ структуры словарной статьи многозначных
слов:
ТЕМНЫЙ,
СЕМЬЯ, ПОЛЗТИ, КРУТО, ВОЛНЕНИЕ
Анализ
структуры значения многозначного слова
Цель данного вида
анализа – характеристика внутрисловной семантической парадигмы – семантической
структуры многозначного слова.
Порядок
анализа.
1. Выписать из
толкового словаря все значения анализируемого слова.
2. Установить
отношения семантической производности между отдельными лексико-семантическими
вариантами (ЛСВ). Указать, на уровне каких сем связаны друг с другом ЛСВ.
Выявить способы семантической деривации: метафора, метонимия, расширение
значения, сужение значения.
3. Изобразить
структуру многозначного слова графически. Определить тип структурной связи:
радиальная, цепочечная, радиально-цепочечная.
Пример
анализа
СТЕНА.
1.
Вертикальная часть здания, помещения.
2.
Высокая ограда.
3.
перен. В сражении, кулачном бою: тесный, сомкнутый ряд
людей.
4.
перен., ед., чего. Сплошная масса чего-н., образующая преграду,
завесу.
5.
перен. То, что невозможно преодолеть, осилить.
1
> 2: связаны ДС исходного значения и КЛС производного; способ семантической
деривации – расширение значения.
1
> 3: связаны ДС исходного и ДС производного значения; способ семантической
деривации – метафора.
2
> 4: связаны ДС исходного и ДС производного значения; способ семантической
деривации – метафора.
2
> 5: связаны АС (ассоциативная сема) исходного значения и КЛС производного
значения; способ семантической деривации – метафора.
Структурная
связь – радиально-цепочечная.