Тема 1.
ТЕМА 
1. ВВЕДЕНИЕ. 
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. СЛОВАРЬ КАК ФЕНОМЕН НАЦИОНАЛЬНОЙ 
КУЛЬТУРЫ

Лексикография – это отрасль языкознания (по Л.П. Крысину), наука (по В.В. Дубичинскому), которая занимается созданием, изучением и использованием словаpeй (scientia lexicographica), т.е. теорией и практикой составления словарей.
По словам В. В. Морковкина, лексикография «представляет основной канал, через посредство которого лингвистика обнаруживает и обнародует результаты своей деятельности». [Морковкин 1987: 33].
Отражая состояние цивилизации, закрепляя итоги 
человеческого познания, словарь выполняет важную культурную 
функцию, и в силу разных причин современный человек все 
чаще обращается к нему.
Лексикографический труд является свидетелем 
определённого уровня цивилизации народа, он фиксирует состояние и уровень 
производства и производственных отношений в обществе, развитие философской, 
политической, религиозной, научно-технической мысли этноса – носителя 
описываемого в словаре 
языка.
В то же время словарь сам предстаёт произведением 
культуры, достижением науки данного общества в определённый период исторического 
развития. Хороший словарь входит в историю народа как откровение, создание 
человеческого духа подобно произведениям изобразительного искусства или музыки. 
Не случайно одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается 
наличие академического толкового словаря национального литературного языка – 
фундамента всех прочих лексикографических построений.
Словарное произведение выступает продуктом национальной 
культуры ещё и в том смысле, что является справочником по культуре речи. Оно, 
как правило, отвечает на основные вопросы, которые ставит пользователь перед 
тем, как заглянуть в словарь: правильно ли я говорю, так ли употребляю слово или 
выражение, верен ли перевод данного слова на другой язык и 
т.п.
Лексикография представляет слово в совокупности всех его 
свойств, поэтому словарь оказывается не только уникальным и незаменимым пособием 
по языку, но и важнейшим инструментом научных исследований. Лингвистическая 
наука конца XX в. стремится воплотить в словарной 
форме все аспекты полученных знаний, поэтому в новейших словарях объектом 
описания становятся не только слова, но и иные языковые 
единицы.
Словарь оказывается чрезвычайно удобной книгой, отличающейся четкостью структуры, строгостью представления разнообразных аспектов языковых единиц, дающей возможность пользоваться каждым фрагментом словаря как элементом системы. Основной принцип практической лексикографии — "максимум информации на минимуме места — без ущерба для интересов читателя" [Берков 1996: 4].

Что 
такое словарь?
Сравним несколько определений этого 
термина:
Словарь – это справочник, содержащий 
определенным образом систематизированные языковые единицы и информацию о 
них.
А. С. Герд в одной из последних работ по лексикографии дает такое определение: "Словарь — это собрание единиц естественного или искусственного языка, обычно снабженных той или иной семантической информацией и расположенных в определенном порядке (чаше, в алфавитном или идеографическом)" [Герд 1999: 202].
Для чего нужны 
словари?
Основные функции 
лексикографических произведений сводятся к 
следующему:
q Научное изучение и описание языка, 
его истории, современного состояния.
q Систематизация знаний, и, в частности, 
лингвистических.
q Изучение и нормализация родного языка, установление 
правил устной и письменной речи.
q Объяснение заимствованных, непонятных и устаревших 
слов.
q Обеспечение межъязыкового общения и переводческой 
практики.
q Обучение иностранному языку, глубокое познание истории и 
культуры народа, говорящего на изучаемом языке.
q Научное предвидение языкового развития («Я думаю, что 
составители словарей-справочников могут не только фиксировать, но и предлагать 
читателям потенциально необходимые слова» [Котелова 
1978:20].
ПРАКТИКУМ
Вопросы 
для самоконтроля
1.   Что изучает лексикография? Практическая 
(прикладная) лексикография и теоретическая?
2.   Что такое словарь?
3.   Для чего нужны словари?
4.   Назвать основные функции 
словарей.
Упражнение 
1. Прочитайте отрывок из статьи В. 
Рязанцева «Дискредитация авторитета». Согласны ли вы с выводами 
автора?
Мир словарей велик и разнообразен. 
Они являются непременным атрибутом культуры цивилизованного общества. Их 
информации доверяют, она должна быть нормативна. Благодаря словарям читатель – 
разного возраста, образования, социального положения открывает большой и 
многообразный мир, окружающий человека. Особое и почётное место среди словарей 
занимают языковые, и прежде всего толковые, которые, давая целостную картину 
языка, призваны толковать, объяснять точно и полно содержание, смысл и значения 
слов в доступном пониманию каждого читателя виде. Наибольшим и заслуженным 
авторитетом за последние почти полвека среди них пользуется «Словарь русского 
языка» С.И. Ожегова, переиздававшийся свыше двадцати раз многомиллионными 
тиражами. В 1997 году в московском издательстве «Азбуковица» под грифом 
Института русского языка Российской академии наук вышел в свет четвёртым 
изданием «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. 
Казалось бы, издание обновлённого, необходимого, авторитетного нормативного 
словаря можно только приветствовать. И при обращении к нему полностью доверять 
информации. В предисловии к словарю утверждается, что словарь этот отражает 
изменения в лексике за последние десятилетия и читатель найдёт в нём обновлённую 
информацию по самым разным отраслям знаний. Однако обещания эти на самом деле в 
немалой степени остались благими намерениями. Более того, словарь грешит 
многочисленными и непозволительными упущениями и недостатками, которые были в 
прежних его изданиях. Особенно это касается научной и технической 
терминологии.
Так, школьник, изучающий 
электричество, будет введён в заблуждение ошибочным толкованием 
термина вольт. В 
словаре вольт толкуется как «единица 
электрического напряжения и электрической силы». В своём же учебнике физики 
школьник прочитает, что «вольт – это единица электрического напряжения и 
электродвижущей силы». Школьнику за незнание подобных вещей преподаватель снизит 
оценку. Так же обстоит дело и с толкованием 
слова гироскоп – «прибор с диском и 
свободной осью, всегда сохраняющей неизменное положение». Такое усечённое и 
неточное толкование значения вызывает большое количество вопросов, то есть его 
дефиниция далеко не безупречна. Что же такое гироскоп? 
Это «устройство с несколькими степенями свободы и быстро вращающимся в нём 
тяжёлым диском, ось вращения которого стремится сохранить своё первоначальное 
направление в пространстве неизменным». Нельзя в толковом словаре профанировать 
технические термины! Следует осторожно относиться к точной, научной дефиниции и 
заимствовать её без искажений и исправлений, а тем более нельзя искажать и 
деформировать специальные толкования.
Упражнение 
2. Сравните приведенные ниже определения 
лексикографии, найдите общее и различное в трактовке данного 
понятия.
·               «Лексикография как наука — это теория и 
практика составления словарей.
·               Основная задача лексикографии — научная 
разработка принципов и приемов словарного описания лексики, а также составление 
самих словарей, отражающих различные аспекты рассмотрения слов в системе 
языка» (Новиков Л.А. Лексикография //
Новиков Л.А., Зубкова Л.Г. и др. 
Современный русский язык.СПб., 1999. С. 307).
·              «Л е к с и к о г р а ф и я (греч. lexikos 
— словесный и grapho — пишу) — раздел языкознания, который занимается теорией и 
практикой составления словарей» (Диброва Е.И. Лексикография // Современный 
русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учебник для студ. высш. учебных 
заведений: В 2 ч.Ч. I: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. 
Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Е.И. Диброва, Л.Л. 
Касаткин, Н.А. Николина, И.И. Щеболева; Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2002. С. 
426).
·               «Отдел языкознания, занимающийся вопросами 
составления словарей и их изучения, называется лексикографией (греч. lexikos — 
словарный и grapho — пишу)» (Фомина М.Н.Основные словари русского 
языка // Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 
2001.С. 60).
Упражнение 
3. Продолжите предложения, подобрав нужные термины из 
списка, данного ниже (материал цит. по статье: Цейтлин Р.М. Лексикография // 
Русский язык: Энциклопедия. М., 1997. С. 209—211).
1)     ...словари «объясняют значения слов, их грамматические и 
другие особенности, содержат все классы слов (все части речи)».
2)     «В отличие от одноязычных, в ...словарях лексика одного 
языка поясняется средствами другого языка (или других языков)».
3)     «В ...словарях слова располагаются по алфавиту 
первообразных слов, при этом их производные и однокоренные помещаются в той же 
словарной статье».
4)     «В ...словарях слова располагаются по алфавиту заглавных 
слов (их разновидностью являются так называемые обратные словари, в которых 
слова следуют в алфавитном порядке конечных букв)».
5)     «А.А. Зализняк создан фундаментальный ...словарь 
русского языка (1977)».
6)     «Разработан тип ...словаря — «словаря активного типа» 
(Апресян) на основе широкого выбора синонимов, включая и 
квазисинонимы...»
7)     «На основе машинной обработки главным образом словарей 
Ушакова и Ожегова создан “...словарь семантических множителей русского языка” 
Ю.Н. Караулова (1990)».
8)     «Большое влияние в теоретическом и практическом 
отношении на словарную работу на всех языках бывшего СССР ока зал “...словарь 
русского языка” под ред. Д.Н. Ушакова (Т. 1—4, 
1935—40)».
Слова для 
вставок: переводные; лингвистические; гнездовые; 
алфавитные; толковый; частотный; идеографический; 
грамматический.