Тесты

Тест для модульного контроля

 

Тема 1.Введение

  1. Лексикография – это лингвистическая дисциплина

a)     занимающаяся теорией и практикой составления словарей

b)    изучающая происхождение и этапы развития лексической системы языка

c)     изучающая время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид

d)    изучающая речевую коммуникацию в ее воздействии на читающего/слушающего посредством сообщения

  1. Лексикография - это

a)     искусство, наука и практика создания словарей; раздел языкознания, занимающийся вопросами создания словарей и их изучения; совокупность словарей общего или специального типа.

b)    искусство, наука и практика создания словарей

c)     совокупность словарей общего и специального типа.

d)    раздел языкознания, занимающийся вопросами создания словарей и их изучения.

  1. Под словарем понимают

a)     полный словарный состав языка

b)    справочную книгу слов, расположенных в определенном порядке, дающую какую-либо информацию о том или ином слове

c)     лексический запас того или иного носителя языка

d)    только книгу слов и выражений на одном естественном языке с их эквивалентным переводом на другой естественный язык

  1. Словарь представляет собой

a)     собрание единиц естественного или искусственного язы­ка, обычно снабженных той или иной семантической инфор­мацией и расположенных в определенном порядке

b)    собрание языковых единиц, которые получают в справочнике толкование своих лексических значений

c)     собрание единиц того или иного языка, упорядоченное  в алфавитном порядке

d)    собрание языковых единиц, которые получают энциклопедическое и лингвистическое объяснение

  1. Функциями словарей являются:

a)     Научное изучение и описание языка, его истории, современного состояния, научное предвидение языкового развития; систематизация лингвистических знаний, нормализация родного языка, установление правил и устной и письменной речи; объяснение заимствованных, непонятных, малоупотребительных и устаревших слов; обеспечение межъязыкового общения и переводческой практики; обучение иностранному языку

b)    Объяснение заимствованных, непонятных, малоупотребительных и устаревших слов; систематизация лингвистических знаний, нормализация родного языка, установление правил устной и письменной речи. 

c)     Обучение иностранному языку, глубокое познание истории и культуры народа, говорящего на этом языке

d)    Обеспечение межъязыкового общения и переводческой практики; объяснение заимствованных, непонятных, малоупотребительных слов.         

  1. Основным объектом изучения словарной науки являются:

a)     Слово во всех его особенностях и взаимоотношениях

b)    Предложение

c)     Текст.

d)    Высказывание

  1. Теоретическая лексикография занимается

a)     комплексом проблем, связанных с разработкой макроструктуры и микроструктуры словаря, с созданием типологии словарей, с историей лексикографии

b)    проблемами возникновения и основных этапов развития лексической системы языка

c)     обеспечением оптимальных и доступных для восприятия потребителя словаря способов словарного представления всей совокупности знаний о языке

d)    созданием словарей  и других произведений словарного типа, накоплением и хранением словарных материалов

8.      Практическая лексикография занимается

a)     созданием словарей  и других произведений словарного типа, накоплением и хранением словарных материалов

b)    комплексом проблем, связанных с разработкой макроструктуры и микроструктуры словаря, с созданием типологии словарей, с историей лексикографии

c)     изучает время создания, подлинность и исконность памятников, их первоначальный вид

d)    изучает речевую коммуникацию в ее воздействии на читающего/слушающего посредством сообщения

  1. Слово в лексикографии рассматривается:

a)     в совокупности всех своих свойств

b)    только с точки зрения его семантики

c)     только с точки зрения его связей с другими словами

d)    только с точки зрения его функционирования

  1. Основными задачами практической лексикографии являются:

a)     обучение языку 

b)    обеспечение межъязыкового общения

c)     описание и нормализация языка

d)    разработка типологии словарей

  1. Современная лексикография имеет дело с такими фактурами текста, как

a)     бумажный словарь

b)    электронный словарь

c)     устный словарь

d)    неполный словарь

  1. "Словарь -  это собрание единиц естественного или искусственного язы­ка, обычно снабженных той или иной семантической инфор­мацией и расположенных в определенном порядке (в алфавитном или идеографическом)» - эти слова принадлежат

a)     А. С. Герду

b)    А.А.Потебне

c)     А.Х.Востокову

d)    В.В. Морковкину

  1. В лексикографической практике наблюдается отчетливое стремление

a)     закреплять в словарной форме результаты изучения всех уровней языковой структуры, представлять в виде лексикона все языковые единицы содержательного и формального плана

b)    изучать творения человеческого духа в их последовательности, т.е. в их развитии

c)     закреплять в письменной форме языковые единицы разных уровней с позиций их соответствия нормам литературного языка

d)    изучать и систематизировать корпусные единицы естественных языков с указанием специализированных грамматических помет

  1. Одним из факторов, позволяющих су­дить о культуре нации, считается

a)     наличие академического толкового словаря национального литературного языка

b)    наличие орфографического словаря языка

c)     наличие орфоэпического словаря языка

d)    наличие двуязычного (переводного) словаря

  1. К выдающимся отечественным лексикографам относятся

a)     Е.Р.Дашкова

b)    А.Х.Востоков

c)     А.А.Потебня

d)    А.А.Аверинцев

  1. Развитие лексикографической практики идет по следующим направлениям

a)     осуществляется создание масштабных словарей

b)    активно разрабатываются словари, учитывающие широкий круг адресатов

c)     идет расширение круга аспектных словарей, описывающих отдельные уровни языка

d)    осуществляется переиздание имеющихся традиционных словарей без применения новейших разработок

  1. Необходимость и востребованность словарей сегодня диктуется

a)     проблемами  коммуникативной и познавательной деятельности человека

b)    дидактическими проблемами изучения языков и обучения языкам

c)     проблемами необходимости исследования лексико-семантической системы языка

d)    проблемой отбора, обработки и систематизации фактического языкового материала естественного языка

 

Тема2. История русской лексикографии

  1. Периодом зарождения русской лексикографической мысли считается

a)     ХI век

b)    XIV век

c)     XIII век

d)    XII век

  1. Кто из отечественных филологов явились основоположниками русской теоретической лексикографии?

a)     Л.  Щерба

b)    И.  Бодуэн деКуртенэ

c)     В.Виноградов

d)    М. Пешковский

  1. Первые словари отличались

a)     содержанием разнообразной информации о слове

b)    энциклопедическим характером

c)     специализированным характером

d)    большим объемом

  1. Глоссы представляют собой

a)     объяснения значений слов на полях и между строк в рукописях

b)    переводные словарные статьи

c)     фиксацию всех словоупотреблений в тексте с указанием на источник

d)    объяснения происхождения и развития значений слов на протяжении веков

  1. Обильная  глоссировка текстов в древнерусской рукописной традиции XIXV вв. объяснялась

a)     активной переводческой деятельностью

b)    частными и общими  переработками, правкой и редактированием переводов

c)     необходимостью печатания текстовых памятников

d)    необходимостью создания нового жанра русской книжности

  1. Типология древнерусских словарей представлена

a)     Словарями-разговорнивами

b)    Словарями-ономастиконами

c)     Словарями-произвольниками

d)    Словарем-целлариусом

  1. Словарями-разговорниками называли

a)     словари переводные

b)    словари, толкующие непонятные сло­ва книжной речи (преимущественно из церковнославянских книг)

c)     сборники слов с символическим смыслом, раскрывающие иносказания, метафоры, образы

d)    словари собственных имен

  1. Словари-ономастиконы – это

a)     словари собственных имен

b)    сборники слов с символическим смыслом, раскрывающие иносказания, метафоры, образы

c)     словари, толкующие непонятные сло­ва книжной речи (преимущественно из церковнославянских книг)

d)    словари переводные

  1. Словарями-приточниками являлись

a)     сборники слов с символическим смыслом, раскрывающие иносказания, метафоры, образы

b)    словари собственных имен

c)     словари, толкующие непонятные сло­ва книжной речи (преимущественно из церковнославянских книг)

d)    переводные словари

  1. Словари- произвольники (славяно-русские) - это

a)     словари, толкующие непонятные сло­ва книжной речи (преимущественно из церковнославянских книг)

b)    словари собственных имен

c)     сборники слов с символическим смыслом, раскрывающие иносказания, метафоры, образы

d)    словари переводные

  1. Азбуковник – это

a)     тип сводного словаря, в котором слова располагались по алфавиту, указывалось их происхождение, перевод и разъяснение

b)    смесь ономастиконов, словарей символики, словарей славяно-русских и словарей-разговорников

c)     первый этимологический словарь-справочник

d)    первый идеографический словарь