| ||||||
|
| |||||
Лекция 7. Внешние источники по истории изучаемой страны в средние века. Летописание ближневосточных христианЛекция 7 ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ЛЕТОПИСАНИЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНЫХ ХРИСТИАН План 1. Классификация неарабо-мусульманских источников. 2. Иранские источники по истории арабов. 3. Историография ближневосточных христиан. 4. Арабо-христианская историография средних веков. I Общепринятой на сегодня классификацией арабских источников и литературы является деление её на «внешние» и «внутренние» источники. Арабская историческая литература, создавшаяся из сочетания чисто арабских полулегендарных эпических рассказов, племенных генеалогий, преданий о жизни и действиях Мухаммеда с чужеземными влияниями, в виде иранской эпико-исторической традиции, рассказов иудейской и сиро-христианской среды о библейских деятелях и событиях, переработала и слила все эти элементы в одно целое уже к концу VIII в. В течение VII и VIII вв. возникали отдельные монографии, посвященные арабской древности, появлению ислама и биографии пророка, его походам и завоеваниям, совершенным его преемниками. Оформлялись в разных редакциях известные арабам и во времена «Мухаммеда иранские эпические предания и библейские легенды. Эта работа осуществлялась, главным образом, арабизированными выходцами из иранской, еврейской и сирийской среды. Уже к половине VIII в. созданы были на основе массы устных преданий и первых биографических сочинений, устных и письменных, биографии пророка (Ибн Исхак, ум. 768 г., и Ибн Саад, ум. 845 г.) и сборник биографий его сподвижников и их преемников (Ибн Саад), послужившие позже основой и образцом для позднейших аналогичных сочинений. К этому же времени возникли «книги походов» и некоторые местные исторические сочинения. У византийских историков IV и V вв. можно найти немало сведений об арабах. Спутник императора Юлиана Отступника в его походе за Евфрат в 363 г., Аммиан Марцеллин, выявил характерные черты сношений с арабами, необходимость для империи поддерживать с ними добрые отношения. Гибель Юлиана 26 июня 363 г., как сообщает Аммиан, последовала от стрелы, которую метнул в него араб. Его история носит все черты римской традиции летописания: спокойный эпический тон, объективность и последовательность изложения, стилистически тщательно отделанный язык упрочили за ней славу классического памятника. Важно заметить, что одним из главных устремлений церкви было обращение в христианство язычников. Нельзя забывать, что для Константинополя христианизация играла известную политическую роль и новая идеология проникала в арабскую среду при официальной поддержке империи. Византийские церковные историки оставили в своих трудах сведения об арабах, которые могут быть дополнены тем, что можно извлечь из агиологических памятников. II Отечественные востоковеды дают следующую характеристику основным материалам, которые могут быть извлечены из арабских и персидских источников IX-XV вв. Источники повествовательного характера могут быть разделены в основном на следующие группы. Обширные своды по истории типа Табари (IX-X вв.) и Рашид-ад-дина (XIII-XIV вв.); отдельные монографии вроде истории «Завоевателя мира», т.е. Чингисхана, Джувейни (XIII в.) и «Книги побед» Низам-ад-дина Шами (XV в.), посвященной царствованию Тимура; арабские географические сочинения, наконец, сочинения типа мемуаров Бейхаки (XI в.) и путевых записок Ибн Фадлана (X в.). Исторические сочинения носят характер придворно-феодальных хроник с изложением событий в походной записи. Хроники эти заполнены подробным изложением войн, феодальных междоусобиц, придворной жизни, реже – внутренних событий и еще реже – упоминаниями фактов, характеризующих социальные отношения. Еще более важными являются сочинения типа исторических мемуаров (Абу-л Фазля Бейхаки и ан-Несеви) или типа путевых записок Ибн Фадлана, проделавшего с караваном в 922 г. долгий путь из Багдада в Булгар». Очень ценным арабским сочинением является труд Ибн Хордадбеха (перса по происхождению). Отец его занимал должность наместника в Табаристане (область в Иране, прилегавшая к Каспийскому морю). III Сирийские христиане сохранили сведения об арабах того периода, когда те не имели своей письменности; живя в соседстве много веков, имея общие корни в языке, они понимали друг друга. Их связывали и общие интересы как в области экономики, так и в политике. Торговля, главным образом транзитная, объединяла их, так как водили и охраняли караваны по дорогам пустынь именно арабы. Стоит сказать: политически существовала зависимость от византийских и персидских интересов, которым были вынуждены подчиняться как сирийцы, так и арабы. Их объединяла и общая идеология: в западных от Междуречья областях часть арабов, как и их учителя сирийцы, приняли монофизитство. Все «восточные» дружно придерживались его, вопреки великодержавию Константинополя. В областях, тяготевших к Ирану, в Междуречье было распространено несторианство, форма, в которой здесь приняла христианство часть арабов. Зная арабов близко, сирийцы сохранили такие материалы, которые позволяют воссоздать социально-экономическую основу их жизни. Написанная около 518 г. в Эдессе, сирийская хроника Иешу Стилита вплела в историю войн между Ираном и Византией сведения о Лахмидах, полные непосредственности и наблюдательности. Автор знает, как стабилизуется лагерь кочевников и становится городом, обнесенным стеной, он учитывает воинственность арабов, легкость их кавалерии, решавшей не раз исход битвы. IV Средневековые исторические сочинения были многочисленны и разнообразны по своей тематике и жанрам: это анналы, хроники, биографические и автобиографические произведения, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий. По своему смыслу и функциям с собственно историческими смыкались агиографические сочинения (жития): они содержали повествование не только о самих святых, но и более широкий очерк истории того сообщества или местности, с которыми святой был связан при жизни или после смерти. Специфической формой сохранения социальной памяти была литургическая практика поминовения усопших: на регулярных ежегодных Церемониях члены социальной группы (семьи, рода, монастырской общины и т. д.) вспоминали своих предков и предшественников, поддерживая идею преемственности и единства прошлого и настоящего. В понимании целей исторических сочинений средневековые авторы были во многом продолжателями античной традиции, добросовестно фиксируя события, достоверность и правдоподобность которых могли быть подтверждены свидетелями или показаниями, заслуживающими доверия. Средневековые историки были столь же неисторичны (в современном значении этого слова) в восприятии прошлого, как и их античные предшественники. Прошлое порождало настоящее, однако не отличалось от него по существу. Смысл событий и поведение людей могли быть объяснены теми же причинами, что и в современной авторам социальной реальности. Опыт предшественников поучал и предостерегал людей от ошибок, он воспринимался как живая реальность и практическое руководство к дей-ствию. Не случайно в искусстве средневековья существовала традиция изображения людей минувших эпох в облике, типичном для современников: они наделялись узнаваемой одеждой, прической, атрибутами повседневной жизни. Эти внешние признаки рассматриваются современными исследователями как свидетельства принципиального анахронизма исторического сознания. | ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |