Лекция 1. Введение. Общие понятия курса

 

Лекция 1

Введение. Общие понятия курса

План

1.        Понятие «исторический источник», его содержание.

2.        Характер и типология источников, их научная классификация.

3.        Источниковедческая работа – фундамент исторического знания.

4.        Становление и развитие источниковедения как науки.

I

Между реально существовавшей действительностью, т.е. прошлым, и результатом исследования ученого – научно-воссозданной картиной мира – стоит промежуточное звено. Его называют историческим источником. Изучение истории начинается с документа. Лишь с помощью свидетельств прошлого возможна его конкретно-историческая реконструкция.

Исторический источник – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Извлекая информацию из источника, важно помнить два существенных момента:

1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Произведения, которые люди создают в процессе осознанной целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей. Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности возникновения исторических источников. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать.

Интерпретацию проводят с целью установить (в той или иной мере, в какой это возможно с учетом временной, культурной, любой другой дистанции, разделяющей автора произведения и исследователя) тот смысл, который вкладывал в произведение его автор. В интерпретации присутствуют три аспекта.

1.     Содержание самого источника (условно говоря, «Самотолкование» источника). Очень важно критические оценивать источник на предмет его достоверности и не верить без оговорок всему, что там говорится.

2.     Толкование, которое дает вам через предисловие, комментарий посредник. Между нами и опубликованным источником всегда стоит толкователь: редактор, составитель комментариев. При использовании результатов их работы, важно понять уровень и качество ее исполнения.

3.     Ваше собственное понимание источника.

От интерпретации исследователь переходит к анализу его содержания. Для него становится необходимым взглянуть на источник и его свидетельства глазами современного исследователя человека другого времени. Исследователь раскрывает всю полноту социальной информации источника, решает проблему ее достоверности. Он выдвигает аргументы в пользу своей версии правдивости свидетельств, обосновывает свою позицию.

В процессе источниковедческого анализа исследователь раскрывает информационные возможности источника, интерпретирует те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли сообщает источник, свидетельствует прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан, воплощен в данную вещественную форму. Опираясь на результаты проведенного исследования, исследователь обобщает свою работу, проводит источниковедческий синтез. Синтез – это завершающий этап изучения произведения, рассматриваемого в качестве исторического источника. На этом этапе создается возможность обобщить результаты анализа.

II

Традиционным в источниковедении является деление (классификация) источников по типам и видам. Тип – способ кодирования (фиксирования) информации и её хранения. В предыдущие десятилетия общепринятым являлось деление на 7 типов: вещественные, письменные, устные (фольклорные), этнографические, лингвистические (данные языка), фотокинодокументы и фонодокументы. Но такое деление не совсем корректно, так как основывается на разных принципах: одни группы выделяются по форме отражения действительности, другие – по объекту отражения, третьи – по способу фиксации информации. Авторы современных учебных пособий предлагают выделение 4-х типов: вещественные, изобразительные, письменные, фонические.

К вещественным памятникам относят орудия труда, ремесленные изделия; предметы домашнего обихода, посуду, одежду, украшения; монеты, оружие; остатки жилищ, укреплений, архитектурных сооружений (археологические памятники). Но и для более поздних периодов вещественные памятники истории и культуры имеют большое значение.

К изобразительным источникам относят планы, схемы, чертежи, карты, произведения изобразительного искусства, кинофотодокументы, обычаи, обряды, празднества.

Фонические источники представлены звукозаписями различного характера и назначения.

Письменные источники – это наиболее многочисленная и массовая и наиболее важная категория. Письменные источники принято делить на несколько групп:

1) эпиграфические памятники (древние и средневековые надписи на камне, металле, кости, керамике и пр.);

2) граффити – тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, металлических изделиях, посуде;

3) берестяные грамоты;

4) рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге;

5) печатные материалы.

Выделение типов – это первый уровень классификации источников. Источники каждого типа требуют разработки методов научного изучения, соответствующих их специфике. Решению этой задачи способствует деление источников (в рамках типов) на виды – это второй уровень классификации. Источники одного вида содержат информацию, которая зафиксирована для сходных целей на основе единых принципов и методов.

Вид – это исторически сложившаяся совокупность источников, для которых характерна одинаковость внутренней формы (или структуры), вытекающая из единства происхождения, содержания и назначения источника при его создании.

В корпусе письменных источников можно выделить следующие виды:

1) законодательные акты (памятники);

2) актовые материалы – юридические документы, в которых фиксировались политические и экономические договоры и сделки государства и частных лиц, распоряжения центральной власти и местных учреждений;

3) делопроизводственные документы и переписка (текущая документация в различных учреждениях);

4) повествовательные (или нарративные) источники – исторические повести и сказания; летописи и хронографы; церковная и политическая литература (публицистика); описания путешествий, сказания иностранцев о России; мемуары и дневники, переписка; автобиографии и др.;

5) экономико-географические и статистические материалы;

6) материалы периодической печати;

7) научные труды.

Существует и другой способ классификации источников – так называемый семантический, исходя из содержания. Такая классификация применяется историками для группировки типов и видов источников по степени их ценности для конкретной проблемы или темы. Студенты могут использовать эту классификацию при подготовке курсовой или дипломной работы.

Типо-видовая классификация позволяет построить периодизацию источниковедения с учётом качественных изменений в составе корпуса источников.

III

Источниковедение - это научная дисциплина, которая изучает различные типы исторических источников, и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.

Современное понятие определения источниковедения: источниковедение - это комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования.

Источниковедение - это опосредованный путь получения информации о людях в прошлом, изучая произведения, сознательно и целенаправленно созданные людьми, - рукописи, книги, вещи. Этим же способом мы пользуемся и тогда, когда сами создаем произведения, выражая в них свой внутренний мир, подавая о себе весть людям, человечеству. Эти произведения в качестве источников познания - исторических источников уже давно стали предметом внимания исследователей, прежде всего историков, потому что историческая наука специально обращается к опыту прошлого. Стремясь обобщить свои методы работы с историческими источниками, наука о человеке формирует особую область исследования. В силу своего основного содержания она стала называться источниковедением.

Источниковедение - это учение об источнике, которое имеет принципиальное значение для гуманитарного знания в целом. Гуманитарное знание, должно помочь человеку, занятому решением собственных, весьма конкретных, жизненных проблем (политических, экономических, профессиональных, национальных, семейных, каких бы то ни было) привлечь к их решению весь опыт, который накопило человечество.

IV

Формированию источниковедения как отдельной научной дисциплины предшествовал длительный период накопления практического опыта работы историков с источниками. Становление источниковедения неотделимо от основных этапов становления и развития исторической науки.

Уже в трудах античных авторов - Геродота, Тацита, Фукидида, Ливия, Страбона, Саллюстия и др. - прослеживаются попытки критического использования источников, сопоставление их с другими носителями информации.

Фукидид, по собственным словам, стремился к точному знанию и излагал не так, как ему казалось или как сообщал первый встречный, а как очевидец или на основании сведений хотя и добытых от других, но подвергнутых возможно тщательной и точной проверке. Таким образом, основные приёмы исторической критики впервые открыты и применены Фукидидом.

Весь его труд свидетельствует о его добросовестности, тщательности и осторожности в отыскании истины. Фукидид первый надлежащим образом оценил важность документов и некоторые из них целиком внёс в свою историю. Он извлекает данные из надписей; умеет пользоваться мифом и народным преданием, объяснить происхождение того или иного рассказа, даже неверной версии.

Историки периода раннего средневековья пользовались любым письменным текстом или любым устным высказыванием как источниками, если они доверяли авторитету того, от кого исходили эти текст или высказывание. Следование мнению авторитетного лица историками раннего средневековья влекло за собой признание прошлого не объектом познания, а объектом веры. Вопрос достоверности пересказа событий прошлого решался исключительно с учетом того, передавался ли он авторитетным лицом или нет. Объектом критики могло служить лицо или учреждение, от которого исходил такой пересказ, но не сам пересказ.

В период средневековья историческая истина понималась иначе, чем в наше время. Историограф считал познаваемым описание прошлого только через передаваемое ему сообщение, которое было для него полностью недоступным, и поэтому его интересовала достоверность автора или гаранта сообщения, а не истинность его слов.

В XIV XV вв., в период Возрождения слепое доверие к освященным традицией представлениям стало слабеть. Гуманисты вырабатывали искусство понимания и толкования текстов классической древности и Библии. Оно получило название – экзегетика (от древнегреческого истолкование, изложение). Так складывались обращение к авторству как способу понимания произведения.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»