Лекция 4. Коран и Сунна как исторический источник

 

Лекция 4

Коран и сунна как исторический источник

План

1.       Двойственность идеологической основы Корана, отразившая переход от политеизма к монотеизму.

2.       Сложение текста Корана и история арабо-мусульманского общества.

3.       Хадис как особая форма передачи знания.

I

Основные положения мусульманской религии изложены в Коране. По представлениям мусульман, текст Корана создан самим Аллахом. Аллах передавал Коран Мухаммеду частями в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. новой эры, через архангела Джабраила (Архангел Гавриил). Полный текст Корана был собран после смерти Мухаммеда, а при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), который объявили каноническим. Согласно Корану, Мухаммед – обычный смертный, не способный творить чудеса. Главное чудо, подтверждающее его пророческую миссию, это и есть Коран.

Само слово Коран (араб, ал-кур ан – «чтение вслух», «наизусть»; возможно, под влиянием сирийского qeryana – «чтение священного текста», «назидание») первоначально было лишь одним из нескольких слов, которыми Мухаммед обозначил отдельные, обычно короткие откровения, составившие его проповеди. Впоследствии термины аят, сура и кур ан приобретают узкое терминологическое значение: первый – как обозначение наименьшего уровня членения коранического текста, второй – как обозначение промежуточного уровня, и третий – как обозначение всей Священной книги.

Коран – религиозная книга, священная для приверженцев всех направлений. Она служит основой мусульманского законодательства, как религиозного, так и гражданского.

Первая и самая известная сура «Аль-Фатиха» (открывающая книгу), называемая также «Матерью Корана», неоднократно читается мусульманами в каждой из 5 обязательных ежедневных молитв, как и во всех необязательных. Считается, что эта сура включает в себя в смысл всего Корана. Первоначально суры не имели названий. В ранних рукописях одну суру от другой отделял пробел, позднее часто заполнявшийся орнаментом. Однако требования удобства обращения к тексту привели к возникновению названий. Обычно сура получала название не по содержанию, а по ключевым словам того или иного фрагмента. Часто названием становилось слово или выражение, встречающееся только в данной суре. Существование разных традиций передачи текста привело и к возникновению различных названий для одной суры. Так, например, у суры 98 зафиксировано семь названий.

Большинство сур (за редким исключением – 1, 12, 55, 113 – 114) объединяют разнохарактерные отрывки, различные откровения, произнесенные в разное время и по разным поводам. До сих пор до конца неясны как принцип такого соединения, так и то, когда и под чьим руководством это было сделано. Очевидно, что в целом ряде случаев имела место сознательная переработка текстов: Пророк мог выступать с одной и той же проповедью в разное время и перед различной аудиторией; сведение текстов воедино, по-видимому, происходило и тогда, когда Мухаммед надиктовывал их своим секретарям.

Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж). Мухаммед в этом следовал традиции публичных выступлений доисламских аравийских прорицателей и ораторов. Суры раннего периода – это короткие обращения, исполненные поэтической краг соты и силы. Мухаммед передает в них часто вне понятной нам логической последовательности поток идей и образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого Бога-творца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность, горечь и отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в истинную веру. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность изложения, прослеживается аргументация. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны уже длинноты и некоторая монотонность изложения.

Содержание Корана состоит из проповедей, предписаний, регулирующих разные виды общественных отношений, в нем содержаться бытовые правила, нормы поведения. Основная часть Корана представляет собой полемику – диалог между Богом и противниками ислама. Многие сюжеты Корана – о сотворении мира, грехопадении, рае, аде и прочие – схожи с библейскими.

II

При жизни Мухаммада коранический текст передавался преимущественно изустно. Хотя имелись записи отдельных откровений (на пальмовых листьях, на глиняных дощечках, на медных пластинках и т.п.), однако фиксация носила спорадический характер и велась с помощью примитивной арабской графики, поддающейся полной расшифровке только при сохранении текста в памяти.

После смерти Пророка, а также из-за гибели в войнах многих его сподвижников, хранивших в памяти пространные отрывки его проповедей, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Первые письменные версии Корана появились вскоре после кончины основателя ислама. Во избежание разночтений по указанию халифа Османа группа авторитетных сподвижников Пророка во главе с Зайдом ибн Сабитом создала сводный текст Корана. За основу была принята одна из прежних версий и при этом учтены дополнительные записи и свидетельства современников Мухаммада, знавших наизусть его проповеди. С Османовой редакции Корана были сделаны несколько копий и разосланы в крупнейшие города, остальные индивидуальные списки было приказано уничтожить. Несмотря на это распоряжение, параллельные списки священной книги мусульман имели хождение в халифате по крайней мере до X в., когда они были вытеснены Османовой редакцией. Процесс канонизации Корана продолжался до X столетия. В течение первых двух веков ислама шло интенсивное уточнение сакрального текста, устранялись разночтения, разрабатывались традиции его рецитации.

 

Дошедшие до наших дней старейшие списки Корана датируются VIIVIII вв. Один из них хранится в Мекке, в Каабе, рядом с черным камнем. Древний список находится также в Медине, в особом помещении, во дворе мечети Пророка. Есть список в Египетской национальной библиотеке Каира. В Узбекистане существуетеще один древнейший экземпляр, получивший название «КоранаОсмана». Считается, что этот список залит кровью халифа Османа, убитого в 656 г. Хотя на листах ташкентского списка действительно имеются следы крови, подлинность этой реликвии оспаривается. С 1941 г. этот список хранился в Музее истории народов Узбекистана, а в 1989 г. он был передан верующим.

Текст общепринятой Османовой редакции Корана состоит из 114 частей (сур), расположенных по формальному признаку, в основном в порядке убывающей долготы, таким образом, в Коране отсутствует композиционное единство. Суры в свою очередь включают определенное количество смысловых отрывков — айятов (араб. — чудо, знамение). Первая сура «Фатиха» («Открывающая»)объединяет семь стихов. Вторая сура («Корова») — самая длинная, состоит из 286 айятов. Всего Коран включает 6204 (6236) айятов (по различным вариантам счета), которые разделяются для удобства пользования и в связи с потребностями культа на 30 частей —джузов и 60 разделов — хизбов.

Мусульманская традиция, опирающаяся на общее исламское представление о развитии проповеди Мухаммада, делит коранический материал на два периода — мекканский (90 сур) и мединский (24 суры, которые по большей части длиннее мекканских). Европейские востоковеды, воссоздавая хронологию сур и айятов, пришли к собственной более дробной схеме деления коранического текста, признав при этом, что такой подход небезупречен и носит условный характер, поскольку структура отдельных сур значительно сложнее, чем представлялось ранее.

Первым периодом в общей схеме хронологии, отражающей историю сложения и особенности Корана, является мекканский. В свою очередь он делится на три подпериода. Самый ранний — поэтический — представлен лаконичными сурами, напоминающими прорицания кахинов и изложенными в рифмованной прозе (садж).В них содержатся в сжатой и выразительной форме догматы единобожия, картины Судного дня и адских мучений грешников — противников ислама. Второй подпериод, названный рахманским (Рахман — Милостивый, одно из имен Аллаха), отмечен появлением первых сказаний. На третий — пророческий — приходится большая часть повествовательных текстов, в частности изложение истории древних пророков — предшественников Мухаммада.

Суры второго — мединского — периода коранических откровений содержат многочисленные несистематизированные указания и предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам. Вместе с тем прозаические фрагменты сменяются поэтическими отрывками. Содержание и форма отдельных сур Корана в значительной степени определялись характером устной религиозной проповеди и полемики с оппонентами ислама. Поэтому в Коране отсутствует систематизированное изложение религиозной догматики, а выдвигаются лишь общие положения, которые впоследствии были приведены в систему. Большая часть коранического текста содержит полемику между Аллахом, «говорящим» от первого или третьего лица либо через посредников (дух, Джибрил), но всегда устами Мухаммада, с противниками ислама, а также обращения Аллаха к последователям Пророка с увещеваниями, предостережениями и предписаниями.

Коран отразил исторические, экономические, политические, культурные, психологические и иные реалии своего времени, запечатлел процесс распада родового общества, формирования новых общественных институтов и моральных норм, утверждения единобожия. В то же время Коран выполняет функции ниспосланного Богом «арабского судебника». Основопологающая идея проповеди Мухаммада, зафиксированная в кораническом тексте, сводится к безусловной необходимости отказа от многобожия и обращения к монотеизму. Аллах предстает в Коране как первопричина всего сущего и творец мироздания.

Значительная часть коранического текста посвящена изложению библейских, ветхозаветных и новозаветных сюжетов и легенд. Около четверти священной книги содержит сведения о жизнедеятельности различных, главным образом библейских пророков. Это обстоятельство служило основанием для объявления ислама эклектичной религией, основанной на заимствованиях. Постепенно исламоведы пришли к заключению, что ислам стал закономерным результатом развития традиционных форм религиозной жизни ближневосточного региона, где ранее зародились иудаизм,христианство и зороастризм, и где шел интенсивный обмен религиозными идеями и представлениями, творчески усвоенными и переработанными исламом.

Коран представляет собой уникальный исторический источник, проливающий свет на доисламскую эпоху в Аравии. Он помогает реконструировать картину межплеменных отношений, хозяйственной деятельности кочевого и оседлого населения, дает представление о социально-профессиональном составе аравийского общества, содержит сведения об интенсивном торговом обмене между различными районами Аравийского полуострова и с сопредельными государствами. В Коране нашли отражение реальные события аравийской истории. Такие сюжеты, как, например, прорыв Маарибской оросительной плотины (ок. 570), казни христиан в Неджране в начале VI в., поход йеменского царя на Мекку в 70-х гг. VI в., показывают неразрывную связь Корана с конкретными историческими событиями.

Стиль Корана считается у мусульман непревзойденным и неповторимым. Согласно доминирующей в современной науке гипотезе, язык Корана — это наддиалектальный поэтический язык аравийцев с некоторыми элементами разговорного языка Мекки.

III

Хадисоведение переживало пик своего развития во II и III веке хиджры. До этого времени хадисы существовали лишь в устной форме или же были беспорядочно записаны. Запрет, возложенный омейядскими халифами на записывание и переписывание хадисов, задержал прогресс этой науки минимум на сто лет. Первые знатоки хадисов не ограничивались одной деятельностью. Они получили разностороннее образование и в совершенстве знали хадисы, биографии передатчиков хадисов, толкование Корана, арабскую грамматику и т.д. Кроме того, эти люди были известны своей набожностью, аскетизмом и богобоязненностью.

После прихода к власти аббасидов, началась системная работа по сбору хадисов и по составлению сборников хадисов. Первые сборники хадисов отличались малыми размерами, хаотичностью и неупорядоченностью. Однако с течением времени были изучены приобретённые опыты и были достигнуты большие успехи в данной области. Не случайно, что книги хадисов, считающиеся достоверными и основными источниками, как в суннитском, так и в шиитском мире, были составлены в 750-980 годах (первый этап аббаситского халифата).

В первые века распространения ислама все религиозные знания, в том числе Коран и хадисы, распространялись устным путём — от сподвижника, который пересказывал слова пророка Мухаммада или повествовал об его действиях, к ученику, который запоминал всё это и, в свою очередь, передавал эти знания своим ученикам. Однако, когда сподвижники по мере распространения религии ислама стали разъезжаться по разным концам халифата и в связи с общим уменьшением их количества, большое внимание стало уделяться записи хадисов и их сохранению в письменной форме. Известный своей приверженностью к сунне и набожностью халиф Умар ибн Абдул-Азиз писал жителям Медины: Ищите хадисы посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и записывайте их, ибо, поистине, боюсь я, что исчезнет знание и уйдут знающие.

Первым сборником хадисов, в котором хадисы классифицированы согласно различным разделам фикха, стал сборник имама Малика ибн Анаса аль-Муватта. Первым же, кто начал классифицировать хадисы по именам их передатчиков стал Абу Давуд ат-Таялиси. Впоследствии мусульманскими учёными были составлены множество сборников хадисов, которые можно разделить на следующие виды:

·     Джами — например, «Джами ас-Сахих» Мухаммада аль-Бухари, в котором собраны хадисы по разным отраслям шариатскогознания, в том числе по акыде, установлениям шариата, этике и тафсиру.

·     Муснад — например, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля, в котором хадисы классифицированы согласно именам передатчиков хадисов.

·     Муджам — так называют те сборники, в котором хадисы собраны согласно именам своих шейхов, чаще всего в алфавитном порядке. Например, «Муджам аль-кабир», «Муджам аль-аусат» и др.

·     Иляль — сборники, в которых собраны хадисы имеющие различные недостатки. Например, «Китаб аль-Иляль» ад-Даракутни и Абу Хатима.

·     Атраф — так называются те сборники, в которых сначала приводятся части отдельных хадисов, которые служат указанием на всё остальное, и приводится их цепочки передатчиков. Например, «Тухфат аль-ашраф би-марифат аль-атраф» Абуль-Хадджаджа аль-Миззи[en].

·     Мустадрак — так именуются те своды хадисов, которые служат дополнением к другим сборникам и отвечают требованиям их составителей. Например, «аль-Мустадрак аля ас-Сахихайн« аль-Хакима ан-Найсабури.

Классификация хадисов:

·     Сахих — так хадисоведы называют хадис, цепочка которого не оборвана, передатчики от первого до последнего отличаются беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет отклонений (шазз) и недостатков (илля).

·     Хасан — хадис, степень которого чуть ниже уровня хадисов сахих, но все его передатчики заслуживают доверия и его иснад не содержит отклонений и недостатков.

·     Даиф — хадис, который не удовлетворяет условиям приемлемости и не может быть зачислен в категорию хасан или сахих.

·     Мауду — подложный хадис, который является измышленной ложью на Мухаммада. Такой хадис по единодушному мнениюмусульманских учёных запрещено передавать другим, если только целью не является разъянение его ложности[10].

·     Ахад — хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает таватура. Это достоверные (сахих) хадисы, только переданные по одной цепочке (иснад) передачи.

·     Мутаватир — то хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации. Условие хадиса мутаватир: 1. В отношении минимального количества передатчиков, необходимого для «вознесения» хадиса в степень мутаватир, среди учёных есть разногласия; 2. Не должно вызывать сомнений, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации. Существуют и другие условия, которым должен удовлетворять хадис мутаватир.

·     Хадис аль-Кудси (араб. аль-Ахадись аль-Кудсийа) отличаются от иных Хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Мухаммеда. Согласно аль-Кари, их можно читать без ритуального омовения, и они не используются в молитвах. Традиционно, для сборников отбирается 40 Хадисов аль-Кудси. Отличие хадисов Кудси от аятов Корана: 1. Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис Кудси – по смыслу к Аллаху, а по форме от пророка Мухаммада; 2. Чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов Кудси поклонением не является. Имеются и другие, малые и большие, отличия Священного Корана от хадисов Кудси.

 
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»