Лекция 2 . Источники по древней истории изучаемой страны

 

Лекция 2

Источники по древней истории изучаемой страны

План

1.       Деление Аравии на основные культурно-исторические области – Юг и Север.

2.       Сабейская цивилизация, ее экономика, внешние связи и вехи развития.

3.       Северная Аравия. Арабский фактор в истории Древнего Востока и античности.

I

Южная Аравия, являясь одной из наименее исследованных в историческом отношении областей древнего мира, заключает в себе еще множество нерешенных проблем. К наиболее актуальным относится и вопрос о происхождении южноаравийской цивилизации, в рамках которого более глубокого освещения требуют аспекты, связывающие классическую южноарабскую социо-культурную общность I тыс. до н.э. и предшествующие ей культуры.

Одним из древнейших письменных источников по истории Южной Аравиии, как известно, является Ветхий Завет, а также некоторые околобиблейские памятники, в частности «Иудейские древности» Иосифа Флавия. Целый ряд даваемых ими сведений отличается высокой степенью достоверности, что хорошо видно при сопоставлении их с археологическими данными. Кроме того, эти свидетельства позволяют шире взглянуть на отдельные аспекты истории региона.

В первую очередь, легко заметить, что сведения библейских текстов выделяются в две условные группы, одна из которых связана территориально с красноморским побережьем Восточной Африки, а вторая – с красноморским побережьем Аравии.

Дополняет и конкретизирует эти сведения лингвистика, где прародиной семитских южноарабских племен считаются сирийско-месопотамские степи, откуда одна из наиболее ранних волн миграции афразийских племен распространилась где-то в VIII-VI тыс. до н.э. по всему Восточному Средиземноморью, Аравийскому полуострову, в северные и восточные районы Африки. Эту волну переселения можно связывать с «прайеменитами», которые, видимо, как носители южноаравийского культурного комплекса, были представителями отщеповой культуры, унаследовавшими традиции африканских «оазисных культур».

Опираясь на эти свидетельства, мы можем утверждать, что легендарное персонализированное библейское изложение вполне аутентично указывает на наличие кушитских (хамитских) корней у южноаравийской цивилизации.

Есть другая группа источников, могущая свидетельствовать об отмеченных параллелях. Это древние шумеро-аккадские тексты, упоминающие страны Маган и Мелухху. Мелухха, судя по всему, находилась в районе красноморского бассейна, и уже давно ассоциируется большинством ученых с Эфиопией, но, возможно, она находилась одновременно в Эфиопии и Йемене, на обоих берегах Красного моря.

Предположение о комплексном рассмотрении библейского материала, в том числе семитского и хамитского происхождения южных арабов, может дополнительно указывать на единый в культурном плане регион древних народов стран красноморского бассейна. Вопрос о связях южных арабов и абиссинцев (аксумитов) уже затрагивался и представляет особый интерес. Многие особенности культуры этих народов имеют общие черты, в первую очередь, языковые (сохранившиеся вплоть до нашего времени в эфиопских христианских писаниях), архитектурные, религиозные и другие.

Семитские корни древнейеменской цивилизации выводят нас на другую обширную проблему. В силу удобного географического положения (через Южную Аравию проходили торговые пути средиземноморских государств) и более благоприятных по сравнению с предыдущим временем климатических условий на территории Южной Аравии в районе внутренней равнины (современный ал-Машрик) с конца II - начала I тыс. до н.э.

II

Сабейская цивилизация – одна из древнейших на Ближнем Востоке – сложилась в конце 2-го тыс. до н. э. на территории Южной Аравии. Располагались учредители цивилизации в плодородном, богатом водой и солнцем регионе, который находится на границе с пустыней Рамлат ас-Сабатейн. Они переселились из северо-западной Аравии. Возможно, это переселение как-то связано со становлением трансаравийского Пути Благовоний.

Сабеи считаются главными народами Южной Аравии. В древности они господствовали в Йемении во всей Южной Аравии. Некоторые источники указывают на присутствие сабеев на севере Аравии во времена Ассирийской империи. В ряду других североаравийских племён сабеи упоминаются на стеле Тиглатпаласара III. Эти северные сабеи по ряду признаков могут быть ассоциированы с савеянами, упоминаемыми в книге Иов, Савой из книги пророка Иезекииля, а также с внуком Авраама Шевой. В X веке до н. э. сабеи жили в Северной Аравии, хотя и контролировали торговые пути с юга.

Самые ранние упоминания Сабейского царства относятся к IX в. до н.э., а начало его расцвета приходится на VIII в. до н. э. Расцвет цивилизации и одноименного царства приходится на период между 900 и 450 гг. до н. э. В начальный период своей истории Саба' служила перевалочным пунктом в торговле: сюда поступали товары из Хадрамаута, и отсюда отправлялись караваны в Месопотамию, Сирию и Египет. Наряду с транзитной торговлей Саба получала доходы от продажи благовоний местного производства.

Политическая история Сабейского государства известна довольно плохо. Во II веке до н. э. Саба стала приходить в упадок, зато в это же время переживало бурный расцвет Йеменское Нагорье, на юго-западе которого сложилось Химьяритское царство. Между химьяритами и сабеями начались войны, изначальные причины которых неизвестны. К концу I в. до н. э. химьяриты захватили большинство южноаравийских царств (Минейское, Катабанское); около 25 года до н. э. химьяриты сумели покорить Сабу и включить её территорию в состав Химьяритского царства. Как самостоятельное государство, Сабейское царство возродилось в начале II века. В конце III в. Саба вновь вошла в состав Химьяритского царства.

В Библии существует два известных южноаравийских сюжета, повествующих о событиях, происходивших, видимо, в начале I тыс. до н.э., во времена царствования в Израиле Соломона (961-922 гг. до н.э.). Первый связан с экспедицией Соломона в Офир, а второй – с визитом царицы Савской к царю Соломону. Как историческое лицо, царица Савская (то есть царица Сабы’) в эпиграфических памятниках Южной Аравии не засвидетельствована.

В конце II в. до н. э. по монополии Южной Аравии в транзитной торговле между Индией и Египтом был нанесен тяжкий удар. Открытие греко-египетскими мореплавателями режима муссонов позволило им совершать прямое плавание в Индию и обратно. Уже через каких-нибудь сто лет в Индию ежегодно отправлялось из Египта свыше 100 кораблей. С захватом Сирии и Египта Римом в I в. до н. э. положение еще более осложнилось.

Внутриаравийская торговля хиреет, борьба в Южной Аравии с I в. н. э. ведется уже не за господство на торговых путях, а непосредственно за земли, где растут деревья, дающие благовония, и за приморские районы, где располагались гавани для вывоза этих благовоний.

III

С массовым движением арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI-X вв. до н.э.) в Северной Аравии освободились обширные территории. С юга сюда стали выдвигаться ставшие настоящими кочевниками племена двух этносов – собственно арабов, или так называемых южноцентральных семитов, и потомков ибри (племена аморейского происхождения, имеющие общие этноисторические корни с древними евреями), расселившихся в Аравии с севера в XIV в. до н.э.

В ходе их взаимодействий и перемещений сложилась этнокультурная общность исторических арабов, состоявшая из многих независимых племен и унаследовавшая язык от южноцентральных семитов (название «арабы» – от одного из их племен), а легендарную племенную генеалогию – в основном от аравийских ибри. Именно арабизированные племена ибри составили основную массу позднейших арабов, в то время как большинство исконных южноцентральносемитских племен в течение I тыс. до н. э. либо смешалось с ними, либо исчезло из истории (как это случилось с самим исконным «титульным» племенем «арабов»). Ветхозаветные тексты начиная с X в. до н. э. и греческие ученые середины I тыс. до н. э. уже знают широкую общность «арабов» в целом от Синая (где в ее состав влились амалекиты) до Евфрата.

В итоге на севере и в центре Аравии известно несколько основных племенных союзов: исконно арабский Ариби (исчез, т. е. влился в состав других племен к сер. I тыс. до н. э.); восходящие по происхождению к группам ибри Дедан, Кедар и Небайот (последний в нач. VI в. до н. э. захватил Эдом на южной окраине Мертвого моря и образовал могущественное Набатейское царство); переселившийся с крайнего юга Самуд и др.

В VI–V вв. до н. э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии. В IV–III вв. до н. э. арабы Набатейского царства окончательно поглотили Аммон и Моав и заняли Дамаск, превратившийся еще ранее в крупнейший арабский центр, который одно время был главным городом Аравии Каменистой. Арабы поддерживали более или менее напряженные отношения с Ассирией и более поздними великими державами (Вавилонией, Персией, эллинистическими царствами, Парфией и Римом). Римляне, в частности, пытались проникнуть в Йемен и в 106 г. н. э. аннексировали Набатейское царство.

Тем временем, в IV в. н.э. ослабевшая Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Ее столицей был город Константинополь, основанный императором Константином в 330 г. на европейском берегу Босфора. Ранее на этом месте находилась греческая колония Византий. Поэтому в науке Восточно-Римскую империю принято называть также Византийской, или Византией. Что касается самих византийцев, то они по традиции называли себя ромеями (римлянами).

В состав Византийской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, Сирия, Финикия. Палестина, Кипр, Египет с прилегающей к нему с запада Киренаикой в Северной Африке, Северная Месопотамия, Западная Армения, Западная Грузия (Лазика, или Колхида) и южная часть Крыма. На этих землях жили многие племена и народности: на Балканах – фракийцы, даки, иллирийцы; в Закавказье – армяне, грузины и авасги (абхазцы). В Сирии основным населением были сирийцы, говорившие на сирийском языке, развившемся из древнего арамейского. В византийскую эпоху сирийско-арамейский язык кроме собственно Сирии получил широкое распространение также в Месопотамии, Финикии и отчасти в Палестине, где он вытеснил более древние наречия. Евреи, бывшие в древности основным населением в Палестине, после подавления римлянами еврейских восстаний в I-II вв. были выселены из Иерусалима и его окрестностей. В византийскую эпоху основная их масса находилась в диаспоре и жила небольшими группами во многих провинциях империи, а также за ее пределами. В северной Палестине жили самаритяне – народность, образовавшаяся в результате смешения евреев с жителями Месопотамии, переселенными сюда ассирийцами в VIII в. до н. э.

Основным населением Египта являлись копты – потомки древних египтян. Многочисленные племена и народы Византии сохраняли свою самобытность, обычаи и культуру. Однако господствующее положение среди пестрого населения империи занимали греки (эллины). Они составляли основное население не только в Греции и Константинополе, но и в Киренаике и на Кипре. Греками также был заселен Херсонес в Крыму. Со времен походов Александра Македонского немало греков поселилось на Востоке – в Сирии, Палестине и Египте, где они жили вперемешку с коренным населением, но в некоторых городах греческое население являлось основным. Это в первую очередь относится к таким городам, как Александрия Египетская и Антиохия Сирийская. Постепенно эллинизировались племена и народности Малой Азии (исавры, каппадокийцы и др.). Таким образом, греческий язык получил в Византии широкое распространение и со временем полностью вытеснил латынь в качестве государственного языка империи, тем более что переселенцев с Запада, носителей латинского языка, на востоке было немного.

Не менее пестрым был религиозный состав населения империи. Христианство стало господствующей религией еще в IV в. Однако к VII в. в Византии еще было некоторое (весьма небольшое) количество язычников. Религией евреев был иудаизм. Особую его разновидность исповедовали самаритяне. Но большинство жителей империи было уже христианизировано. Еще с первых веков нашей эры христианство разделилось на множество различных направлений. В Византии существовали многочисленные секты, по-своему толковавшие христианскую доктрину. Официальным исповеданием со времени правления императора Юстина I (518—527) являлось православие, признававшее утвержденное Халкидонским собором в 451 г. учение о наличии у Иисуса Христа двух природ — божественной и человеческой, существующих неслитно, хотя и в неразрывном единстве. Православные (халкидониты) имели патриаршие кафедры в Константинополе, Александрии, Антиохии и Иерусалиме. Они составляли большинство населения империи.

Так же, как и в античные времена, города продолжали оставаться центрами культуры. Наряду с Константинополем в ранней Византии сохранялись старые центры античной образованности – Афины, Александрия, Бейрут, Газа. Языческая высшая школа в Афинах в 529 г. была закрыта по приказу императора. Однако, несмотря на господство христианской религии, античная философская традиция в Византии никогда не прекращалась. В специальных мастерских – скрипториях – переписывались философские, естественнонаучные, исторические и другие сочинения. Общий уровень грамотности и образованности в Византии был неизмеримо выше, чем на Западе. Византийские города поражали иностранцев великолепием храмов, общественных зданий, дворцов императора и знати.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»