Задания и вопросы по теме 12

 

Задание 1.  Познакомьтесь со «Словом похвальным Ея Величеству Государыне Императрице Елисавете Петровне,  самодержице Всероссийской… М.В. Ломоносова. Докажите, что это высказывание принадлежит к жанру похвального слова.

 

Если бы в сей пресветлый праздник, слушатели! в который под благословенною державою Всемилостивейшия  Государыни нашея покоящиеся многочисленные народы торжествуют и веселятся о преславном Ея на Всероссийский престол восшествии, возможно было нам, радостно восхищённым, вознестись до высоты толикой, с которой бы могли мы обозреть обширность пространного Ея владычества, и слышать от восходящего до заходящего солнца беспрерывно простирающиеся восклицания и воздух наполняющие именованием Елисаветы; коль красное, коль великолепное, коль радостное позорище (по  В.И. Далю, «позор, зрелище, что представляется взору». –  Авт.) нам бы открылось! Коль многоразличными  празднующих видами дух бы наш возвеселился, когда бы мы себе чувствами представили, что во градах крепче миром,  нежели стенами ограждённых, в сёлах плодородием блогословенных, при морях от военной бури и шума свободных,  на реках изобилием протекающих между веселящимися брегами, в полях довольством и безопасностию украшенных, на горах верхи свои благополучием выше возносящих, и на холмах радостию  препоясанных, разные обители разными образы,  разные чины разным великолепием, разные племена, разными языками едину превозносят, о единой веселятся, единою всемилостивейшею своею Самодержицею хвалятся.

 

Задание 2. Вы, корреспондент радио, ведёте прямой репортаж с главной площади Махачкалы о концерте детских художественных коллективов.

 

Задание 3. Составьте литературную викторину «Узнай героя» (портретная характеристика) и проведите её в студенческой аудитории.

 

Задание 4.  Представьте, что вашей группе поручили выпустить газету ко Дню знаний. Подготовьте эпидейктические высказывания, посвящённые предметам и явлениям, которые сопровождают нас в процессе обучения (лекция, библиотека, учебники и т.д.)

 

Задание 5. Выскажите пожелания, украсив свою речь мудрыми изречениями о вечных ценностях. Произнесите застольное слово в честь своего факультета, университета.

 

Задание 6.  Прочитайте тост, который произнёс Валерий Чкалов после перелёта через Северный полюс в Америку. Объясните, почему  этот тост официальный.

 

Мы учимся у всех, и в первую очередь у вас. Но мы даём слово не только  вас догнать в соревновании за развитие современной науки и техники, но и перегнать.

И просим извинить нас за то, что через полюс к вам первыми перебрались мы, советские лётчики!

 

Задание 7. (По Н.А. Ипполитовой). Прочитайте. Определите, какие изобразительно-выразительные и риторические средства использованы в приведенной  эпидейктической речи, произнесенной студенткой на юбилее кафедры риторики и культуры речи филологического факультета МПГУ.

 

Похвальная речь риторике

Риторика, одна из интереснейших наук, сегодня твой праздник, твой юбилей, и все мы собрались здесь, чтобы почтить тебя.

Ты такая древняя, ты родилась задолго до нашей эры, ты расцветала задолго до появления других наук, но на некоторое время ты была забыта, и в нашей стране ты возродилась совсем недавно, а потому для нас ты еще молодая, загадочная, неизведанная.

Как же обратиться к тебе? Хочется, и, может быть, было бы справедливо назвать тебя царицей наук, но предвижу, предвижу недовольство языкознания, презрительный взгляд литературы и обиду естественных наук. Нет, нет, в этот день не должно быть обид и взаимных упреков.

Первая среди равных, от всей души благодарю тебя за все то, что ты открыла нам, и за то многое, что тебе еще предстоит открыть, а нам познать.

Желаю тебе оставаться такой же интересной и становиться еще интереснее, желаю больше достижений, открытий и, главное, больше последователей, столь же выдающихся, известных, как до сих пор непревзойденный и остающийся эталоном Цицерон! (Е. Дударева).

 

Задание 8. Подготовьтесь к ролевой игре на тему: «Благотворительность». Ораторы – представители благотворительных организаций – выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие –  по выбору выступающего), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект – частная школа, коммерческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определённую сумму денег. Побеждает тот, кто наберёт больше пожертвований.

 

Вопросы для самопроверки

1. В чём заключается особенность судебных речей?

2. Когда начинает развиваться судебное красноречие в России?

     Назовите основные предпосылки для его расцвета?

3. Кого из современных судей, адвокатов или прокуроров вы считаете

    продолжателями традиций известных судебных ораторов?

4. Может ли любой юрист действительно стать подлинным судебным

    оратором? Аргументируйте свою точку зрения.

5. Что такое социально-бытовое красноречие? С чем оно связано?

6. Когда появился данный род красноречия? Перечислите его виды.

7. В каких случаях произносятся официальные тосты?

8. От чего зависит успешность речевого выступления? Почему  возникают коммуникативные неудачи?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»