Тема 4. Риторический канон. Основные этапы работы над речью: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио, гипокризис

 

Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей

Уинстон Черчилль

 

В наше время – время компьютеров и Интернет – получать информацию человеку помогают многочисленные технические средства. Компьютер осуществляет многие операции, экономящие время, –  сбор информации, её хранение, обработку, распечатку и т.п. Но остается то, что не может заменить  ни одна суперсовременная машина, – формирование мысли, творческое создание текста. Только человек способен мыслить нешаблонно, индивидуально и выражать свои мысли словами.

Нередко возникает спор: каждый ли человек может стать хорошим оратором. Мнения обычно расходятся. «Poetae nascuntur, oratores  fiunt» (Поэтами рождаются, ораторами делаются) – Цицерон. По мнению А.Ф. Кони, следует различать красноречие и умение говорить публично. Красноречие – природный дар; умение выступать приобретается в результате повседневной практики.

«Кто много стреляет, ещё не стрелок, кто много говорит, ещё не оратор» (Конфуций).

Авторами античных риторик был разработан особый механизм, облекающий мысли в слова, подробный и тщательно продуманный путь перевода внутренней речи во  внешнюю. Такой механизм получил название риторического канона.

         Риторический канон – модель речевых действий, обеспечивающая эффективное решение автором целей, которые он ставит, определяя и раскрывая тему. Античный риторический канон, с большим или меньшим объемом модификаций сохраненный на огромном пространстве истории,  даёт пятичастное деление схемы риторических действий, которые и являются основными этапами работы над речью:

 

Произношение

                                                                                                           Actio

                                                       Запоминание

                                                    Memoria

                                                             Словесное

                                                              выражение

                                                               Elocutio

                                  Расположение

                                     Dispositio

Изобретение мыслей

        Inventio

 

         Инвенция как раздел риторики

 

Инвенция ( с лат. – изобретение) есть искусство добывания и предварительной систематизации речи. Первый раздел риторики включает тему, её выбор, позицию автора, сбор материала, его систематизацию. Это работа над содержанием сочинения. Такая схема в равной степени относится к ораторской  речи или иному сочинению. Инвенция подразумевает «изобретение» содержания выступления: от первых наметок темы ( т.е. того, о чем пойдет речь) – до полного объёма содержания.

Инвенция предлагает говорящему систематизировать собственные знания по поводу отобранных им предметов, сопоставить их с наличными на данный момент знаниями других и определить, какие из них и в каком количестве должны быть представлены в теме. В русских риториках инвенция  – нахождение.

 

Тема и её выбор. Виды ситуаций и тем. Микротема

Подготовка к конкретному выступлению определяется видом ораторской речи, зависит от темы выступления, целей и задач, стоящих перед выступающим, его индивидуальных особенностей, от состава аудитории, в которой предстоит выступать.

Подготовка к любому выступлению начинается с определения темы речи. При этом возможны различные ситуации. Иногда предлагают выступить на определенную тему, то есть тема речи является заданной. В этом случае оратору её необходимо конкретизировать, уточнить. Однако нередко тему выступления приходится выбирать самим. Разработать речь на общую тему зачастую труднее, чем на специальную. Часто задача ставится слишком широко. Формулировку темы лучше сделать привлекательной, но ненавязчивой. Главную часть можно дополнить подзаголовком (Поговорим о себе, для вас, молодые матери).

Эффективнее заглавия «Захват власти национал-социалистами» действует, например, заголовок «Как Гитлер пришел к власти?» В любом случае важно, чтобы заголовок соответствовал содержанию речи. Слушатель должен знать, что его ожидает. Новелла «Авторский вечер». Увидев афишу «Вечер с Германом Гессе», жители маленького городка настроились на смех до упаду, а вместо этого услышали новеллы и стихи. Спустя короткое время зал опустел. Профессор атомной физики также был  в высшей степени удивлен, когда на его сугубо научный  по содержанию доклад «Космические лучи» собрались одни женщины. На рекламном плакате значилось: «Косметические лучи».

Тема речи должна быть осмыслена. Это значит, что её нужно разработать. Тему обычно автору подсказывает сама жизнь, её течение, сплетение событий, то есть ситуация. Ситуации бывают естественные и искусственные, специально поставленные. Пример естественной ситуации: адвокат, изучив дело подсудимого, нашел в неясные места, он видит бездоказательность обвинения, и свою речь защитник будет строить, основываясь на том, что нельзя необоснованно обвинять человека. Преподаватель университета готовится к лекции. Депутат парламента собирается выступить в поддержку своей депутатской группы.

Искусственные ситуации обычно связаны с ученьем: например, задано подготовиться к обсуждению экологических проблем.

Ситуаций и тем может быть бесчисленное количество, они составляют тот поток духовной жизни людей, обществ, народов, человечества, который называют культурой.

Замысел автора, его позиция, его собственное мнение определяются разными факторами: его образом мысли, политическими взглядами, опытом жизни,  уровнем образования, профессией.

Выбрав тему, надо подумать о  её формулировке. Название     должно быть ясным, четким, по возможности    кратким. Оно должно отражать содержание выступления и привлекать внимание слушателей. И в старинных, и в современных риториках формулируются требования к темам, выбираемым ораторами, к их позиции, к работе с материалом:

1.               Тема должна быть интересна, важна для тех людей, к которым обращена речь, в противном случае не возникает необходимый контакт между автором и аудиторией. Любое сочинение должно учитывать адресата речи, учитывать настроение аудитории.

2.               Следует брать лишь такую тему, которую автор хорошо знает, в которой разбирается лучше других.

3.               Тема должна быть ясная, по возможности – конкретная, предметная и не слишком широкая. Позиция автора в этой теме       также должна быть ясная.

4.               Автор  должен осознать свою цель и подчинить ей содержание и построение речи.

5.               Тема  и её проблемы всегда будут иметь                      больший успех, если возможна борьба мнений, полемика, разные точки зрения.

6.               Очень важно сформулировать тему ярко, выразительно, образно, чтобы запомнилась, – и одной фразой.

 

Деление тем. Микротема

Различаются темы широкого и узкого охвата: у широкой темы больше возможностей, но зато у узкой темы больше конкретности, точности, деталей. Широкие темы «Природа России», Море». Узкие темы «Лекарственные травы     Подмосковья», «Айвазовский – художник-маринист. Широкие темы могут делиться на подтемы, причем бывает несколько ступеней деления. Пример из Н.М. Карамзина:

История  Государства Российского: 1.Древняя Русь. 1а. Рюрик.  1аа. Признание князей варяжских.

     Самая узкая тема, на пределе деления, называется микротемой. Она равна в тексте абзацу, а иногда – всего одному предложению. По микротемам выверяют смысловые связи в готовом тексте.     

О теме обычно говорят – тема раскрыта или не раскрыта. «Раскрыта», значит: а) в тексте представлен важнейший материал, даны ответы на поставленные вопросы; б) приведено достаточное количество фактов, подтверждающих основную мысль автора; в) затронуты разные аспекты проблемы, не забыты важные подтемы; г) текст устной или письменной речи свидетельствует о глубоких познаниях автора, а приводимые факты соответствуют истине. Выходить за рамки темы автор может лишь в том случае, когда это оправдано замыслом.

 

Источники материала и его накопление

Материал для речей и сочинений окружает нас, он повсюду. Это те факты, их связи и аргументы, те события и картины, которые соответствуют выбранной теме и замыслу автора и составляют содержание произведения, как устного, так и письменного.

Материал подразделяется на две группы: А. Материал, добытый автором из собственного опыта, (эмпирический), из непосредственных источников; Б. Материал, полученный опосредованными путями, добытый другими людьми (энциклопедический).

Эмпирический материал связан со следующими источниками знания и соответствующими способами его накопления, хранения:

а) опыт прошлой и текущей жизни –  все то, чему автор был свидетелем, чего был участником. О таком опыте писал поэт:

На старости я сызнова живу.

Минувшее проходит предо мною –

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно (А.Пушкин. Борис Годунов);

б) специальные целенаправленные наблюдения, результаты которых фиксируются – записываются, заносятся на карточки, вводятся в память компьютера;

в) мир чувств автора и его интуиция;

г) воображение, т.е. мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого знания, причем всегда с элементом творчества.

Энциклопедический материал добывается из книг, журналов, газет, из радио- и телепередач, музейных хранилищ, выставок.

Компаративный материал приводит в соответствие эмпирический материал с энциклопедическим.

 

Топика. Наиболее распространенные разновидности топов

Все риторы, начиная с Аристотеля, подчеркивали, что сюжеты, темы, объекты ораторского выступления имеют некоторое сходство и могут рассматриваться с общих точек зрения, общих мест. Такие общие места получили название «топосы», которые представляют собой  структурно-смысловые модели, на основании которых создаются тексты, части текста, минитексты, служащие раскрытию замысла высказывания. В науке выделяется разное количество топосов: от 16 (М.В.Ломоносов) до 24 (Н.Ф.Кошанский). Совокупность общих мест (топов) и способы   их применения на этапе инвенции называются топикой. Топика отражает общие законы человеческого мышления. Перечислим основные разновидности топов:

1)    Род и вид.

2)    Определение – раскрытие содержания     предмета речи в соответствии с темой и целью автора. Дать определение – значит ясно, непротиворечиво истолковать его значение, показать сущность предмета речи, возвести к единой идее представление о нем.

3)    Целое – часть.

4)    Сравнение.

5)    Противопоставление.

6)    Свойства.

7)    Имя.

8)    Обстоятельства.

9)    Причина – следствие.

10)                      Последующее всегда  идет за предыдущим.  Все вышеперечисленные топосы составляют внутренние общие места, которые помогают развернуть идею, предмет речи. К внешним общим местам относят:

1)    Титулы, звания, названия должностей.

2)    Исторические справки.

3)    Цифровые данные.

4)    Биографические справки.

5)    Свидетельства очевидцев, специалистов.

6)    Цитаты.

Это те сведения, которые черпаются автором из дополнительных источников и предназначены для более полного раскрытия темы. Важно помнить, что перечень «общих мест» – это не инструкция, требующая точного исполнения. Это те общие, повторяющиеся приёмы, с помощью которых вы будете создавать текст, вы вольны распоряжаться ими по своему усмотрению. Задача автора – выбрать те топосы, которые нужны ему в каждом отдельном случае, выбрать так, чтобы каждый из них явился в будущем тексте неотъемлемой частью, работающей на содержание.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»