Задания и вопросы по теме 4

 

Задание 1.  Прочитайте  стихотворение школьника Юры Н. из книги «Речевые секреты».

         Можете ли вы сказать, какая тема здесь раскрыта?

 

Стихи могу я сочинять

                                            Стихи умею сочинять!

                                            Читает папа мой газету

                                            Диктант написан мной на «пять»,

                                            Собака молча ест котлету.

                                            Строители возводят дом,

                                     Брат с папой в шахматы играет,

                                            На удочку попался сом,

                                             На небе солнышко сияет.

 

Задание 2.  Познакомьтесь с текстом. Озаглавьте его, определите широкую и узкую тему текста.

 

Ещё с вечера при луне между берёзами поднялся туман.  Просыпаюсь я рано, с первыми лучами, и вижу, как бьются они, чтобы проникнуть в овраг сквозь туманы.

Всё тоньше и тоньше туман, всё светлее и светлее, и вот вижу: спешит- спешит паучок на берёзе и спускается с высоты в глубину. Тут закрепил он свою паутину и стал чего-то дожидаться.

Когда солнце подняло туман, дунул ветер вдоль оврага, оторвал паутинку, и она, свёртываясь,  понеслась. На маленьком листочке, прикреплённом к паутине, паучок сидел, как капитан своего корабля, и он, наверное, знал, куда и зачем ему лететь.

        

Задание 3.   Используя топ «целое – часть»,  составьте речь–описание своей комнаты. Детали должны отражать характер хозяина.

 

Задание 4. На какие части вы подразделили бы следующие предметы речи: а) день; год; жизнь; б) Москва; Махачкала; в) улица?

 

Задание 5.  Придумайте связный текст, используя приведённые ниже слова: свет далёкой звезды, цветок, окно, пирожное, кот.

 

Задание 6. Прочитайте текст «Римские монологи Никиты Михалкова».

Какие города сопоставляет автор? Определите ключевые слова текста.

 

Рим я могу сравнить с Москвой, как Париж с Санкт-Петербургом.  По образу, темпераменту.  Москва разная: большая, хлебосольная, очень домашняя и в то же время много повидавшая и не всегда праведно жившая баба. А Рим я представляю себе в образе огромной тётки, сидящей на обочине. Босая, с истёртыми, сбитыми ногами, она всегда готова любого приютить и любому дать тепло. В роскошном Париже или Санкт-Петербурге – в лакированных туфлях, с тростью, в цилиндре,  с начищенными ногтями – преклонить голову и пожаловаться хочется меньше, чем в Москве или в Риме.                                                                                  (По Т.А. Ладыженской).

 

Задание 7. Попробуйте составить текст, используя развёрнутое сравнение. В качестве одного из объектов сравнения может быть ваш родной город.

 

Задание 8. Под термином «изобретение» в разные времена понимали разное: «Собрание разных идей, пристойных предложенной материи, о которой ритор говорить или писать хочет» (М.В. Ломоносов); «представление в уме близких к материи сочинения мыслей» (И.С. Рижский), «размышление по правилам» (М. М. Сперанский); «… все способности ума» (Н.Ф. Кошанский).

Проанализируйте приведённые выше высказывания известных российских риторов о назначении инвенции («изобретения»). Какое из этих определений соответствует вашему представлению о первом этапе создания речи?

 

Задание 9. Изложите своими словами мысли С.И. Ожегова о культуре речи (в чём она заключается), об изменениях требований к культуре речи в разные исторические эпохи.  Как вы понимаете высказывание автора о сфере действия «крестьянских диалектов» и роли «форм городской речи»? На какой основе развивалась «городская речь»?

 

Что такое высокая культура речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Нормы языка – это общепринятые в общественно-речевой практике (в художественной литературе, в речи образованных людей, в сценической речи, на радио и т.п.) правила произношения, грамматики и словоупотребления. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам слова. Она заключается ещё и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно,  стилистически оправданное).

В понятие культуры речи, языковой нормы каждая историческая эпоха вносит своё содержание. К современному русскому литературному языку, к оценке его норм и стилистических категорий нельзя подходить с позиций тех оценок, которые существовали в 30-х гг. и которые наиболее полно были отражены в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова. < …> Значительно сократилась сфера действия народных русских говоров – местных крестьянских диалектов. Возросла роль различных форм городской речи, развивающейся на почве сложных взаимоотношений диалектов и литературного языка.

 

Задание 10.   Прочитайте отрывок из книги Н.Лейтиса об индивидуальных различиях и способностях людей. Изложите его  содержание. К какому типу относитесь вы – к «художественному» или к «мыслительному»?  Попробуйте мотивировать сказанное.

Различия в способностях  проявляются,  прежде всего, в том, что у одних ярче обнаруживаются способности в какой-то одной области, а у других – в другой.

Например, в условиях школы, если одни ученики обращают на себя  внимание быстрой сообразительностью в математике, то другие –  технической изобретательностью, третьи – живым восприятием поэтических произведений, четвёртые – особым умением в лабораторных занятиях, пятые – наблюдательностью в отношении живой природы и т.д.

Познакомимся с психологическими характеристиками двух учеников одного и того же X класса, окончивших школу с золотой медалью. Оба они все годы хорошо учились, тот и другой  решили поступить на физический факультет университета. В течение ряда лет они росли  и развивались вместе, и все же они были разные.

Арсений – деятельный, активный. Он легко выдерживает заботу сразу о нескольких делах;  сложность обстоятельств не ослабляет его энергии. По-другому протекает умственная деятельность Павла. Любые занятия, самые несложные, требуют от него подготовки и раздумий. Арсений, который в отличие от Павла всегда действует очень интенсивно, способен отдохнуть за короткий срок: переход от школы до дома, непродолжительный разговор на постороннюю тему, а главное – перемены занятий достаточно, чтобы восстановить его силы. Гораздо быстрее устаёт Павел. После занятий в школе ему нужно либо поспать, либо иметь не меньше часа покоя, чтобы восстановить силы. Арсений с огромным интересом слушает объяснение нового материала, сама трудность усвоения нового его радует, повторения он не любит. Иная картина у Павла: ему особенно нравится повторение. И к новому материалу он относится с интересом. Он один из вдумчивых и любознательных учеников, но он не может так внимательно следить за объяснениями и сразу же так же уверенно обобщать и делать выводы, как Арсений; иное дело при повторении: теперь он уже привык к материалу и может удивить ясностью и точностью мысли.

Большое значение для понимания индивидуальных различий в способностях имеют различия между так называемыми «художественными»  и «мыслительными» типами людей. «Художественный» тип отличается яркостью непосредственных впечатлений, доставляемых органами чувств, наглядная, образная память, богатство воображения. «Мыслительный» тип отличает склонность к систематизации фактов, к более обобщённому мышлению. Известно, например, что, вспоминая прочитанную книгу, одни люди как бы видят перед собой  действующих лиц, картины природы и т.д., а другие вспоминают преимущественно мысли, идеи книги, интересные формулировки.

Очень важно, чтобы каждый человек, сумел найти для себя ту область деятельности, которая в наибольшей мере соответствует его интересам и способностям. Ошибкой было бы считать, что свойствам человека полностью соответствует  только какая-то одна определённая профессия. Благодаря своим общим способностям каждый может с успехом развиваться по различным направлениям, получать удовлетворение в нескольких видах деятельности.

 

Задание 11.  Перед вами темы для публичного выступления. Приготовьте речь на одну из предложенных тем. Какова будет основная мысль вашего выступления? Какие топосы вы выберете для реализации вашей идеи?

Темы  для публичного выступления

1. Правомерно ли говорить о национальном характере целых народов?

2. Действительно ли человек – «мера всех вещей»?

3. Как я понимаю душу человека?

4. Человек: власть и свобода.

5. Человек прошлого – человек будущего.

6. Россия – в Европе или в Азии?

7. Телевидение и искусство.

8. Книга, открывшая мне мир.

9. Поэзия, любовь моя.

10. Проблема «отцов и детей» сегодня.

11. Кем быть или каким быть?

12. Комплекс неполноценности.

13. Преступление и наказание.

14. Что есть красота?

15. Нравственность – система запретов или дорога к счастью?

16. И придёт ко мне любовь…

17. Завтра, завтра, не сегодня – так ленивцы говорят.

18. Есть ли в мире справедливость?

19. Выгодно ли быть хорошим?

20. Моё представление о счастье.

21. Возможны ли сегодня понятия: «долг», «честь», «правда»,

     «совесть»?

22. Учёный и бизнесмен: почему во всём мире первый зарабатывает

   меньше?

23. Действительно ли человек – венец природы?

24. Человек и деньги.

25. Корень ученья горек, но плоды его сладки (Исократ).

26. Если бы я был политиком.

27. Забота о своём интеллектуальном развитии – обязанность каждого

       человека перед обществом.

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные этапы работы над речью.

2. Почему первый раздел риторики переводится  как изобретение?

    Какое значение он имел в русских риториках?

3. С чего начинается подготовка к выступлению? Какие проблемы

    решаются автором речевого сообщения на первом этапе его

    подготовки?

4. Откуда возникают темы? Назовите требования к темам.

5. Что такое топосы? Перечислите наиболее распространённые

    разновидности топов.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»