Задания и вопросы по теме 9

 

Задание 1. Подготовьте информирующую, аргументирующую и эпидейктическую речи, посвящённые Махачкале (Москве  или любому другому городу).  Подумайте, какие задачи решаются  в каждом из этих видов красноречия?

 

Задание 2. Вы хотите доказать своему однокурснику, что занятия риторикой принесут ему практическую пользу. Приготовьте убеждающий текст из нескольких предложений, стараясь сделать его максимально изобразительным.

 

Задание 3. Определите средства речевого контакта, использованные историком В.О. Ключевским в лекции «О взгляде художника на обстановку и убор изображаемого им лица», прочитанной в Училище живописи, ваяния, зодчества весной  1897 года»?

«Говорят, лицо есть зеркало души». «Конечно, так, если зеркало понимать как окно».  «Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружать и выразить себя в лучшем виде». «Всё, что мы видим на современном человеке и около него, – есть его автобиография и самохарактеристика, так сказать». «Люди прежних времён умели быть эгоистами не хуже нас, даже бывали чудаками и самодурами, какими не умеем стать мы; но они менее нас умели быть оригинальными, без странностей,  своеобразными и самобытными, без неудобных чудачеств, без потребности в полицейском надзоре».

Задание 4. Докажите, что статья В.И. Аннушкина «Зачем нужна риторика?» (Русская речь. – 1988. – №5.– С.81) представляет собой образец научно-популярного  подстиля.

«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко — забота и желание каждого из нас.

В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык — стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово –половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего, способность выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».

 

Задание 5.  Определите, какой способ и приём слушания использует один из слушателей лекции.

 

Во время лекции известного учёного-минералога А.Е. Ферсмана о радиоактивных минералах один из слушателей неожиданно задал вопрос: «А имеются ли карты радиоактивных минералов мира? Или хотя бы Российской  империи? Ведь эти минералы должны как-то по-особому распределяться на земле и под землёй?»

         – Блестящая идея!– воскликнул лектор. – Вы подали великолепную идею!

 

 

 

 

 

Задание 6.  Напишите по выбору аннотацию, отзыв или рецензию на  книгу, ознакомившись с их лексическим значением в словаре.

 

Задание 7. Игра «Аннотация» (по О.А. Баевой). На столе преподавателя лежат библиографические карточки текстом вниз с описанием книг или статей, не знакомых участникам. Участники игры по очереди подходят к столу, берут карточки и рассказывают по  ним о якобы прочитанной ими книге, затем отвечают на вопросы товарищей по её содержанию, оформлению, обстоятельствам приобретения и т.д.

1. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 2001.

2. Головачев В.В. Полёт урагана. Фантастический роман. М., 1991.

3. Инютин В.В. Стандартные марки и история цивилизации. Россошь,

    2002.

4. Петров В.И.  Загадки вулканов. М.,  1998.

5. Горбатов А.В. и др. Некоторые причины травматизма на

    мясокомбинатах // Мясная индустрия. – 1998. – с. 27-29.

6. Гольцман Е.И. Дурной глаз: Книга об обычаях и суевериях мира. М.,

    1991.

7. Семенюк М. Как выжить на необитаемом острове// Вокруг света. –

    1999. – 2. с. 28-36.

8. Данилкина В. Как  вырастить тонкорунную  овцу. М., 2000.

9. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. М.,

      1990. М., 1990.

10. Теплякова Н.М. Собаки и уход за ними. М., 2001.

11. Сементовский М.С. Рытьё канав и траншей. М., 2000.

12. Эрнст О. Слово предоставляется вам. М., 1999.

13. Власова В.И., Кухно Н.М. Разделка туш крупного рогатого скота.

       СПб, 1999.

14. Стернин И.А. Общение  в современном мире, 1991.

15. Поль С. Брег. Формула совершенства. М., 1994.

16. Ажеж К. Человек говорящий. М., 2003.

 

Задание 8.  Проанализируйте высказывание Д.С. Лихачёва. Возможно ли, по-вашему, творчество в научном общении, характеризующемся высокой степенью нормированности и ритуальности? Аргументируйте свою точку зрения.

Наука – творчество, а творчество дарит счастье и самим творцам, и тем, кто этому творчеству внимает.

 

Задание 9.  Перед вами отрывок из книги известного писателя и учёного Умберто Эко «Как написать дипломную работу» Выделите в данном тексте тезис, аргумент и вывод. Назовите, к каким уловкам прибегает студент и руководитель диплома.

Будущий дипломник или выбирает себе тему сам, или идёт за ней к профессору.

Профессор, предлагая студенту тему, руководствуется одним из двух критериев: либо он берёт нечто из собственного репертуара, что ему хорошо известно и позволит руководить дипломом без усилий, либо выбирает нечто такое, что они оба знают  недостаточно и что  хотели бы изучить лучше.

Скажем сразу, что вопреки видимости именно второе предложение честнее и благороднее. Преподаватель намеревается по мере работы над дипломом расширять и собственный горизонт,  дабы давать студентам добросовестные советы. Он поможет дипломнику в работе и откроет что-то новое для себя.

Бывают,  тем не менее, случаи,  когда руководитель, замышляя масштабную работу, имеет нужду в сборе информации и хочет использовать дипломников как поисковую команду. Например, преподаватель-экономист, изучающий развитие промышленности за определённый период,  начнёт раздавать им задания, осваивая по кускам широкую панораму. Что ж, подобный подход не только правомерен, но и полезен для науки.

 

Задание 10. Какую риторическую особенность научного общения характеризует приведённое ниже высказывание? Свой ответ аргументируйте. 

Если в конце исследования не видно начало следующего – значит  исследование  не доведено до конца (Д.С. Лихачёв).

 

Возьмите на заметку! Структура дипломной работы.

Введение. Здесь формулируются цели и задачи работы, обосновывается её актуальность, отмечается научная новизна, практическая и теоретическая значимость, указываются методы исследования.

Основная часть чаще всего состоит из IIIII глав, I  глава содержит сведения из истории вопроса,  II и III главы посвящены непосредственному лингвистическому или  литературоведческому анализу.

В заключении подводятся итоги исследования. Приводятся списки литературы и источников, иногда даётся приложение. Так же строится и диссертация.

Как правило, дипломная (курсовая) работа оформляется с использованием редактора MS Word. Используется шрифт: Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине страницы. Каждую часть работы следует начинать с нового листа.

 

Задание 11. Прочитайте фрагмент «Слова о взыскании премудрости» Симеона Полоцкого. К кому обращается автор, какова его цель? Какие языковые средства он использует для достижения своей цели?

 

О твоей Богом дарованной ревности, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший государь-царь и великий князь Алексей Михайлович, всей Великой и Малой и Белой России самодержец, знаем мы, теплый ты рачитель премудрости, подобен Соломону ты в любви к ней. Потому и даровал тебе Господь по желанию сердца твоего умение все разумно и премудро делать, строить и всем управлять. Только о том твой царский пресветлый престол умоляем: как солнце месяц, звезды, планеты и все поднебесье освещает, так и ты, солнце всей России, освети даром премудрости своей, свыше тебе дарованным, всех подвластных тебе. Положи в сердце своем начать создавать училища как греческие, так и славянские и иные, ученых милостями, благодеяниями умножать, учителей умелых привлекать, всех почестями на трудолюбие поощрять. Тогда немедленно увидишь ты ко многим учениям прилежных и старательных и скоро примешь богоданный плод просвещения стократный и полные снопы от семян, посеянных тобой. <…>

 

Вопросы для самопроверки

1. Назовите известные вам классификации родов и видов красноречия.

2. Какие виды академического красноречия вам известны?

3. В чём заключается особенность научной речи?

4. Что из себя представляет лекция как вид академического красноречия?

5. Опишите структуру дипломной работы.

6. Что изучает гомилетика? Перечислите особенности духовно-нравственной речи.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»