Задания и вопросы по теме 6

 

Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, данные ниже.

 

Хрустальный звон

(1) Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий-тонкий, еле уловимый.

(2) Не сразу понял, в чём дело: река уходила в зиму высокая,  прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок – вода «подсохла», – и на всех веточках, побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. (3) Висели они  колокольцами  над водой,  струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, всё лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец, открываясь добрым материнским ликом.

(4) В тихом,  отходящем звуке, в лёгком свечении пустынной, всеми забытой реки чудилась вроде бы даже покаянная виноватость – была вот всё лето злая, мутная, неласковая, затопила птичьи гнёзда, не оделила добычей рыбаков, не одарила радостью купальщиков, распугала с берега детей, отпускников…

(5) Поздняя осень, чуть греющее позднее солнце, но сколько от него светлого свету!  (6)  И чуть слышный хрустальный звон кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему поднебесному миру.  (В. Астафьев.)

 

1. В каком предложении выражена основная мысль текста?

1) В 1-м;  2) во 2-м; 3) в 3-м; 4) в 4-м; 5) в 5-м; 6) в 6-м.

2. Определите тип данного текста.

1) описание; 2) повествование;  3) рассуждение; 4) повествование с

    элементами описания.

3. В тексте содержится:

1) две микротемы; 2) три микротемы;  3) четыре микротемы; 4) пять

   микротем.

4. Укажите средство связи между вторым и третьим предложениями.

1) лексический повтор;.2) местоимение; 3) однокоренные слова;

4) синтаксический параллелизм.

5. Укажите синоним к слову  занимался   из третьего предложения.

1) поднимался; 2) разгорался;. 3) начинался; 4) задувал.

6. Какие выразительные средства использованы в третьем абзаце текста?

1) метафора; 2) олицетворение; 3) метонимия; 4) гипербола.

7. В каком значении употреблено слово хрустальный в данном тексте?

1) сделанный их хрусталя; 2) очень чистый; 3) очень прозрачный; 4) напоминающий звон хрустальной посуды.

8. Напишите миниатюру на тему «Весна».

 

Задание 2.  Б.Н. Головин в книге «Основы культуры речи» основными качествами хорошей речи называют правильность, точность, логичность, чистоту, выразительность, богатство (разнообразие), уместность.

Изложите свое понимание каждого из перечисленных качеств. Какие из них вы считаете наиболее важными? Какие качества, на ваш взгляд, здесь не названы, а какие из названных можно было бы объединить?  Дайте обоснование своим ответам.

В книге М.М.Михайлова «Стилистика русской речи» в главе «О качествах хорошей речи» рассматриваются, кроме того, такие качества: простота, ясность, одностильность языковых средств, экспрессивность (выразительность) и эмоциональность, образность и художественность,  самобытность, краткость, удачный порядок слов, выразительная интонация, благозвучие.

Дайте свою оценку этому перечню: что хорошо в нём и что вы считаете недостатком? Старайтесь аргументировать своё мнение.

На основе двух приведённых перечней составьте свой перечень качеств хорошей речи с краткими пояснениями каждого из качеств (как вы его понимаете).

 

Задание 3. Ещё Гораций уподоблял государство кораблю.  Впоследствии эта метафора неоднократно «разворачивалась»  разными авторами. Порассуждайте о современном состоянии нашего государства,  используя развёрнутую метафору государство–корабль.

 

Задание 4. Подберите положительно и отрицательно окрашенные перифразисы к словам и словосочетаниям: спиртные напитки, сигареты, дешёвые товары, дорогие товары, высокая зарплата, низкая зарплата.

 

Задание 5. Составьте и запишите небольшой текст на тему «Женитьба, то есть брачный союз» в 3-х стилистических вариантах:

 

а) официальное приглашение на свадебное торжество, разосланное друзьям;

б) диалог между друзьями;

в) сообщение в газете о брачном союзе известного спортсмена и не менее известной актрисы.

 

Задание 6. Подберите фразеологические синонимы к словам глупый, слабый, много.

 

Задание 7.  Замените все слова в тексте синонимами.

 

Вне всякого сомнения, если бы в начале их знакомства кто-нибудь сказал ему: «Ей льстит  твоё положение в обществе», а теперь: «Она любит твои деньги», он не поверил бы, но и не очень возмутился бы, если б узнал, что в глазах общества её связывают с ним, что в глазах общества их объединяют такие могучие силы, как снобизм или деньги. Но если бы даже он и сам пришёл к такой мысли, то, пожалуй, не был бы огорчён открытием, что у любви Одетты к нему более прочное основание,  чем его приятная наружность или душевные качества: выгода, выгода, при наличии которой её уход от него невозможен. (Марсель Пруст. По направлению к Свану).

 

Задание 8. Найдите риторические обращения, риторические вопросы и восклицания в «Золотом слове» Святослава («Слово о полку Игореве».)

 

Задание 9. Найдите и назовите тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, аллегория, ирония и т.д.). Укажите, с какой целью использованы писателями и поэтами лексические средства выразительности.

 

1. Тогда божественны науки чрез горы, реки  и моря в Россию простирали руки…(Лом.). Осыпал лес свои вершины, сад обнажил свое чело, дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет). 3. Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость. 4. …Меж тем как сельские циклопы перед медлительным огнем Российским лечат молотком изделье  легкое Европы, благословляя колеи и рвы отеческой  земли (П.). 5. Ягненочек кудрявый – месяц гуляет в голубой траве (Ес.) 6. По ее  бледному лицу бегали розовые пятна, а в каждом  пятне сидела злоба (Ч.). 7. Сверкнули косые и упругие прутья ливня. 8. Ветер мел по дороге лохмотья пыли (Ант.). 9. Дуняша посматривала на него,  пробегая мимо перепелочкой (Т.) 10. На асфальт растаявшего пригорода, сбросивши  пальто и буквари, девочка в хрустальном шаре прыгалок тихо отделилась  от земли (Возн.). 11. Только разве кончики волос помнят, как ты гладил их когда-то (Евт.). 12. Целый  день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец (Заб.).



Задание 10. Прочитайте текст. Укажите в нем эпитеты, метафоры, сравнения. Перескажите близко к тексту, сохраняя выделенные вами тропы.

 

ГОЛУБИ

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною то золотым, то посеребренным морем раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце ещё светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, тёмно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.  

Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий, крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. «Ну,  скорей же, скорей! – думалось мне,— сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!»

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

И вот на одноцветной её синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять, белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений,– та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уж два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

И вот наконец сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закружилось, смешалось, захлестал, закачался ответными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет, как из пушки, отрывистый гром, запахло серой...

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… хоть я и один…
один, как всегда.   

(И. Тургенев.)

 

Задание 11.  Составьте фрагменты речи с обращением к аудитории или одному адресату, используя риторические вопросы и восклицания:

 

1) к студентам вашего курса; 2) к  радиослушателям; 3) к  собравшимся  на митинге; 4)  к родному человеку.

 

Задание 12.  Какие приметы современной речи пародируются в сказке Б. Акунина «Проблема 2000 (Типа святочный рассказ)»?

 

Вован прикрыл за собой дверь, и музон как пригасило. Конкретная была дверка – старинный дуб, блин, покруче любой железной.  Круглую комнату с гипсовыми тёлками и пацанами под потолок Вован сразу определил себе под кабинет. Самое оно. Всё ж таки генеральный директор, не хрен собачий. Поставить офисный гарнитурчик с кожаными сидалами, навесить фальшь-потолок, по полу запустить реальный белый ковролин – выйдет адекватно.

Недвижка обломалась почти что на халяву. Раньше тут сидела типа редакция какого-то научного журнала – такие лохи, каких Вован раньше только по телеку видал, в кино «Девять дней одного года» Взял у них в   субаренду закуточек, скромненько так, по двести баксов за квадрат, а после кинул интеллигенцию – чихнуть не успела. Сделал их так, что любо-дорого. Чисто как в сказке: была у лоха избушка лубяная,  да подсел на кидалово. Собрали редакторы-птеродакторы свои пишущие машинки с фикусами и, как говорится, отбыли в неизвестном направлении. Главный птеродактор (он же по совместительству – главный лох) зашёл попрощаться. Вован немножко напрягся – думал, кошмарить станет. Но дедушка сказал только: «Вам, молодой человек, потом будет стыдно» – и почапал себе пешим строем. Чистый зоопарк, блин.

Редакция, конечно, туфта. Рамс мог выйти с банком «Евросервис», который тоже ронял слюни на арбатский особнячок. Тамошний председатель правления Пыпа – пацан серьёзный, в терпилах ходить не привык. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампуськи. А именно шампуськи – «Клико», Франция, полтонны баксов за ящик – Вован как раз сейчас и нацелился жахнуть. Не то чтоб сильно любил это кислое пойло с пузырями. Все эти навороты вообще были ему по барабану. То есть в ресторанах или там на презентациях хавал, конечно, и омаров, и устриц, и улиток этих поганых, двадцатилетнего вискаря клопиного выдувал по три пузыря зараз, но не для души, а чисто ради понтов.

Вован подошёл к щербатому зеркалу (старьё, надо будет его на помойку). Посмотрел на себя и словил кайф. Пиджачок от «Версаче» – конфетка, ботиночки «Гуччи», морда гладкая, глаза маленькие,  но объективные такие, типа с интеллектом.

 

Задание 13. Что такое красивость речи?      Используйте для ответа фрагмент книги А. Ростовского «По законам  волчьей стаи».

 

Марина и Герман поднялись на крышу здания, где была оборудована украшенная деревьями и фонтанами смотровая площадка.

Они стояли,  прислонясь друг к другу, и молчали. Они не хотели ни о чём говорить, ибо понимали друг друга без слов. Влюблённые застыли на фоне ослепительно сверкающей Эйфелевой башни, освещённой ярким светом мощных прожекторов, и звёзды на ночном, парижском небе, отражаясь в темных водах Сены, любовались ими. И майский тёплый ветер овевал свежестью их лица, напевая песню волшебной любви.

Прошло несколько месяцев. Весна вступила в свою последнюю пору – надвигалось лето. На улице, окутанной благоухающими запахами цветов и солнечным светом, стоял май. Как прекрасен в эту пору Париж! Недаром в это время года его именуют «городом влюблённых». Любовь царит во всём: в кокетливых выражениях девичьих лиц и игриво-озорных лицах молодых парней. Возникает буйное и непреодолимое желание петь, плясать и лететь в объятия друг друга. (По И.А. Мартьяновой.)

 

Задание 14. Определите, какие риторические фигуры и тропы использованы в примерах. Для ответа используйте слова для справок.

1) Не глух, а глуп.

 2) Туманный Альбион.

3) Твой ум глубок, что море.

 Твой дух высок, что горы.  (В. Брюсов)

4) Отколе, умная,  бредёшь ты, голова? (В обращении к ослу) (И. Крылов)

5) Но слушай: если я должна тебе…

кинжалом я владею,  я близ Кавказа рождена  (А.Пушкин)

6) О чём ты воешь, ветр ночной,

    О чём так суетишь безумно?

7) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов).

8) В сто сорок  солнц закат пылал (В. Маяковский)

9) Горячий снег.

10) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Пословица).

Слова для справок: парономазия, антитеза, гипербола, ирония, литота, оксюморон, олицетворение, перифраз, параллелизм, умолчание.

 

Задание15. Найдите фразеологический оборот,  который обыгрывается в стилистических фигурах.

 

1) Без рубахи ближе к телу. 2) Пожарный всегда работает с огоньком.

3)  У нас свобода совести:  хочешь имей совесть, хочешь – не имей.

 4) Где зарыты витамины. 5) Студент ради зачёта идёт на всё, даже на

  занятия. 6) Новые хрычи – это новые русские в старости. 7) Стоит

ли есть поедом подчинённого, если его не перевариваешь?

 

 

Задание 16. Приведите примеры точного и неточного употребления слов:

1)  учитель – преподаватель – педагог;

2) кредо, импонировать, альтернатива, прецедент, персонификация,

    тривиальный, банальный, плеяда, аншлаг, фиаско;

3) заглавный, зачитать, кушать, оплатить, невежа, невежда, цельный,

целый.

 

Задание 17. Поставьте ударение в словах и произнесите их. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

 

Алфавит, баловать, договор, звонит, квартал, каталог, мизерный, мышление, усугубить,  феномен, шофёр, ржаветь, хозяева, ходатайство, кухонный, генезис, обеспечение, премирование, ракурс, фетиш, холеный, свекла, творог, красивее, грушевый, принудить, сливовый.

 

Задание 18. Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные или причастия.

 

Лебедь, фальшь, конферансье, кольраби, прорубь, визави, плацкарта, туфля, бандероль, толь, моль, гель, гроздь, Батуми, рельс, шампунь, рояль.

 

Задание 19. Образуйте форму  родительного падежа от следующих существительных:

Киргизы, узбеки, валенки, сапоги, чулки, ботинки, килограммы, носки, полотенца, блюдца, ставни, туфли, свадьбы, яблони.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как назывался раздел «Элокуция» у М.В. Ломоносова? Почему?

2. Перечислите направления языкового оформления речи.

3. Какой  лингвистической науке  дала начало элокуция?

4. Назовите основные стили русского языка.

5. Как разграничиваются тропы и риторические фигуры?

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»