Тема 12.  Социально-бытовое красноречие

 

Самая большая роскошь на свете – это роскошь

человеческого общения

Антуан де Сент Экзюпери

 

 

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Существует несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская и социально-бытовая. В соответствии с этим выделяются различные  роды и виды красноречия. Вы уже познакомились с академическим, социально-политическим и судебным красноречием. Но есть род красноречия, с которым приходится сталкиваться всем нам. Это социально-бытовое красноречие – речевое мастерство в бытовой сфере, способствующее культурному обогащению повседневного речевого общения, установлению и культивированию таких его форм, в которых отражаются национальные традиции, ценность духа и здоровая радость бытия. Социально-бытовое красноречие реализуется в монологических и диалогических жанрах. Данный род красноречия связан не с практическими целями, а с намерением устанавливать и поддерживать добрые отношения между людьми, воздавать почести достойным, поддерживать и ободрять нуждающихся в этом, утверждать оптимизм, способствовать развлечению, полезному и приятному времяпрепровождению в неформальном общении, т.е. этические и эстетические задачи здесь важнее логических. Г.З.Апресян выделяет следующие виды социально-бытового красноречия: юбилейная, или похвальная речь; застольная речь (тост); надгробная (поминальная речь); речь на приеме.

Особенностям такого рода красноречия уделялось внимание ещё в античной традиции (эпидейктические, т.е. торжественные хвалебные речи уже тогда выделялись как самостоятельный тип красноречия). В России расцвет торжественных пышных хвалебных речей падает на  XVIII век. Известны, например, хвалебные речи, или панегирики, царствующим особам, принадлежащие М.В.Ломоносову – «Слово похвальное Ея Величеству Государыне Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской». Придворному красноречию было характерно пристрастие к высокому слогу, пышным, искусственным метафорам и сравнениям. Таковым является «Слово похвальное блаженной памяти Государю Императору Петру Великому, говоренное апреля 26-го дня 1755 года». Это светская речь, выдержанная в торжественном стиле. Сначала М.В.Ломоносов восхваляет Елизавету (дочь Петра I). Затем оратор говорит и об императоре и в заключении отмечает: «А ты, великая душа, сияющая в вечности и героев блистанием помрачающая, красуйся!.. Мы тобою возвышены, укреплены, просвящены, обогащены, прославлены.… Твои заслуги больше, нежели все силы наши!»

Конечно, юбилейные речи произносились и позже, и сейчас они звучат. Но уже в XIX веке подобная пышность утрачивается. Например, начало речи С.А.Андреевского на юбилее В.Д.Спасовича, произнесенной 31 мая 1891 года: «Владимир Данилович! Я бы мог в вас приветствовать всё, что угодно, – только не юбиляра. Вы глава нашей адвокатуры, славный учёный, большой художник, вечно памятный двигатель,– лично для меня: дорогой друг и человек, – всё, что хотите, – но не чиновник-юбиляр!»

*Любое похвальное слово содержит преувеличение. Почему? Необходимо ли это?

Застольные высказывания делятся на неофициальные и официальные. Неофициальные тосты произносятся в непринужденной, дружеской обстановке, общающиеся ведут себя свободно. В тематике тостов нет серьёзных ограничений. Официальные тосты произносятся сдержанно, предполагают соблюдение определённого речевого регламента, формальностей. Круг тем официального тоста ограничивается главным образом поводом торжества.

Официальный тост посвящается какому-либо событию, тональность высказывания исключает даже намек на фамильярность, соблюдаются правила речевого этикета. Язык официального тоста характеризуется особой торжественностью и пафосом, соответствует главным образом публицистическому стилю.

Потрясённый смертью Петра I Феофан Прокопович в 1725 году пишет знаменитое «Слово на погребение Петра», в котором говорит о значении деятельности Петра I для Российского государства.

Безусловно, социально-бытовое красноречие не ограничивается теми видами, которые были перечислены. Ведущее место среди специальных руководств и наставлений занимала книга под названием «Юности честное зерцало», которая была напечатана в 1717 году. Эта книга сыграла огромную положительную роль в развитии культуры, речевого этикета в среде российского дворянства. Не менее интересен памятник  XVI века «Домострой».

Во второй половине ХХ века социально-бытовые речи отличает свободная  композиция, в них освещаются разные стороны личности и событий, используются различные средства языка в зависимости от вида и цели речи. В рассказе ценится занимательность и умение рассказчика создать эффект присутствия, в тосте – эффект неожиданности, в беседе на общие темы – непринужденность и умение обходить острые углы общения, в дружеской беседе – задушевность и познавательность общения, в бытовом разговоре – деловитость и корректность.

Современная русская риторика повседневного общения находится в начальной стадии становления. Интерес к ней очень велик: риторика каждого дня касается всех.

 

Эпидейктическая речь

 

Эпидейктическая речь (от греч. deiknumi – показываю, делаю видным, известным, приветствую) – речь, цель которой выразить свое понимание добра и зла, прекрасного и постыдного: «… Поговорим о добродетели  и пороке, прекрасном и постыдном, потому что эти понятия являются объектами для человека, произносящего хвалу или хулу» (Аристотель). Жанры, в которых реализуется этот вид речи – поздравление, тост, похвала, – встречаются часто как в быту, так и на официальных мероприятиях: празднованиях, юбилеях и т.д. Ее основное содержание – похвала и порицание, оценка, но вместе с тем эпидейктическая речь может также информировать, в каких-то ситуациях развлечь слушателя, содержать элементы аргументации.

Этот тип речи возник в Древней Греции в V веке до н.э. Считалось, что произносящий эпидейктическую речь должен выразить свое понимание прекрасного и постыдного, дать оценку, содержащую похвалу или порицание, рассуждать о добродетели и пороке. Причем объектом для восхваления может быть не только человек, но и явление, и животное, и неодушевленный предмет. По Аристотелю, задача эпидейктической речи – хвала добродетели в разных ее проявлениях, хвала всему, что достойно похвалы: справедливости, мужеству, мудрости, щедрости, благоразумию и другим достойнейшим качествам. Восхвалялись поступки, результаты которых было благо для окружающих. Такая хвалебная речь должна возбудить у слушателей чувство восхищения, благодарности, ликования, гордости, радости. Параллельно с этим эпидейктическая речь могла возбуждать и прямо противоположные чувства. Аристотель называет их «хула», которая как порицание, осуждение была направлена на возбуждение столь же сильных, но осуждающих чувств. Осуждались трусость, несправедливость, пороки, свойственные человеческой натуре, скупость и др. Но, даже порицая, эпидейктическая речь возбуждала не чувство уныния или безнадежности, а чувства негодования, гнева – чувства, направленные на осуждение и исправление недостатков.

Особый вид эпидейктической речи обращен, по мнению Аристотеля, к  прошлому, истории. Не случайно и до сих пор торжественные хвалебные речи часто обращены к прошлому: они произносятся в честь годовщин, побед, юбилеев победителей, при открытии исторических памятников. Цель каждой такой речи – возбудить в потомках чувство благодарности, гордости, чувство патриотизма и сопричастности.

Эпидейктическая речь регламентировалась рядом правил. Аристотель считал, что: а) хвалить нужно то, что больше всего ценится в обществе и у данной аудитории; б) законы эпидейктической речи требуют усиления и преувеличения, при этом, как отмечает А.К. Михальская, преувеличение – это закон жанра, принятая в речевой традиции условность; в) оратор должен использовать сравнение действий восхваляемого либо с поступками героев прошлого, либо с действиями обычных людей, чтобы выделить на этом фоне его заслуги; г) случайно совершенный поступок древние представляли как осуществленный обдуманно.

Очень распространено было эпидейктическое красноречие на Руси, где оно развивалось с XIXII вв., опираясь на многовековую традицию красноречия античного.

Традиции произнесения эпидейктических речей на Руси складываются из памятников красноречия дидактического и памятников красноречия торжественного. Красноречие  эпидейктическое, или торжественное, требовало от пишущего глубины содержания, знаний, общей культуры. Произведения такого рода на Руси назывались «слово»: «Слово о законе и благодати митрополита Илариона», «Слово о полку Игореве». Составлялось «слово» в строгом соответствии с правилами и традициями византийского и античного красноречия.

Анализируя торжественное красноречие на Руси, исследователи отмечают, что торжественная речь была посвящена какому-либо злободневному вопросу текущей современности и именно в силу этой повышенной эмоциональности производила сильное впечатление.

В ряде случаев к эпидейктическим речам можно отнести и некоторые протокольно-этикетные выступления, цель которых не только соблюсти традиции общения в данной ситуации, предписания этикета, но и воодушевить слушателей, пробудить чувства восторга, благодарности, преданности  и т.п., что полностью совпадает с задачами эпидейктической речи.

В настоящее время можно говорить о жанре нравоучительной, воспитательной беседы и критических выступлениях начальника по отношению к подчиненным. С риторической точки зрения и хвалебные, и ругательные речи относятся к одному и тому же виду.

Несмотря на многообразие жанров, эпидейктическая речь обладает комплексом содержательных и структурных элементов, а главное, общей целью – возбуждение у слушателей чувств и эмоций.  

 

Речевое взаимодействие

Помимо информационной, важнейшая функция языка – коммуникативная: общение, установление и поддержание контакта между членами общества.

Ежедневно мы вступаем в разговор с самыми разными собеседниками на бытовые, профессиональные, специальные темы вовсе не с целью победить, убедить, подчинить себе оппонента. Значительную долю наших коммуникативных взаимодействий с другими людьми – и долю совершенно необходимую для психологического здоровья личности – составляет «бесцельное» свободное общение ради удовольствия, отдыха, обмена положительной энергией с хорошо знакомыми или порой вовсе не знакомыми людьми.

Речевое общение как социальное взаимодействие связано с дискурсом. Дискурс – связная речь в совокупности с нелингвистическими обстоятельствами её протекания, речь во взаимосвязи с живой жизнью: её событийным контекстом, социальными и психологическими характеристиками. Дискурс + речевая  ситуация =  речевое событие. То, насколько ярко светит для вас солнце, в основном зависит от общего результата множества мелких и, казалось бы, незначительных происшествий, в которых участвовали вы, ваша речь и окружающие – назовём эти происшествия речевыми событиями. (Впечатления от разговоров, даже в транспорте может возникнуть речевое взаимодействие).

Речевое событие – основная единица речевой коммуникации. Оно складывается из двух составляющих: 1) из того, что говорится, сообщается (словесная речь), и того, чем она сопровождается (мимика, жесты и пр.), –поток речевого поведения; 2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение (да и сами участники). Звучащее слово – живую речь, произносимую в процессе развертывания речевого события, – в современной лингвистике и риторике называют дискурсом (от лат. discurro, discursum – рассказывать, излагать, но также бегать туда и сюда). Совокупность элементов речевого события, включающая его участников, отношения между ними и обстоятельства, в которых происходит общение, называют речевой ситуацией.        

Речевое взаимодействие может быть успешным или, напротив, не достичь своей цели. Поэтому важно знать условия успешного общения и причины коммуникативных неудач, которые могут возникнуть между оратором и аудиторией, да и вообще между собеседниками. Рассмотрим, в первую очередь, условия успешного общения.

1.     Необходимым условием возникновения диалога и успешного его завершения является потребность в общении, коммуникативная заинтересованность. Успешность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижения собеседниками согласия.

2.     Настроенность на мир собеседника.

3.     Главным условием успешного речевого общения является умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение, интенцию) говорящего.

4.     Успешность речевого общения зависит от способности говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события. Это в первую очередь связано с возможностью различной концептуализации окружающего мира.

5.     На успешность речевого общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общения, (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние – все это может предопределять судьбу разговора. Различают общение контактное и дистантное, непосредственное –опосредованное, устное – письменное. Межличностное пространство, расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу. Предел допустимого расстояния: Межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5 – 1,2 м; социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2 – 3,7 м; публичное расстояние – 3,7 м и более. Разговор «творят» речевые отрезки (реплики), темп,  жесты, мимика, взгляды, позы. Разговор развивается во времени. Атмосфера диалога становится не менее существенной, чем его содержание.

6.     Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм речевого этикета .

Речевое общение во многом формируется неязыковыми факторами и конструирует внеязыковые сущности: отношения, действие, состояние, эмоции, знания, убеждения и т.д. Поэтому и успешность речевого общения, и неудачи далеко не всегда зависят от выбора говорящими языковых форм.

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Факторы, приводящие к коммуникативной неудаче: 

1.     Чуждая коммуникативная среда сводит на нет усилия участников общения, так как в такой среде царит дисгармония, отсутствует настроенность собеседников на феноменальный внутренний мир друг друга.

2.     Серьёзным основанием для отчуждения участников разговора может быть нарушение паритетности общения.

3.     Коммуникативные замыслы собеседников не будут осуществлены, не возникнет согласие, если живое речевое общение будет ритуализовано. При этом нарушается правило искреннего доброжелательного отношения к собеседнику.

4.     Причиной нарушения контакта с собеседником и прекращения разговора может быть неуместное замечание в адрес слушателя по поводу его действий, личностных качеств, которое может быть истолковано как недоброжелательное отношение говорящего.

«Кто не считается с обстоятельствами, кто не в меру болтлив, кто хвастлив, кто не считается ни с достоинством, ни с интересами собеседников и вообще кто несуразен и назойлив, про того говорят, что он «неуместен» (Цицерон). Несовпадение социокультурных особенностей участников общения также может повлечь за собой неуместные фразы, приводящие к коммуникативному провалу. Юмористический финал диалога, приведенного в статье Н.Н.Трошиной: «Коммерсант Майсль приезжает из Черновцов в Вену. Вечером он хочет пойти в Бургтеатр. Он спрашивает в кассе театра: «Ну, что у вас сегодня на сцене?» – «Как вам будет угодно». – «Отлично! Пусть будет королева Чардоша». (Бургтеатр – драматический театр. «Как вам будет угодно» – пьеса Шекспира).

5.     Непонимание и недостижение собеседниками согласия может быть вызвано целым рядом обстоятельств, когда коммуникативные ожидания слушателя не оправдываются. (низкий уровень языковой компетенции – прийти на бровях, неясность слов-терминов, разный уровень знаний, психологические пристрастия, разное осмысление одних и тех же фактов и событий).

Жанры речевого общения

Первое четкое разделение форм речевого общения было произведено Аристотелем. Большая роль в выделении бытовых речевых жанров принадлежит М.М.Бахтину. По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, дневник.

В настоящее время разговорная речь вызывает большой интерес целого ряда наук как выразитель между языком и условиями его применения, а также носитель сведений о городской и национальной культуре.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»