Тема 9. Классификации родов и видов красноречия. Академическое красноречие

 

Слово дано для того, чтобы свои понятия сообщать другому

М.В.Ломоносов

 

Ораторское искусство никогда не было однородным. Красноречие за время своей многовековой истории не раз подвергалось классификации. Так, как Вы помните, Аристотель в своей «Риторике» выделял три рода риторических речей: совещательные, судебные, эпидейктические. Внутри этих родов рождались различные виды красноречия, которые впоследствии получили определенные названия. Афинская рабовладельческая демократия способствовала развитию социально-политического красноречия («филиппики» Демосфена). Высокого мастерства в полемике достигли философы (академическое красноречие). На основе научных диалогов развивалось учебное (или дидактическое) красноречие, достигшее в Древней Греции высокого уровня (диалоги Сократа). Примером военного красноречия могут служить речи Перикла, государственного деятеля.    

В «Риторике» Аристотеля много внимания уделено красноречию дружеской беседы, где выражаются свои мнения. Не меньшее место Аристотель отводит и судебному красноречию, видя в нем средство борьбы за справедливость и истину. Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная  с составлением документов, договоров, с торговыми связями.

Современная научная и методическая литература отмечает многообразие видов ораторской речи и классифицирует их по различным основаниям. Одни авторы делят устные выступления на монологические и диалогические, другие – на эмоциональные и рациональные. В настоящее   время роды и виды красноречия выделяются на основе их содержания и условий высказывания.

 Наиболее полно классификация современного красноречия представлена в книге Г.З.Апресяна «Ораторское искусство». Автор выделяет следующие основные роды красноречия:

 

 

Каждый род объединяет определенные виды в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения. Род в ораторском искусстве – это более или менее установившийся раздел красноречия. Вид – жанр ораторского искусства.

Хотя данная классификация в целом верно и достаточно полно отражает современное ораторское искусство, однако, по мнению самого автора, не охватывает всех видов красноречия. В ней не представлены дискуссионные и полемические речи, виды красноречия, применяемые на радио и телевидении, слово за «круглым столом», ответы на пресс-конференции. Классификация, представленная Г.З.Апресяном, дополнена, расширена и уточнена А.Е.Михневичем. В её основе лежат представления о многообразии форм современной общественной жизни, учет целей и функций публичной речи, а также способов и форм её произнесения. Наряду с вышеназванными  он выделяет следующие роды красноречия: парламентское как разновидность социально-политического, дипломатическое, военное, торговое (реклама), лекционно-пропагандистское, диалогическое.

Существуют и другие классификации. П.Сопер в книге «Основы искусства речи» предлагает делить речь в зависимости от целевой установки:

1. Развлекательная речь. Такую речь часто слышишь на банкете или  в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время. Она должна развлечь и потешить слушателей.

2. Информационная речь. Задача информационной речи не только пробудить любознательность. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) в ней не должно быть ничего спорного;

б) она должна вызывать пытливость;

в) она должна удовлетворять запросы слушателя;

г) сообщение должно быть актуально.

3. Воодушевляющая речь. Агитационные речи можно разбить на три  группы: речи с целью воодушевить, речи с цель убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. Сюда относятся речи на политических , спортивных, военно-патриотических собраниях, проповеди, речи в ознаменовании событий, беседы о моральных и общественных ценностях.

4. Убеждающая речь. Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, которых оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе.

5.  Речь, призывающая к действию. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих. Для речей такого типа, т.е. агитационных, присущ характерный только для них элемент, они должны заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чём просит оратор.

М.Р.Львов в своей классификации за основу  берет сферу социальной деятельности говорящих. В соответствии с этим он выделяет следующие виды речей: речи политические, дипломатическое общение, деловая речь (бизнес, хозяйственная деятельность), военное красноречие, академическое красноречие, педагогическое общение, правовая сфера, судебное красноречие, духовно-нравственное красноречие, бытовое общение близких, диалоги с самим собой (внутренняя речь, мысленная).

Классификация жанров красноречия может осуществляться и по другому основанию. А.К. Михальская в основание классификации кладет речевое намерение говорящего.

Цель говорящего

Тип речи

Примеры жанров

1.Сообщить, информировать

Информирующая

Новостные программы; информация о прогнозе погоды; лекция; доклад

2.Высказать и доказать свое мнение

Аргументирующая

Все виды спора; теледебаты; полемика

3.Побудить к действию

Агитирующая

Митинговая речь

4.Обсудить проблему с помощью партнера, найти истину 

Эвристическая

Деловые переговоры

5.Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного

Эпидейктическая

Воспитательная речь, обращенная к ребенку; поздравительная речь, тост

6.Доставить удовольствие самому себе и партнеру самим процессом речевого акта как таковым

Гедонистическая

Дружеская беседа, разговор

 

В любой реальной речи редко осуществляется только одна из названных в таблице целей говорящего.

 

Академическое красноречие

 

Академическое красноречие включает следующие виды: лекция вузовская (цикловая, эпизодическая), научный доклад, научный обзор, научное сообщение, или информация.

В России академическое красноречие окончательно сложилось в I-й половине XIX века с пробуждением общественно-политической мысли. Однако ещё в XVIII веке Е.Р.Дашкова вводит чтение лекций и открывает общедоступные курсы по основным отраслям наук для всех желающих слушателей «на российском языке». Устная научная речь, живое научное слово высоко ценилось в России XIX века. Образ «идеального» профессора был немыслим без риторического мастерства. На лекции выдающихся ученых приходили, как в театр – театр мысли, учебные лекции превращались в публичные. В дальнейшем лекции для широкой аудитории – научно-популярные – стали читаться специально. В истории утверждения значимости науки, в распространении передовых научных идей, в подготовке специалистов-профессионалов огромную роль сыграли такие крупные ученые и мастера академического красноречия, как филолог Федор Иванович Буслаев, историки Василий Осипович Ключевский и Тимофей Николаевич Грановский, химик Дмитрий Иванович Менделеев, анатом Иван Михайлович Сеченов, физиолог Пётр Францевич Лесгафт, ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев; в ХХ веке – философ Алексей Федорович Лосев, психиатр Пётр Борисович Ганнушкин, геохимик Владимир Иванович Вернадский, геолог Александр Евгеньевич Ферсман, биолог Николай Иванович Вавилов, физик Лев Давидович Ландау, литературный критик и литературовед Корней Иванович Чуковский, литературовед и писатель Ираклий Луарсабович Андроников, филолог Юрий Михайлович Лотман. В наши дни живое публичное слово также  составляет сердцевину приобщения к науке, вузовского образования.

Академическое красноречие помогает формированию научного мировоззрения. Этот род красноречия отличается большой информативностью, аргументированностью, наличием большого количества терминов, общенаучных и абстрактных слов. Здесь преобладает имя существительное, активны безличные и возвратно-безличные формы. Синтаксис логический, фраза отличается грамматической и логической полнотой, преобладают конструкции, в которых выражаются причинно-следственные отношения.

Адресатами произведений научной речи, академического красноречия преимущественно являются специалисты, подготовленные к восприятию научной информации.

Научная статья, монография, тезисы (статьи, доклада), научный доклад как жанры научного стиля адресованы сообществу ученых, т.е. адресату, который, как и адресант, работает в сфере науки  и относительно равен ему или сопоставим с ним по эрудиции. В учебном пособии, учебнике, научно-методической статье, лекции актуализируется цель – преподнести научное знание, объективно науке уже известное, однако новое для данного адресата. При изложении лекции, научного доклада, сообщения или информации следует учитывать то, что слушатели будут фиксировать (по-разному) значимую для них информацию в форме записи отдельных положений. Учёт этого обстоятельства влияет на организацию высказывания, на отбор чётких, точных выражений и на его произнесение, в частности на темп речи.

Остановимся подробнее на лекции. Лекция (от лат.lectio –чтение) возникла ещё в эпоху Средневековья и представляла собой в  XIII веке  чтение Священного Писания с комментариями. Однако лекторы средневековых университетов постепенно перешли от комментирования Библии и Корана к воскрешению в памяти слушателей источников античной мудрости и гуманистической философии. Развитие науки, культуры, производства вызвало к жизни новый тип лектора-просветителя, пропагандиста научных знаний. Это движение к просветительству захватило и Россию, пробужденную к активной научной жизни деятельностью Петра I. Открывшиеся академии и университеты породили целую плеяду русских ученых, возглавляемых М.В.Ломоносовым. Именно он создал условия для развития академического красноречия.

Лекция – это устно-речевое произведение на определенную тему, которое содержит новую для аудитории информацию. Текст лекции представляет рассуждение, которое развертывается по-разному. Стремление придать речи выразительность побуждает лектора использовать живой рассказ, описание, характеристику и т.д. У хорошего лектора свой индивидуальный стиль чтения лекций.

По разновидностям устной речи выделяют следующие типы лекций: лекция-монолог, лекция-диалог, диалогизированный монолог. В школьной и вузовской практике используется учебная лекция. Учебная лекция    подготовленное развернутое высказывание. Для установления контакта с аудиторией лектор может переходить к беседе со слушателями. Возникает диалогизированный монолог. Речевая структура лекции непосредственно формируется во время непосредственного общения с аудиторией и во многом зависит от её поведения.

Испытываете ли Вы затруднения при написании курсовых работ, например, как писать: мною поставлена задача или нами поставлена задача, я попытался доказать или мы попытались доказать? По возможности следует избегать употребления того и другого варианта, заменяя их предложениями типа: « В этой работе предпринята попытка доказать». Хорошо использовать безличные конструкции: на основе выполненного анализа можно утверждать. 

 

Духовное (церковно-богословское) красноречие

 

Древний род красноречия на религиозной основе, имеющий глубокие традиции и богатый опыт. Риторика в России зарождалась и укреплялась в монастырях – центрах древнерусской книжности. Выделяют проповедь (слово), которую произносят с церковного амвона или в другом месте для прихожан и которая соединяется с церковным действием, и речь  официальную, адресованную самим служителям церкви (речь на соборе) или другим лицам, связанным официальным действием. После крещения Руси в 988 году начинается период освоения (христианской) византийской духовной культуры, комментирования и толкования священных текстов, а также период осмысления собственной истории и государственности. Развивается торжественное (панегирическое) красноречие, проявляющееся в виде проповедей и речей, посвященных важным церковным датам и государственным событиям.

В лоне церкви зарождается и развивается учительное (дидактическое, наставительное) красноречие, направленное на моральное наставление, воспитание людей. В проповедях священнослужителей осуждаются пороки (гнев, гордыня, лицемерие, болтливость, корыстолюбие) и превозносятся достоинства (трудолюбие, милосердие, мужество, терпение, любовь к Отечеству).

Образцами духовного красноречия являются «Слово о законе и благодати митрополита Илариона» (XI век), проповеди Кирилла Туровского (XII век),  Симеона Полоцкого (XVII век), Тихона Задонского (XVIII век), митрополита Московского Филарета (XIX век), патриарха Московского и всея Руси Пимена (XX век). Традиции духовного красноречия умножаются и развиваются трудами наших современников. Авторитетным проповедником был протоирей Александр Мень, велики заслуги митрополита Антония Сурожского, много и талантливо работает диакон Андрей Кураев, активно участвует в общении с широкой аудиторией СМИ патриарх Кирилл.

Учебники по риторике, появившиеся в XVII веке, также связаны с развитием православия. Духовное красноречие изучает наука о христианском церковном проповедничестве – гомилетика (род публичной монологической речи, построенный на основе собеседования с адресатом, от греч. homileo «общаюсь с людьми») характеризуется соединением информационной и воздействующей составляющих, особым доверительным отношением адресата к ритору, их неоднократным общением. Гомилетические тексты реализуются в устной форме при непосредственном общении сторон, хотя подготовка такого текста завершается его письменным оформлением.

Особенности духовно-нравственной речи:

·        речь неторопливая рассудительная, без эмоциональных взрывов;

·        отлично отработанная дикция;

·        частое цитирование библеизмов (или Сур из Корана);

·        синтаксис речи четкий, предложения не слишком велики;

·        высоки требования к культуре речи.

В духовных учебных заведениях уделяется серьезное внимание постановке голоса, пению, интонациям, тембру, «полетности» голоса; здесь важны заучивание огромного количества текстов, выразительное чтение. Духовной среды не коснулся кризис риторики, ее запреты в ХХ веке.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»