Тема 5. Диспозиция как раздел риторики. Классические части композиции речи. Логичность речи

 

Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец.

Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу

Энтони Иден

 

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. (inventa disponere – расположить изобретенное).

Диспозиция (расположение) классически определяется как искусство организации сообщения, т.е., говоря современным языком, искусство композиции. «Изобретенных идей соединение в пристойный порядок» (М.В.Ломоносов). Это второй раздел риторики; он содержит рекомендации к построению речи, к композиции произведения. Это первые наброски плана, выбор типа и жанра выступления, наметки начала, главной части, концовки. Перед автором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно с большой ответственностью отнестись к работе над композицией речи.

 

Композиция речи

Композиция (лат.compositio – составление, сочинение) – 1.Строение, соотношение и взаимное расположение частей.2. Произведение сложное или неоднородное по своему составу.3.Теория сочинения музыкальных произведений.4.Материал, полученный  в результате комбинирования разнородных компонентов (спец.).

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Наряду со словом «композиция» употребляются также близкие по смыслу слова «построение, структура».

Необходимо правильно строить свою речь. Например, на сообщение «Зимние Олимпийские  игры» автор затратил 10 минут – из них 8 говорил об истории Олимпийских игр и только 2 минуты непосредственно по теме. Слушатели остались недовольны.

План – основа композиции. Назначение планов и их виды

Приступая к работе     над композицией речи, необходимо, прежде всего, определить порядок, в котором будет излагаться материал, т.е. составить план. План – это модель проектируемого выступления. На разных этапах подготовки речи составляются разные по цели и назначению планы. После выбора темы выступления рекомендуется составить предварительный план  будущей речи. После того как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал, составляется рабочий план.  Он помогает продумать структуру выступления. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий вопросы, которые будут освещаться в выступлении. Он пишется не столько для оратора, сколько для слушателей. Хотя план речи не всегда оглашается оратором. Чаще всего план сообщается в лекциях, докладах, научных сообщениях. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих  речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из 3-6 пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты  разбить на подпункты. В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. Микротемный план – предельная детализация отдельных вопросов.

Иногда говорят, что план сковывает оратора, снижает его творческое начало и не дает простора для импровизации. Возможно, что в такой критике есть доля истины. Импровизация – Божий дар, и ею владеет не каждый. Многие ораторы, составив план речи, полного текста не составляют, импровизируют его, и в этих случаях план помогает им: он как ведет оратора, не дает ему сбиться с намеченного пути или пропустить что-либо важное.

 

Составные элементы композиции. Начало, развертывание и завершение речи

После написания плана оратору необходимо поработать над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой структурой устного выступления с античных времен считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть, заключение. Развернутая композиция включает до вступления начало речи, введение.

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Начало речи может открываться специальными оборотами, которые превратились в своеобразные клише – ораторские этикетные формулы. Это может быть обращение, приветствие, представление, изъявление радости: Уважаемые коллеги…, я рад счастливой возможности выступить перед вами…

Вступление несет чрезвычайно важную нагрузку: « Доброе начало – полдела». Оно должно задать атмосферу взаимной заинтересованности оратора и слушателей, обеспечить их расположенность друг к другу и настроить аудиторию к доверительному и благожелательному или, во всяком случае, заинтересованному восприятию той информации, которую должен сообщить говорящий.

Слушатели бывают по-разному настроены перед началом речи, т.к. руководствуются разными мотивами: интерес к теме, обязанность присутствия и т.д.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение её для данной  аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается теория вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Значимость вводной части речи была известна еще с древности: «Предисловие есть начало речи – то же, что в поэтическом тексте пролог, а игре на флейте – прелюдия. Она как бы прокладывает путь для последующего». (Аристотель. Риторика). Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

А.Ф.Кони писал, что первые слова лектора должны быть просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» - вступлений может быть очень много. Существует ряд приемов (проблемный вопрос, прием апелляции к непосредственным интересам аудитории, обращение к личности оратора, апелляция к авторитетам, к официальным источникам информации; игровая ситуация, юмористическое замечание, исторический анекдот).

Когда лектор ощутил, что контакт с аудиторией налажен и её внимание устремлено на него (предмет речи), он должен перейти к центральному этапу своего выступления – к основной части.

Главная часть – самая большая по длительности часть публичного выступления. Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Главная часть – наиболее ответственная в ораторском выступлении. В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. В качестве элементов основной части выступают изложение и аргументация.

В главной части формулируется основная мысль речи. Она может быть дана в начале главной части или в конце выступления. Такое расположение главной мысли диктуется психологическим законом памяти – «фактором края» или «законом первого и последнего места»: лучше запоминается то, что в начале или в конце последовательности событий. Основная мысль пронизывает все выступление.

Выступающий должен сохранять устойчивое внимание аудитории на протяжении всей лекции. Надо тщательно продумать переходы от одной части к другой. Внешне они могут выглядеть контрастными и даже неожиданными, но все части выступления должны раскрывать единство замысла и логику изложения материала.

Существует ряд методов, используя которые порознь или сочетая их между собой, лектор может наиболее осмысленно, а значит, и успешно выстроить основную часть своего публичного выступления. Это хронологический (или исторический) метод, метод концентрического или ступенчатого построения материала, метод аналогий, дедуктивный и индуктивный способы интересующей темы.

При изложении системного материала чаще всего применяют ступенчатый метод, когда тема развертывается последовательно (пример –  вузовские лекции). Хронологический (исторический) метод уместен в выступлениях, где надо показать динамику событий, последовательность технологических процессов. При концентрическом методе говорящий   систематически возвращается к исходному пункту, рассматривая его  каждый раз под новым углом зрения. К методу аналогии (аналогия – это параллель, уподобление различных явлений, процессов, идей) целесообразно прибегать в тех случаях, когда неизвестное становится постижимым, понятным, будучи поставленным в параллель известным, знакомым, удобопонятным.

Дедуктивный и индуктивный методы относятся к построению лекции опосредованно.

Каким бы методом ни пользовался оратор в своем выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. При работе над композицией следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для подтверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам.

         Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, обобщение. Анализ – мысленное  расчленение объектов, предметов на составные части. Синтез – соединение в целое частей объекта. Сравнение – это мысленное установление сходства или различия предметов. Обобщение    это объединение отдельных предметов в некотором понятии.

         Важное значение при  подготовке речей имеет соблюдение законов логики. Перечислим основные законы логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

         Закон тождества формулируется следующим образом: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же содержание или смысл, сколько бы раз она ни повторялась, то есть в данном рассуждении (споре, дискуссии) каждое понятие должно употребляться в одном и том же смысле.

       Закон противоречия (непротиворечия) гласит: «Два противоположных высказывания об одном и том же предмете в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными».

        Закон исключенного третьего формулируется так: «Из двух противоречащих суждений одно должно быть истинным, другое ложным, а третьего не дано.

         Закон достаточного основания опирается на аргументированность речи: «Любая мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана ранее».

         В ораторской речи для убеждения слушателей используются аргументы-доводы в обоснование каких-либо положений. Аргументы делятся на два вида: 1.Аргументы к существу дела. 2.Аргументы к человеку: аргумент к авторитету, аргумент к публике, аргумент к личности, аргумент к тщеславию, аргумент к жалости… Цель привлечения таких аргументов – воздействовать на слушателя эмоционально.

         Конец речи, или заключение является важной композиционной частью любого выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление. Неудачное заключение губит порой неплохую речь. Вы, наверняка, были свидетелями, как выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произносит заключительных слов. Некоторые ораторы в конце речи приносят извинения за то, что у них не было достаточно времени  на подготовку. Этого делать не следует.

         «Конец речи, – писал А.Ф.Кони, – должен закруглить её, то есть связать с началом; конец – разрешение всей речи …Он должен быть таким, чтобы слушатели поняли, что дальше говорить нечего».

         Основные задачи заключительной части выступления можно определить следующим образом:

         1)суммировать и подытожить материал, изложенный в лекции (суммирующее заключение). Говорящему следовало вернуться к важнейшим положениям основной части и построить заключение как напоминание о них.

         2)усилить впечатление, произведенное выступлением и  закрепить в сознании слушателей его основные положения.

         3)поставить перед аудиторией конкретные задачи и создать психологическую платформу для их выполнения. 

         Апеллирующее заключение – способ «эмоционально покинуть речевую ситуацию». Такое заключение предполагает прямое обращение к чувствам слушателей. Часто оно используется в практике адвокатских речей.

         Типологизирующее заключение – это заключение, которое ставит сообщение в перспективу, т.е. оно дает слушателям ещё один шанс понять сообщение, углубить представление о предмете, показать его с новой неожиданной стороны, прогнозировать результаты сообщения.

         Заключение должно быть сжатым, кратким. Оно подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях не должно быть противоречий с основной частью, стилистических диссонансов.

         Некоторые приемы построения заключения:

1.             Краткое повторение основных проблем и выводов + приём отрицания.

2.             Обобщение сказанного и постановка задач.

3.             Прием указания перспектив.

4.             Иллюстративная концовка.

5.             Лозунг-призыв мощно воздействует на аудиторию, если он  созвучен её настроению или контрастен ему.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять, призывать к активной деятельности.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»