ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"

Юридический институт

 

Производство по обращениям граждан в административной деятельности таможенных органов Российской Федерации

 1. Понятие, виды и формы обращений граждан

            Согласно ст. 4 Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан:

обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в пись­менной форме или в форме электронного документа предложение, заявле­ние или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (и. 1);

предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государствен­ных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятель­ности государства и общества (и. 2);

заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. либо критика деятельности указан­ных органов и должностных лиц (п. 3);

жалоба просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (п. 4).

Кроме названных видов обращений граждан специальными нормативными правовыми актами и законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены также такие виды обращений граждан, как ходатайство и петиция.

Ходатайство это «официальная просьба или представление, адресованное государственным органам (общественной организации) вышестоящей инстанции... Примерами являются: ходатайство о приеме в гражданство или выходе из гражданства Российской Федерации, о регистрации инициативной группы по проведению референдума, о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем и др..

Петиция «форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства или местного самоуправления с предложением принять определенный нормативный акт или решение (как правило, с приложением проекта) либо рассмотреть соответствующий вопрос на заседании органа»2.

На практике встречаются также и обращения граждан, не имеющие нормативного закрепления. Примером является открытое письмо.

Открытое письмо «специфический вид обращения к определенным властным структурам в прессе (в настоящее время — в сети Интернет), предназначенный для широкой огласки. С ним выступает гражданин или группа лиц, не обладающие властными полномочиями (работники науки, культуры, представители мелкого, среднего и крупного бизнеса и дру­гие категории граждан) с целью повлиять на общественные процессы или публично значимые, по их мнению, ситуации. Такими обращениями осуществляется попытка публично обозначить возникшую проблему не только перед системой государственного управления, но и перед общественностью. Публикуются с подписями отдельных участников или групп, в которые они объединены».

Как правило, причинами, служащими основанием для подачи гражда­нами обращений, являются: нарушение их прав и свобод: незаконное привлечение к ответственности; получение необходимой информации; получение государственных услуг; гражданская инициатива, направленная на улучшение государствен­ного управления, обозначение своего мнения; реализация прав и свобод и др.

Могут быть различные классификации обращений.

По числу лиц, направивших обращение: единоличные или коллективные.

По форме подачи обращений: устные (обращения на личном приеме, по телефону, на публичных мероприятиях); письменные (поданные с помо­щью обычного почтового отправления, факсимильной связи, фельдъегерской службы, телеграммой, электронной почты, опубликованные в СМИ) и др.

Субъекты института производства по обращениям граждан

«Выделяют две группы субъектов института обращений граждан. Первая группа - лица, которые обладают правом па подачу. Вторая — круг субъектов, которым адресовано это обращение и на которых возлагается обязанность его принять, рассмотреть, разрешить поставленные в обраще­нии вопросы, принять но нему необходимые меры»[1].

Правом на обращение обладают: граждане Российской Федерации — лица, имеющие гражданство Российской Федерации; иностранные граждане — лица, не имеющие гражданства Российской Федерации и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лица без гражданства — физические лица, не имеющие гражданства Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; коллектив или объединение граждан — два или более лица, имеющие заинтересованность в разрешении вопросов, затрагиваемых в едином обращении.

К субъектам, полномочным рассматривать обращения граждан, относят: государственные органы; органы местного самоуправления; должностные лица.

Орган государственной власти составная часть государственного аппарата, образованная для выполнения функций государства и наделенная для этого государственно-властными полномочиями.

Орган местного самоуправления - избираемые непосредственно насе­лением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо, лицо, постоянно, временно или по специаль­ному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В таможенных органах полномочия рассматривать обращения граждан имеют: ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, их должностные лица.

В соответствии с Положением о Федеральной таможенной службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 г. № 809 ФТС России организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.

  

2. Понятие и сущность производства по обращениям граждан. Цели и принципы производства по обращениям граждан

Производство по обращениям граждан — один из видов административной юрисдикционной деятельности органов государственной администрации. В таможенных органах производство по обращениям граждан это регламентированная процессуальными нормами деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на рассмотрение и разреше­ние предложений, заявлений, жалоб и других обращений граждан.

Результаты юридических действий на каждой стадии производства по обращениям порождают новые правовые последствия, влекущие дальнейшее процессуальное движение материалов.

Производство по обращениям граждан характеризуется «эстафетой субъектов, работающих с обращениями» при смене стадий. Одни работники осуществляют прием и регистрацию обращений граждан, другие их рассматривают, третьи осуществляют контроль над производством по обра­щениям граждан»[2].

В целом от четкой с точки зрения права регламентации производства по обращениям граждан во многом зависит решение проблем реализации прав человека, своевременность принятия новых или корректировка действующих нормативных правовых актов.

Говоря об административной деятельности таможенных органов как подзаконной, государственно-властной, исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на организацию, практическое решение задач и выполнение функций таможенных органов в сфере организации и функционирования таможенного дела, в рамках данного параграфа отдельное внимание обратим на осуществляемое в таможенных органах производство по такому виду обращений, как жалоба.

Справедливо утверждение, что административно-таможенные процедуры, реализуемые в деятельности таможенных органов, должны защищать граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, однако данной цели названные процедуры достигают далеко не всегда. В связи с этим в ходе реализации таможенных процедур возникает необходимость в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

Административные правоотношения в ходе реализации института права жалобы порождаются не только позитивными действиями, но и действиями, которые носят противоправный характер. В связи с этим граждане, юридические лица, а также индивидуальные предприниматели вынуждены прибегать к восстановлению или защите своих нарушенных прав.

Соответственно, обращаясь к вопросу о производстве по обращениям граждан в административной деятельности таможенных органов, в первоочередном порядке целесообразно уделить внимание производству по жалобам.

Заметим, что законодательством предусмотрены три формы защиты нарушенных прав: судебный способ защиты; административный способ защиты: самозащита.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогич­ного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством РФ о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня:

когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его нрав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на пего какой-либо обязанности;

истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством.

Говоря о содержании жалобы в административно-юрисдикционном процессе, необходимо отметить, что жалоба подается в произвольной форме и должна содержать следующую информацию:

кем подастся жалоба (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица, его место жительства или нахождения);

реквизиты обжалуемого постановления (наименование таможенного органа, должностным лицом которого оно вынесено, номер дела об административном правонарушении, дата вынесения, лицо, в отношении которого вынесено);

причины несогласия с вынесенным постановлением, а также оригиналы либо надлежащим образом заверенные копни документов, которыми могут быть подтверждены изложенные в жалобе обстоятельства;

требования лица, обращающегося с жалобой (об изменении постановления: об отмене постановления и о прекращении производства по делу; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение, об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности);

почтовый адрес, помер телефона, факса (если имеются), но которому лицо, обратившееся с жалобой, может быть извещено о дате, месте и времени рассмотрения жалобы;

имеющиеся у лица ходатайства;

перечень прилагаемых к жалобе документов;

иные сведения, которые лицо считает необходимым для рассмотрения жалобы[3].

Жалоба подписывается подавшим ее лицом. В жалобе, поданной юридическим лицом, указывается должностное положение лица, которым она подписана. От имени юридического лица жалоба может быт», подписана генеральным директором (директором) либо иным лицом, имеющим полномочия па подписание жалобы от имени юридического лица.

Жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии постановления. В случае получения конин постановления по почте конверт, подтверждающий дату получения копии постановления, прилагается к жалобе.

Пропущенный по уважительной причине срок для подачи жалобы может быть восстановлен по письменному ходатайству лица, подавшего жалобу, на основании приложенных к жалобе документов, которые подтверждают обстоятельства пропуска срока обжалования. Указанное хода­тайство может содержаться как в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть под­писана лицом, обратившимся с жалобой. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:

наименование таможенного органа пли должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя. отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;

существо обжалуемого решения, действия (бездействия).

Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может не представлять документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Учитывая специфику таможенных отношений, было бы вполне целесообразно в законодательстве установить более сокращенные сроки рассмотрения таможенных жалоб, а также установить жесткий режим ответственности за нарушения сроков рассмотрения соответствующей жалобы. Кроме того, в целях защиты участников соответствующих административных отноше­ний было бы вполне целесообразно как принцип производства по жалобам закрепить институт самозащиты лица, обратившегося с жалобой. Суть данного института должна состоять в том, что, если ответ на жалобу не получен вовремя, но по ней принято положительное решение и обратившийся с жалобой гражданин или хозяйствующий субъект может требовать возмещения причиненного вреда, а также восстановления нарушенного нрава[4].

Жалоба рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в таможенный орган РФ материалов дела об административном правонарушении. Рассмотрение жалобы может быть отложено в случае неявки лица, обратившегося с жалобой, если отсутствуют сведения о надлежащем изве­щении его, дате, времени и месте рассмотрения жалобы и от него не посту­пило ходатайство о проведении рассмотрения в его отсутствие, удовлетворения ходатайства об отложении рассмотрения жалобы, а также в случае проведения дополнительных процессуальных действий, необходимых для принятия законного и обоснованного решения.

В таможенных органах РФ не рассматриваются жалобы по существу в следующих случаях:

пропущен срок подачи жалобы, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока или причины пропуска не были признаны уважительными;

в жалобе не указаны реквизиты обжалуемого постановления, вследствие чего оно не может быть идентифицировано;

жалоба подана одновременно в суд;

но обжалуемому постановлению имеется принятое ранее решение таможенного органа или суда;

жалоба подписана неправомочным лицом либо лицом, не подтвердившим свои полномочия на подачу жалобы.

Относительно самозащиты необходимо обратить внимание, что самозащита такая форма защиты, которая дает возможность самостоятельными действиями, основанными на законе, защищать нарушенные права в административных правоотношениях без обращения в компетентные органы.

Каждая из названных форм защиты имеет свои преимущества и недостатки. Как отмечает А.И. Столмаков, «проблема соотношения административных и судебных методов обеспечения законности состоит не в том, чтобы противопоставлять их друг другу, а в том. чтобы, опираясь на оба эти метода, правильно их использовать, памятуя, что те и другие являются правовыми средствами и играют важную роль»[5].

Административно-правовые методы защиты нередко бывают более эффективными, чем судебная защита. Эффективность административно-правовой защиты прав граждан и юридических лиц в механизме реализации института права жалобы проявляется в оперативности разрешения дела, исправления ошибок и др.

Согласно Федеральному закону о порядке рассмотрения обраще­ний граждан гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Данная информация должна содержаться и в жалобе, которая адресуется должностным лицам таможенной службы.

Правовую основу института права жалобы, в деятельности таможенных органов в настоящее время составляют специальные нормативные правовые акты: ТК ТС, КоАП РФ, Федеральный закон о порядке рассмотрения обращений граждан и др.

Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа пода­ется в вышестоящий таможенный орган.

Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления. В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу. Жалоба на решение, действие (бездействие) федеральной службы, уполномоченной в области таможенного дела, подается в эту службу.

Если административно-правовые средства защиты прав физических и юридических лиц не дали положительного результата, то, возможно, использовать судебные средства защиты. Судебный контроль в исследуемой сфере может проявить себя в двух формах: во-первых, судебный контроль может осуществляться за деятельностью должностных лиц таможенных органов; во-вторых, судебный контроль может осуществляться за законностью административных решений принимаемых должностными лицами таможенных органов.

 

 3. Гарантии права граждан на обращение в органы государственной администрации

Статья 33 Конституции РФ гарантирует гражданам Российской Федерации право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Гарантия (от фр. garantie — обеспечение) ? это предусмотренное законом обязательство, в силу которого какое-либо лицо (в частности, юрисдикционный орган или должностное лицо) отвечает перед другими (гражданами) при неисполнении или ненадлежащим исполнении своих обязательств.

Согласно статье 5 Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан, регулирующего данную сферу, при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральных! законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в адми­нистративном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ:

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Безопасность гражданина в связи с его обращением гарантирует ст. 6, названного Федерального закона, согласно которой:

«1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведе­ний, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов».

В целом в качестве основных гарантий реализации института обращений можно сформулировать следующие положения:

запрещаются любые формы ограничения прав граждан на обращения в зависимости от пола, социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и т.д.;

использование гражданином права на обращение является свободным и добровольным, никто не может принудить его использовать это право либо век препятствовать его волеизъявлению;

нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения обращений, их необъективное разбирательство, принятие необоснованных, нарушающих законодательство РФ и субъектов РФ решений, предоставле­ние недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни граждан влекут ответственность виновных должностных лиц;

в случаях преследования гражданина за содержащуюся в обращении критику виновные должностные лица также будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РФ;

граждане вправе лично участвовать в рассмотрении вопросов, содержащихся в их обращениях, получать информацию о ходе и результатах рассмотрения;

гражданину (по его просьбе) гарантируется неразглашение сведений о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы;

гражданам принадлежит право обращаться в суд с заявлением о возмещении материального и морального вреда, причиненного ему в результате нарушения органом государственной власти или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»