ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный университет"

Юридический институт

 

Административные правонарушения

1. Виды административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов

            Опираясь на общее понятие административного правонарушения, содержащееся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, можно дать следующее определение этого термина применительно к области таможенного дела.

Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством ТС и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Административные правонарушения в области таможенного дела в ТС посягают на экономические интересы и безопасность государств-членов ТС населения стран, экологическое благополучие, морально-нравственные устои общества.

Нормативной основой административной ответственности в сфере таможенного дела на таможенной территории РФ является КоАП РФ, который определяет систему административных наказаний и принципы их применения; круг субъектов, уполномоченных привлекать виновных лиц к административной ответственности; процедуру привлечения к админи­стративной ответственности и ее процессуальную форму, а также составы административных проступков в сфере таможенного дела.

Учитывая интеграционные особенности таможенного регулирования (ст. 1 ТК ТС; ст. 2 Федерального закона о таможенном регулировании) на современном этапе, противоправные деяния в области таможенного дела посягают на общественные отношения в сфере: порядка перемещения товаров и средств международной перевозки через таможенную границу ТС; порядка их перемещения по единой таможенной территории ТС при нахождении под таможенным контролем; порядка таможенного оформления, выпуска и использования това­ров и средств международной перевозки в соответствии с заявленной тамо­женной процедурой применения мер таможенного контроля; правил установления и взимания таможенных платежей; правил предоставления участникам внешнеэкономической деятель­ности таможенных льгот и пользования ими; реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, осуществляющими права владения, пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами (нормальную работу таможенных органов).

Нормы гл. 16 КоАП РФ — эго юридическое основание административной ответственности в области таможенного дела. Фактическим основанием для наступления административной ответственности является реально совершенное нарушение таможенных правил, которое, как уже отмечалось, должно обладать совокупностью объективных и субъективных признаков (составом): объектом таможенного правонарушения; объективной стороной таможенного правонарушения; субъектом таможенного правонарушения; субъективной стороной таможенного правонарушения.

Общий признак для всех видов правонарушений в сфере таможенного дела посягательство на общественные отношения, урегулированные нормами таможенного права ТС и Российской Федерации.

Также следует напомнить, что к компетенции таможенных органов относятся и иные виды административных правонарушений, которые таможенные органы правомочны пресекать (возбуждать дела об административных правонарушениях): правонарушения в области валютного законодательства — ст. 15.25 «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютной) регулирования; в области предпринимательской деятельности, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.10 «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)», в области охраны собственности — ч. 1 ст. 7.12 «Нарушение авторских и смежных нрав, изобретательских и патентных прав»; административные правонарушения, связанные с неуплатой административного штрафа, ч. 1 ст. 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания» и другие нормы КоАП РФ.

 

2. Состав административных правонарушений в области таможенного дела 

В теории административного права под составом административного правонарушения понимается «единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. Состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объект — это «общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым причиняется вред либо угроза причинения вреда. В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объект таможенного правонарушения».

В зависимости от степени конкретизации выделяют родовой (общий) и непосредственный объект таможенного правонарушения. Родовой объект таможенного правонарушения — это урегулированные нормами таможенного права России и ТС общественные отношения. От объекта таможенного правонарушения следует отличать его пред­мет, являющийся признаком объекта и представляющий собой вещь материального мира, посредством воздействия на которую совершается правонарушение (товары, перемещаемые с сокрытием от таможенного контроля вещи; товары, утраченные вследствие непреодолимой силы; незадекларированные валюта и иные денежные инструменты).

Объективная сторона таможенного правонарушения — внешнее выражение правонарушения, которое включает деяние и его признаки, описанные в диспозиции правоохранительной нормы гл. 16 КоАП РФ.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность.

Анализируя объективную сторону правонарушения, необходимо учитывать многообразие проявлений данного элемента состава. Содержание объективной стороны характеризуют такие квалифицирующие признаки, как повторность, неоднократность, злостность, систематичность противо­правного посягательства.

Объективная сторона правонарушений, влекущих ответственность юридических лип, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные правила.

Признаки индивидуального субъекта правонарушения можно разделить на две группы:

общие, которыми должны обладать любые лица, привлекаемые к административной ответственности. Это ? достижение 16-летнего возраста (ст. 2.3) и вменяемость (ст. 2.8);

специальные, связанные с особенностью их деятельности (должностное лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) либо особенностью правового статуса лица (военный, призванный на военные сборы, имеющее специальное звание, несовершеннолетний, гражданин, иностранец, лицо без гражданства). Если норма не содержит специальных признаков субъекта, следовательно, к ответственности по ней может привлекаться любой субъект, обладающий общими признаками субъекта.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и применительно к физическим лицам может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Вопросы вины юридических лиц за нарушения таможенных правил ранее вообще никогда не стояли. В Таможенном кодексе РФ в понятии нарушения таможенных правил отсутствовал признак виновности. По данному поводу профессор Б.Н. Габричидзе выступал с критикой в адрес законодателя, он говорил: «Не совсем понятно, почему среди признаков такого нарушения (нарушения таможенных правил – далее НТП) не названа вина. По-видимому, законодатель счел само собой разумеющимся наличие вины при совершении противоправного действия или бездействия и, соответственно, излишним упоминание указанного признака»[1].

Каждая форма вины важна для квалификации деяния, индивидуализации административных наказаний и т.д. В КоАП РФ они разграничены в конкретных составах. В ряде его статей прямо указывается на умышлен­ную форму вины. Но в большинстве случаев умышленную форму вины можно установить только на основе анализа всех сторон состава административного правонарушения и прежде всего его объективной стороны. Умышленная вина может служить основанием для применения к правонарушителю более строгого наказания.

Содержание умышленной вины определяется характером административного правонарушения, состав которого может быть формальным и материальным. Формальным признается такой состав правонарушения, который не предусматривает наступление при его совершении какого-либо общественно опасного, вредного последствия. Устанавливается только факт нарушения того пли иного правила (например, нарушение таможенных правил).

Материальный состав включает в себя кроме противоправного действия или бездействия обязательное наступление в результате совершения административного правонарушения общественно опасных последствий.

Новым законодательством, устанавливающим административную ответственность за нарушения таможенных правил, на таможенные органы четко и недвусмысленно возложена обязанность доказывания вины юридических лиц в совершении административного правонарушения. КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит «виновность лица в совершении административного правонарушения» (п. 3 ст. 26.1).

Рассмотрим более подробно некоторые составы нарушений таможенных правил в соответствии с КоАП РФ.

Статья 16.1. «Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, нарушившие установленный порядок прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС, а также порядок убытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки с таможенной территории ТС.

Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюсти порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу ТС, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры (ст. 2.1, 2.2).

Объект правонарушения ? порядок прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС, а также порядок убытия товаров и (или) транспортных средств между народной перевозки с таможенной территории ТС.

Объективные стороны административных правонарушений, предусмо­тренных ч. 1—3 ст. 16.1, выражаются в форме соответствующих действий, перечисленных в диспозициях названных частей ст. 16.1.

Статья 16.1 устанавливает административную ответственность:

за нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных законодательством государств — членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории ТС помимо мест пере­мещения товаров через таможенную границу ТС либо иных установленных законодательством государств-членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа (ч. 1);

сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ТС (ч. 2);

сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам (ч. 3).

Статья 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, на которых в соответствии с законодательством ТС, законодательством РФ о таможенном деле возложена обязанность декларирования товаров.

Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность декларирования (достоверного декларирования) в соответствии с требованиями законодательства, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения — порядок таможенного оформления товаров.

Объективные стороны административных правонарушении, предусмотренных ч. 1—3 ст. 16.2, выражаются в форме бездействия (недекларирования) либо действия (недостоверного декларирования) и состоят в невыполнении обязанности но декларированию товаров по установленной форме (ч. 1 ст. 16.2) или в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в декларации на товары либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений (ч. 2 и 3 ст. 16.2).

Статья 16.2 устанавливает административную ответственность:

за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 (ч. 1);

заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера (ч. 2);

заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС, запретов и ограничений (ч. 3).

Статья 16.3. «Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граж­дане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, в обязанности которых входило соблюдение порядка применения запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию либо при вывозе товаров с таможенной территории ЕАЭС или Российской Федерации, установленных законодательством ЕАЭС и (или) РФ.

Субъективная сторона — для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения порядка применения запретов и ограничений в соответствии с требованиями законодательства ЕАЭС или РФ, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения — порядок ввоза товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации.

Объективные стороны административных правонарушений, предусмотренных ч. 1?2 ст. 16.3 КоАП РФ, выражаются в перемещении через таможенную границу ЕАЭС (или ввоз в Российскую Федерацию, или вывоз из Российской Федерации) товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, в нарушение установленного порядка применения этих запретов и ограничений.

Статья 16.3 устанавливает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств членов ЕАЭС. решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Феде­рации. за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Статья 16.4. «Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане), перемещающие наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, перемещаемые через таможенную границу ТС, на которых в соответствии с законодательством ТС возложена обязанность декларирования по установленной форме иностранной валюты или валюты РФ.

Субъективная сторона может выражаться в форме умысла или неосторожности.

Объект правонарушения — порядок перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможен­ную границу ТС.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме бездействия и состоит в недекларировании либо недостоверном декларировании физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ТС и подлежащих письменному декларированию.

Субъектом правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, нарушившие режим зоны таможенного контроля.

Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения режима зоны таможенного контроля, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения ?порядок перемещения товаров, транспортных средств или лиц через границу зоны таможенного контроля.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме действия и состоит в перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.

Статья 16.6. «Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, не принявшие необходимых мер в случае возник­новения аварии или действия непреодолимой силы при осуществлении перевозки товаров и (или) транспортных средств.

Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность порядок перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения ? установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля при доставке товаров и транспортных средств и таможенном транзите товаров.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме бездействия и состоит в непринятии перевозчиком мер в случаях, изложенных в диспозициях ч. 1 ст. 16.6 и ч. 2 ст. 16.6.

Статья 16.6 устанавливает административную ответственность:

за непринятие перевозчиком в случае аварии, действия непреодо­лимой силы или возникновения иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы ТС, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, мер по обеспечению сохранности товаров и (или) транспортных средств, за исключением случаев безвозвратной утраты товаров и (или) транспортных средств вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ч. 1):

несообщение перевозчиком в ближайший таможенный орган об аварии, о действии непреодолимой силы или о возникновении иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия либо в место пересечения таможенной границы ТС, осуществлению остановки или посадки водного или воздушного судна в установленных местах либо перевозке товаров в соответствии с таможенным транзитом, о месте нахождения товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение перевозки товаров и (или) транспортных средств в ближайший таможенный орган или в иное указанное таможенным органом место (ч. 2).

Статья 16.7. «Представление недействительных документов при совершении таможенных операций».

Субъектами правонарушения могут быть физические лица (граждане, должностные лица, предприниматели без образования юридических лиц) или юридические лица, представившие в таможенный орган недействительные документы при совершении таможенных операций.

Субъективная сторона для физических лиц может выражаться в форме умысла или неосторожности. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность при совершении таможенных операций представления в таможенный орган действительных документов, но оно не приняло для этого все зависящие от него меры.

Объект правонарушения ? установленный порядок совершения таможенных операций.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в форме действия и состоит в представлении декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному липу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшем за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств-членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами РФ запретов и ограничений.

Статья 16.18 устанавливает административную ответственность:

за невывоз с таможенной территории ТС физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза (ч. 1);

неосуществление физическими лицами обратного ввоза в Российскую Федерацию временно вывезенных товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному обратному ввозу (ч. 2).

Статья 16.19. Несоблюдение таможенной процедуры» устанавливает административную ответственность: за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.1, ч. 2 и 3 ст . 16.2 (ст. 16.17 (ч. 1); пользование или распоряжение товарами в нарушение таможенной процедуры, под которую они помещены, в том числе передача права  использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно (ч. 2): незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении (ч. 3).

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»