| ||||||||
|
| |||||||
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 1. Цели применения и виды мер обеспечения Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях являются одной из разновидностей мер административного принуждения, применяемых в рамках процессуальной деятельности органов государственной администрации. Они применяются уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. Применение какой-либо меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении сопровождается составлением протокола[1]. Административное принуждение чаще всего проявляется как реакция на совершение правонарушений и применяется для фиксации доказательств и обеспечения производства для своевременного и правильного рассмотрения административного дела. В соответствии с ч. I ст. 27.1 КоАП РФ уполномоченными должностными лицами таможенных органов при выявлении нарушений таможенных правил могут применяться меры обеспечения производства в следующих целях: пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте совершения административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого решения. Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещении, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации. В контексте данной темы следует дать определение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Д.Н. Бахрах считает, что мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях[2]. Так, Ю.А. Соколов видит меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях как систему, построенную с учетом определенных принципов и структурных связей между составляющими ее элементами[3]. Рассуждая о мерах обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, Е.И. Сидоров считает, что сущность этих мер заключается в том, что они представляют собой урегулированные нормами административного права процессуальные действия должностных лиц таможенных органов принудительного характера, а также способы реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей граждан и иных должностных лиц[4]. Анализируя приведенные выше определения, представляется обоснованным поддержать точку зрения ученых считающих, что под мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях следует понимать совокупность процессуальных действий, которые осуществляются уполномоченными лицами в процессе возбуждения и разрешения дел об административных правонарушениях, обнаружения и приобщения (процессуального оформления) орудий и предметов правонарушений, выявления и установления личности правонарушителя, а также обнаружения, закрепления и приобщения доказательств по делу об административном правонарушении Следует полагать, что для правоприменителя, прежде всего, важно четко определить предназначение и конкретные условия применения той или иной меры обеспечения. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 2 ст. 27.1 КоАП PФ).
2. Общая характеристика мер обеспечения производства, применяемых таможенными органами Сущность этих мер заключается в том, что они представляют собой урегулированные нормами административного права процессуальные действия должностных лиц таможенных органов принудительного характера, а также способы реализации процессуальных прав и исполнения процессуальных обязанностей граждан и иных должностных лиц. Основания применения данных мер, как правило, включают в себя две части: юридическую и фактическую. Юридическим основанием является правовая норма, которая определяет возможность применения каждой конкретной меры при наличии обстоятельств, при которых она может реализовываться. Фактическим основанием применения мер обеспечения производства, является совершение правонарушения или подозрение в его совершении[5]. К мерам обеспечения производства, которые могут применять таможенные органы РФ при возбуждении дел об административных правонарушениях, КоАП РФ относит следующие. Доставление — принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Должностными лицами таможенных органов доставление осуществляется при выявлении нарушений таможенных правил в служебное помещение таможенного органа (ст. 27.2). Административное задержание кратковременное ограничение свободы физического лица. Может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (административное задержание должностные лица таможенных органов вправе осуществлять при выявлении нарушений таможенных правил), производится должностными лицами таможенных органов РФ, непосредственно обнаружившими административное правонарушение (ст. 27.3). Личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, а также осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов проводится в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 27.7). Изъятие вещей и документов. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств но делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в ст. 27.2. 27.3, 28.3 (статья 27.10). Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении может быть применена в отношении юридического лица должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, в случае обнаружения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений в соответствии со ст. 27.8. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. О случаях, не терпящих отлагательства, при которых данная мера обеспечения производства но делу может быть применена в отсутствие владельца арестованных вещей. Об аресте товаров, транспортных средств и других вещей составляется протокол независимо от составления протокола о применении других мер обеспечения производства по делу, а также протокола об административном правонарушении (ст. 27.14). В соответствии со ст. 27.15 КоАП РФ («Привод») должностное лицо таможенного органа может при производстве использовать такую меру обеспечения производства, как привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, предусмотренную ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ. Из данных норм следует, что такая мера обеспечения применяется только на стадии рассмотрения и не применяется на стадии возбуждения дела об административном правонарушении[6]. Таможенный кодекс Таможенного союза в гл. 16 и 19, а также гл. 20 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» содержат указание на порядок и формы проведения таможенного контроля. Статья 110 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит в своей норме перечень форм таможенного контроля, к которому относятся: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности по ним; таможенная проверка. Подводя итог, можно сделать следующий вывод: в действующем законодательстве имеются пробелы и коллизии по применению мер обеспечения производства по делам о нарушении таможенных правил, которые требуют его дальнейшего совершенствования и корректировки с целью повышения эффективности их применения.
| ||||||||
| ||||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |