Лекция 7. Организация медико-социальной помощи населению.

 

Функции бакалавра социальной работы в процессе оказания медико-социальной помощи населению

Социальная работа – это профессиональная деятельность, объектом которой являются люди, нуждающиеся в социальной помощи, поддержке, социаль­ных услугах. Социальная помощь – совокупность социальных услуг, разносторонняя медико-социальная, социально-психологическая, со­циально-педагогическая, социально-бытовая, правовая поддержка ин­дивида, семьи, социальной группы, общины в проблемных, кризисных, критических, стрессовых ситуациях и состояниях, оказываемая как го­сударственными, так и негосударственными службами.

Цели социальной работы:

1)                             совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями;

2)                             помогать им в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам;

3)                             способствовать повышению эффективности этих источников.

Функции социальной работы:

1)                             помогать людям в улучшении их способностей решать самостоя­тельно их проблемы и справляться с их трудностями;

2)                             помогать людям в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи;

3)                             облегчать и совершенствовать отношения между людьми в рам­ках различных систем помощи населению.

В соответствии с такой моделью постановки социальной работы выделяются различные базовые системы организации ее практики.

Комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней: место самого клиента; реальные мишени воздействия, направленного на позитивную динамику ситуации в целом; конкретные пути, типы, способы, приемы действия. Составляется подробный план действий, определяются "ближние" и "дальние" перспективы работы, направление и последовательность действий и т. д.

Деятельность бакалавра по социальной работе вытекает из его основных функций:

– социально-медицинская – организует работу по профилактике здоровья, по преодолению болезненных состояний, реадаптации после излечения и т. д.;

– диагностическая – заключается в том, что социальный работник изучает особенности личности, семьи, группы людей, степень и на­правленность влияния на них микросферы и ставит "социальный диаг­ноз";

– прогностическая – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает оп­ределенные модели социального поведения;

– правозащитная – использует законы и правовые акты, направлен­ные на оказание помощи и поддержки индивида, его защиту;

– организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;

– предупредительно-профилактическая – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

а также: социально-педагогическая; психологическая; социально-бытовая: коммуникативная и т. д.

Следует учитывать, что "социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности в области профессий типа "человек-человек". Представляется целесообразным учитывать обобщенные нормативные требования, предъявляемые в странах с развитой службой социальной помощи к социальной работе. Так, Американская ассоциация социальных работников формулирует их следующим образом: "Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели".

Подробнее рассматривая требования к социальным работникам в общем плане, можно сформулировать их таким образом: социальный работник должен:

– иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, законо­дательства, информатики;

– обладать высокой общей культурой;

– владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения;

– обладать "супервидением", т. е. предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию;

– обладать определенной социальной приспособленностью;

– иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну;

– обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным:

– уметь принимать решения в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Начало формы

 

Конец формы

 

Начало формы

 

Конец формы

 

Начало формы

 

Конец формы

 

Организация лечебно-профилактической помощи населению

Типы и виды учреждений здравоохранения.

К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:

  • амбулаторно-поликлинические (амбулатории, городские поликлиники, здравпункты,  фельдшерско-акушерские пункты, косметологические лечебницы, поликлиники на водном транспорте, поликлиники на железнодорожном транспорте, стоматологические поликлиники, центральные районные поликлиники и т. д.);
  • больничные (городские больницы, детские больницы, центральные районные больницы, больницы на водном транспорте, больницы на железнодорожном транспорте, специализированные больницы, частные лечебницы);
  • диспансеры (врачебно-физкультурные, кардиологические, кожно-венерологические, наркологические, онкологические, противотуберкулезные, психоневрологические и т. д.);
  • учреждения охраны материнства и детства (родильные дома, дома ребенка, ясли, молочные кухни);
  • станции скорой и неотложной медицинской помощи и переливания крови;
  • санаторно-курортные учреждения (санатории, детские санатории, курортные поликлиники, грязелечебницы, санатории-профилактории).

К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: са­нитарно-эпидемиологические (центры государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора, дезинфекционные стан­ции, противочумные станции, изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте), санитарного просвещения (центры медицинской профилактики, дома санитарного просве­щения и т. д.).

Существуют также учреждения судебно-медицин­ской экспертизы (бюро судебно-медицинской экспертизы),

К аптечным учреждениям относятся: (аптеки, аптечные базы, аптечные киоски, аптечные магазины, аптечные склады, базы и склады медицин­ской техники, магазины медицинской техники и оптики, кон­трольно-аналитическая лаборатория).

Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения за­нимают лечебно-профилактические учреждения. Основными принципами их деятельности являются преемственность в рабо­те различных учреждений, и, прежде всего поликлиник и стацио­наров, единство лечения и профилактики, участковый принцип обслуживания, диспансерный метод работы, общедоступность и специализация врачебной помощи.

Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) (по определению ВОЗ) –  удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное об­служивание, приближенное к месту жительства и работе. Это первый этап охра­ны здоровья населения. Именно ПМСП определяет осуществле­ние основного принципа отечественного здравоохранения – профилактики, так как является наиболее массовой медицин­ской службой. Оказание ПМСП является одной из гарантий ме­дико-социальной помощи.

ПМСП включает все виды амбулаторно-поликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможе­ние, санитарно-противоэпидемические учреждения. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейного врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. Следует отметить, что в деятельности семейного врача значи­тельная роль отводится организации медико-социальной помо­щи (совместно с органами социальной защиты населения, бла­готворительными организациями, службами милосердия) одино­ким престарелым, инвалидам, хроническим больным. С целью совершенствования ПМСП в настоящее время созданы дет­ские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реа­билитации, медико-генетические консультации и т. д.

     Амбулаторно-поликлиническая помощь населению. Амбулаторно-поликлинические уч­реждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в ши­рокой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных по­ликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшер­ско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь яв­ляется самым массовым видом лечебно-профилактической по­мощи населению. Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории.

Поликлиника (от греч. polls – город и klinike – врачевание) – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, пред­назначенное для оказания медицинской, в том числе специали­зированной, помощи больным, а при необходимости – для об­следования и лечения больных в домашних условиях. В поли­клинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.). Основной принцип работы поликлиники – территориаль­но-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и меди­цинской сестрой закреплен участок с определенным числом жите­лей.

Амбулатория – это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять меди­цинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и боль­ным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от по­ликлиники меньшими объемом работы и возможностями спе­циализированной медицинской помощи. В амбулаториях, рас­полагающихся, как правило, в сельской местности, ведется при­ем лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия.

Основными задачами поликлиники являются:

  • оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи населению в поликлинике и на дому;
  • организация и проведение диспансеризации населения;
  • организация и проведение профилактических мероприя­тий среди населения с целью снижения заболеваемости, инвалидности, смертности;
  • экспертиза временной нетрудоспособности;
  • организация и проведение работы по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганда здорового об­раза жизни.

Диспансеризация является основным средством профилакти­ки в отечественной системе здравоохранения. Диспансеризация – это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудо­способности и продления периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания. Она состоит из не­скольких этапов. В начале выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости). На следующем этапе обследу­ют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают усло­вия труда и быта. На третьем этапе составляют план профилак­тических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Затем активно и систематически наблюдают за больным, прово­дят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровитель­ные мероприятия.

Санитарно-просветительную работу, формирование здорового образа жизни, госу­дарственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия). Именно на этом этапе должна быть наиболее активной социальная работа с больными людьми.

Стационарная медицинская помощь.

В стационарах (от лат. stationarius – неподвижный) или больнич­ных учреждениях медицинская помощь оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях. В больничные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, а также больные, за которыми необходимо постоянное наблюдение или применение таких методов исследования, как операции, частые внутривенные, внутримы­шечные или подкожные инъекции, переливание крови и т. п., которые невозможны или затруднены в амбулаторных услови­ях – дома или в поликлинике.

   Реабилитационные учреждения.

 

Неотъемлемой составной частью госслужбы реабилитации инвалидов являются реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм, типов, видов. Реабилитация инвалидов и лиц пожилого возраста осуществляется и в домах-интернатах. Основные задачи реабилитационных учреждений заключаются в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разработке планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении, в осуществлении мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Учреждения реабилитации осуществляют  свою деятельность во взаимодействии с органами гос. власти и учреждениями гос. службы медико-социальной экспертизы и общественными объединениями. Учреждения гос. службы реабилитации инвалидов создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению учредителя – органа исполнительной власти, входящего в состав гос. службы реабилитации инвалидов. 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»