| ||||||
|
| |||||
Лекция 7. Организация медико-социальной помощи населению.Функции бакалавра социальной работы в процессе оказания медико-социальной помощи населению Социальная работа – это профессиональная деятельность, объектом которой являются люди, нуждающиеся в социальной помощи, поддержке, социальных услугах. Социальная помощь – совокупность социальных услуг, разносторонняя медико-социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-бытовая, правовая поддержка индивида, семьи, социальной группы, общины в проблемных, кризисных, критических, стрессовых ситуациях и состояниях, оказываемая как государственными, так и негосударственными службами. Цели социальной работы: 1) совершенствовать способности каждого человека самостоятельно решать свои проблемы и справляться со своими трудностями; 2) помогать им в обращении за необходимой помощью к официальным и неофициальным источникам; 3) способствовать повышению эффективности этих источников. Функции социальной работы: 1) помогать людям в улучшении их способностей решать самостоятельно их проблемы и справляться с их трудностями; 2) помогать людям в установлении инициативных связей между ними и различными системами помощи; 3) облегчать и совершенствовать отношения между людьми в рамках различных систем помощи населению. В соответствии с такой моделью постановки социальной работы выделяются различные базовые системы организации ее практики. Комплексный подход позволяет объемно подойти к проблемной ситуации в целом, определить в ней: место самого клиента; реальные мишени воздействия, направленного на позитивную динамику ситуации в целом; конкретные пути, типы, способы, приемы действия. Составляется подробный план действий, определяются "ближние" и "дальние" перспективы работы, направление и последовательность действий и т. д. Деятельность бакалавра по социальной работе вытекает из его основных функций: – социально-медицинская – организует работу по профилактике здоровья, по преодолению болезненных состояний, реадаптации после излечения и т. д.; – диагностическая – заключается в том, что социальный работник изучает особенности личности, семьи, группы людей, степень и направленность влияния на них микросферы и ставит "социальный диагноз"; – прогностическая – прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения; – правозащитная – использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки индивида, его защиту; – организационная – способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению; – предупредительно-профилактическая – приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся; а также: социально-педагогическая; психологическая; социально-бытовая: коммуникативная и т. д. Следует учитывать, что "социальная работа представляет собой один из самых многоплановых и трудоемких видов профессиональной деятельности в области профессий типа "человек-человек". Представляется целесообразным учитывать обобщенные нормативные требования, предъявляемые в странах с развитой службой социальной помощи к социальной работе. Так, Американская ассоциация социальных работников формулирует их следующим образом: "Социальная работа – это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели". Подробнее рассматривая требования к социальным работникам в общем плане, можно сформулировать их таким образом: социальный работник должен: – иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, физиологии, экономики, законодательства, информатики; – обладать высокой общей культурой; – владеть информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения; – обладать "супервидением", т. е. предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь свою позицию; – обладать определенной социальной приспособленностью; – иметь профессиональный такт, способный вызывать симпатию и доверие у окружающих, соблюдать профессиональную тайну; – обладать эмоциональной устойчивостью, уметь добросовестно исполнять свой долг, оставаясь спокойным, доброжелательным и внимательным: – уметь принимать решения в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Начало формы
Конец формы
Организация лечебно-профилактической помощи населению Типы и виды учреждений здравоохранения. К лечебно-профилактическим учреждениям относятся:
К санитарно-профилактическим учреждениям относятся: санитарно-эпидемиологические (центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, дезинфекционные станции, противочумные станции, изоляционно-пропускные пункты на железнодорожном транспорте), санитарного просвещения (центры медицинской профилактики, дома санитарного просвещения и т. д.). Существуют также учреждения судебно-медицинской экспертизы (бюро судебно-медицинской экспертизы), К аптечным учреждениям относятся: (аптеки, аптечные базы, аптечные киоски, аптечные магазины, аптечные склады, базы и склады медицинской техники, магазины медицинской техники и оптики, контрольно-аналитическая лаборатория). Ведущее место в структуре учреждений здравоохранения занимают лечебно-профилактические учреждения. Основными принципами их деятельности являются преемственность в работе различных учреждений, и, прежде всего поликлиник и стационаров, единство лечения и профилактики, участковый принцип обслуживания, диспансерный метод работы, общедоступность и специализация врачебной помощи. Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) (по определению ВОЗ) – удовлетворение потребностей населения (каждого лица, семьи и общины) путем предоставления медицинских услуг при первом контакте с системой здравоохранения, комплексное обслуживание, приближенное к месту жительства и работе. Это первый этап охраны здоровья населения. Именно ПМСП определяет осуществление основного принципа отечественного здравоохранения – профилактики, так как является наиболее массовой медицинской службой. Оказание ПМСП является одной из гарантий медико-социальной помощи. ПМСП включает все виды амбулаторно-поликлинической помощи, службу скорой и неотложной помощи, родовспоможение, санитарно-противоэпидемические учреждения. Предусмотрен переход к организации ПМСП по принципу семейного врача (врача общей практики). Основной функцией семейного врача является оказание населению многопрофильной амбулаторной медицинской помощи. Следует отметить, что в деятельности семейного врача значительная роль отводится организации медико-социальной помощи (совместно с органами социальной защиты населения, благотворительными организациями, службами милосердия) одиноким престарелым, инвалидам, хроническим больным. С целью совершенствования ПМСП в настоящее время созданы детские реабилитационные центры, центры реабилитации женщин с патологией беременности, кабинеты медико-социальной реабилитации, медико-генетические консультации и т. д. Амбулаторно-поликлиническая помощь населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения предназначены для оказания помощи приходящим больным, а также больным в домашних условиях. В настоящее время амбулаторно-поликлиническую помощь оказывают в широкой сети амбулаторий и поликлиник, входящих в состав больниц, в самостоятельных городских поликлиниках и сельских врачебных амбулаториях, диспансерах, специализированных поликлиниках, женских консультациях, здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах и т. д. В этих учреждениях начинают и заканчивают лечение примерно 80 % всех больных и лишь 20 % больных подлежат госпитализации. Таким образом, амбулаторно-поликлиническая помощь является самым массовым видом лечебно-профилактической помощи населению. Типы учреждений внебольничной помощи утверждены в 1978 г. Министерством здравоохранения СССР. Ведущими среди них являются поликлиники и амбулатории. Поликлиника (от греч. polls – город и klinike – врачевание) – многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания медицинской, в том числе специализированной, помощи больным, а при необходимости – для обследования и лечения больных в домашних условиях. В поликлинике прием ведут врачи различного профиля (терапевты, кардиологи, гастроэнтерологи, окулисты, хирурги), а также функционируют диагностические кабинеты (рентгеновский, эндоскопический, лаборатория, физиотерапевтический кабинет и др.). Основной принцип работы поликлиники – территориально-участковый, когда за участковым врачом-терапевтом и медицинской сестрой закреплен участок с определенным числом жителей. Амбулатория – это лечебно-профилактическое учреждение, которое, как и поликлиника, предназначено осуществлять медицинскую помощь приходящим в амбулаторию больным и больным в домашних условиях. Принцип работы амбулатории также территориально-участковый, но амбулатория отличается от поликлиники меньшими объемом работы и возможностями специализированной медицинской помощи. В амбулаториях, располагающихся, как правило, в сельской местности, ведется прием лишь по небольшому числу специальностей (не более пяти): терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия. Основными задачами поликлиники являются:
Диспансеризация является основным средством профилактики в отечественной системе здравоохранения. Диспансеризация – это активное, динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, периодического наблюдения и комплексного лечения заболевших, оздоровления труда и быта, для предупреждения развития болезни, восстановления трудоспособности и продления периода активной жизнедеятельности. Диспансеризация предполагает обследование и лечение больных вне обострения заболевания. Она состоит из нескольких этапов. В начале выявляют больных (по результатам медицинских осмотров или по обращаемости). На следующем этапе обследуют больного, оценивают состояние его здоровья, изучают условия труда и быта. На третьем этапе составляют план профилактических и лечебных мероприятий, оформляют документацию. Затем активно и систематически наблюдают за больным, проводят индивидуальное профилактическое лечение, оздоровительные мероприятия. Санитарно-просветительную работу, формирование здорового образа жизни, государственные и общественные мероприятия по борьбе с факторами риска для здоровья осуществляют на заключительном этапе (профилактические мероприятия). Именно на этом этапе должна быть наиболее активной социальная работа с больными людьми. Стационарная медицинская помощь. В стационарах (от лат. stationarius – неподвижный) или больничных учреждениях медицинская помощь оказывается в основном при наиболее тяжелых заболеваниях. В больничные учреждения госпитализируют больных, которые нуждаются в экстренной медицинской помощи, а также больные, за которыми необходимо постоянное наблюдение или применение таких методов исследования, как операции, частые внутривенные, внутримышечные или подкожные инъекции, переливание крови и т. п., которые невозможны или затруднены в амбулаторных условиях – дома или в поликлинике. Реабилитационные учреждения.
Неотъемлемой составной частью госслужбы реабилитации инвалидов являются реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм, типов, видов. Реабилитация инвалидов и лиц пожилого возраста осуществляется и в домах-интернатах. Основные задачи реабилитационных учреждений заключаются в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, разработке планов и программ проведения реабилитации в конкретном учреждении, в осуществлении мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Учреждения реабилитации осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами гос. власти и учреждениями гос. службы медико-социальной экспертизы и общественными объединениями. Учреждения гос. службы реабилитации инвалидов создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению учредителя – органа исполнительной власти, входящего в состав гос. службы реабилитации инвалидов.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |