Лекция 6.  Методики организации ИТ подразделения от компании Microsoft

 

Цель: Изучение особенностей методологий управления ИТ - инфраструктурой, разработанных компанией Microsoft, на основе концепции ITIL.

 

План:

1.        Методология Microsoft Operations Framework: 

·         Модель процессов;

·         Модель команды;

·         Модель управления рисками.

2.          Методология Microsoft Solution Framework:  

·         Модель проектной группы;

·         Модель процессов;

·         Дисциплина управления проектами;

·         Дисциплина управления рисками;

·         Дисциплина управления подготовкой.

 

Краткий конспект лекции

В 1994 году, стремясь достичь максимальной отдачи от ИТ-проектов, компания Microsoft выпустила в свет пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению решений, построенных на основе своих технологий. Эти знания базируются на опыте, полученном Microsoft при работе над большими проектами по разработке и сопровождению программного обеспечения, опыте консультантов Microsoft и лучшем из того, что накопила на данный момент ИТ-индустрия. Всё это представлено в виде двух взаимосвязанных и хорошо дополняющих друг друга областей знаний: Microsoft Operations Framework (MOF) и Microsoft Solution Framework (MSF):

·             Microsoft Operations Framework - это методология, описывающая процесс эксплуатации информационных систем для достижения  максимальной надежности и доступности.

·             Microsoft Solution Framework - пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению информационных систем.

Аналитики Microsoft считают, что для эффективной работы ИТ подразделения необходимо определять текущие потребности бизнес подразделения в сервисах и услугах, эффективно использовать существующие технические решения для предоставления этих услуг. При разработке MOF и MSF компания Microsoft ориентировалась на основные положения библиотеки ITIL.

MOF версии 4.0 предоставляет собой практическое пособие для ежедневной ИТ-практики и различных видов деятельности ИТ-пдразделения, помогая установить и внедрить необходимые ИТ сервисы. MOF 4.0  охватывает полный жизненный цикл ИТ, интегрируя:

  1. процессы для планирования, предоставления, эксплуатации и управления ИТ;
  2. ИТ руководство, риски и соответствующую деятельность;
  3. управленческую отчётность;
  4. лучшие практики Microsoft Solutions Framework.

Руководство MOF охватывает все виды деятельности, последовательности выполнения работ и процессов, вовлечённых в управление ИТ сервисами, включая: их концепции, разработку, эксплуатацию, обслуживание, модификацию. MOF организует эти виды деятельности и процессы в функции управления ИТ сервисами, SMF (Service Management Functions) - функции, которые взаимно группируются в фазы, отражающие жизненный цикл сервиса. Каждая SMF привязана к фазе жизненного цикла сервиса и содержит неповторимый набор целей и результатов, поддерживающий цели данной фазы. Готовность ИТ сервиса к переходу в следующую фазу подкрепляется управленческой отчётностью, которая гарантируют, что поставленные цели достигнуты и цели ИТ согласованы с целями всей организации.

Руководство MOF содержится в 23 документах:

  1. Обзор MOF 4.0 – описывает все содержание MOF и его цели. Это идеальное место, с которого новичок может увидеть всю большую картину целиком.
  2. Обзор 4-х фаз MOF – написан, в первую очередь, для ИТ менеджеров и директоров, ищущих лучшее управление стратегией ИТ сервисов. Обзоры предоставляют введение в фазу, описывают функции управления сервисами внутри неё и детализируют возможные управленческие отчёты.
  3. 16 SMF- функций – содержат специфические виды деятельности и последовательности выполнения работ, разработанные, в первую очередь, для ИТ профессионалов, которые будут внедрять эту деятельность.
  4. Глоссарий – определение терминов, часто используемых в MOF.
  5. Таблица соответствия ранних версий MOF версии 4.0.

MOF содержит три основные модели:

·         Модель процессов (MOF Process Model);

·         Модель команды (MOF Team Model);

·         управления рисками (MOF Risk Model).

Модель процессов  (или модель процессов эксплуатации) можно представить как расширение и реорганизацию процессов, описанных в книгах «Предоставление ИТ-услуг» и «Поддержка ИТ-услуг» библиотеки ITIL. В MOF Process Model собраны процессы управления обслуживанием информационных систем, которые представлены в виде SMF- функций. Модель процессов предполагает, что команда, обслуживающая информационную систему, ответственна за управление всеми изменениями в инфраструктуре. Наиболее эффективный путь контроля над такими изменениями — группировка родственных служб в серию так называемых «выпусков» (групп изменений), каждый из которых может планироваться и управляться отдельно. Модель процессов MOF описывает жизненный цикл каждого выпуска. Каждая группа функций соответствует определенному этапу жизненного цикла услуги. Процессная модель MOF версий 2.0 и 3.0  представлена в виде 20 SMF-функций, распределенных на четыре квадранта: Изменение, Обслуживание (Эксплуатация), Поддержка, Оптимизация.

Процессная модель MOF версии 4.0 отличается от предыдущих версий и выделяет следующие четыре этапа жизненного цикла ИТ услуг: планирование, внедрение, эксплуатация, управление.

Модель команды (или модель команды  эксплуатации). Одна из основных ценностей модели команд MOF состоит в формализации и явном распределении ролей между всеми участниками процесса эксплуатации, обеспечении согласованного взаимодействия с внешними и внутренними проектными командами. В модели описаны: передовой опыт по созданию групп ролей для оптимального структурирования команд эксплуатации; основные активности и навыки, выполняемые и необходимые в каждой из групп ролей; принципы масштабирования команды в организациях различных типов и размеров; рекомендации по комбинированию ролей; связь модели команд MOF с моделью команд MSF.

В модель команды MOF входит семь ролевых групп

·         Release: команда управления изменениями в ИТ-среде;

·         Infrastructure: команда управления физической инфраструктурой и инструментами управления инфраструктурой;

·         Support: команда поддержки пользователей;

·         Service: команда управления набором ИТ-услуг, согласованных с бизнесом;

·         Operations: команда, обеспечивающая предсказуемое, регулярное и автоматизированное управление ИТ-инфраструктурой;

·         Security: команда безопасности, отвечающая за защиту и контроль корпоративных активов и упреждающее управление безопасностью;

·         Partner: команда взаимодействия с поставщиками услуг и продуктов.

Чаще всего эти роли оказываются распределены между различными подразделениями внутри ИТ-организации, а иногда затрагивают и бизнес-подразделения, внешних консультантов и партнеров. Такой подход был сформирован на основании анализа и обобщения примеров распределения ролей в большом числе компаний, известных своими успешными результатами в области применения ИТ.

Наряду с детальным описанием предназначения самих ролей в модели команд MOF описывается также связь между моделями процессов и команд. Так, для каждого квадранта указывается, участники каких групп ролей в каких процессах задействованы. Приведены рекомендации по использованию модели команд в организациях различного масштаба и рекомендации по совмещению ролей — какие роли можно, какие нельзя, а какие не рекомендуется совмещать.

Модель управления рисками. Наличие модели управления рисками — один из основных факторов, серьезно повышающих качество эксплуатации ИС, а внедрение этой модели является одной из важнейших задач в процессе применения MOF, в котором риск определяется как возможность нарушения предоставления ИТ-услуг. В свою очередь, управление рисками — это процесс их выявления и принятия соответствующих решений о дальнейших действиях.

MOF рекомендует рассматривать управление рисками и сами риски как фактор, столь же критичный, что и такие параметры, как время, деньги, выполнение работ и др. Кроме того, управление рисками должно быть интегрировано в принятие решений по эксплуатации в каждый процесс и в каждую роль. К управлению рисками необходимо относиться со всей серьезностью, выделять соответствующие ресурсы и формализовать в достаточной степени.

В MOF выделяют шесть шагов процесса управления рисками:

·         Выявление;

·         Анализ и определение приоритетов;

·         Планирование;

·         Мониторинг и отчетность;

·         Управление;

·         Обучение.

Для оценки состояния ИТ - услуг и контроля их готовности к переходу на следующих этап используется управленческий анализ, который включает в себя следующий набор функций, распределенных по различным этапам:

·             Согласование услуги (этап планирование).

·             Портфолио (этап планирование).

·             Утверждения плана проекта (этап внедрение).

·             Готовность релиза (этап внедрение).

·             Эксплутационное состояние (этап эксплуатация).

·             Политика и контроль (этап управление).

Microsoft Solution Framework содержит проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения ИТ-решений. Методология MSF состоит из принципов, моделей и дисциплин по управлению персоналом, процессами, технологическими элементами и связанными со всеми этими факторами вопросами, характерными для большинства проектов. MSF содержит описание следующих моделей и дисциплин:

·         Модель процессов (MSF Process Model);

·         Модель команд (MSF Team Model);

·         Дисциплина управления проектами (MSF Project Management Discipline);

·         Дисциплина управления рисками (MSF Risk Management Discipline);

·         Дисциплина управления подготовкой персонала (MSF Readiness Management Discipline).

Библиотека ресурсов MSF включает более сорока шаблонов документов, используемых в проектах разработки.

Особенностью Microsoft Solution Framework считается высокий уровень гибкости и отсутствие жестких процедур, что позволяет решать широкий круг проблем, появляющихся при разработке и внедрении информационных систем. Аналитики Microsoft считают, что главными принципами MSF можно назвать производительность, интегрируемость и расширяемость.

Модель процессов описывает общую методологию разработки и внедрения информационных систем и включает в себя стадию разработки концепции проекта, плана проекта, разработку решения, внедрения релизов, тестирование. В модель процессов также входят подготовка документации и обучение пользователей работе с новым программно – аппаратным обеспечением.

Модель процессов описывает жизненный цикл проекта. В результате своего развития модель процессов MSF объединила ряд наиболее эффективных принципов других известных моделей процессов, сформировав при этом единую базу для работы над проектами любых типов: ориентированных на фазы (phase-based), основанных на вехах/контрольных точках (milestone-driven) и итеративных (iterative). Модель MSF применима к процессу разработки традиционного программного обеспечения, но также она может быть использована для разработки и внедрения решений в области электронной коммерции (e commerce), распределенных сетевых приложений (web-distributed applications) и других сложных информационных систем, которые могут возникнуть в будущем.

В модели процессов выделяют определенные ключевые точки проекта (в Microsoft их называют – milestones - вехи).  Данные ключевые точки определяют промежуточный или конечный результат, который может быть оценен и проанализирован. Считается, что ключевые точки проекта могут изменяться в соответствии с требованиями к проекту.

Аналитики Microsoft объединили принципы спиральной и каскадной модели разработки и внедрения программного обеспечения. Они разделили цикл спиральной модели разработки на последовательные бизнес - процессы. При этом функциональность программного продукта наращивается поэтапно (версионно). На первом этапе создается версия продукта, включающая базовую функциональность. На последующих этапах в разрабатываемых версиях учитывается увеличение функциональности в соответствии с требованиями бизнеса.

Microsoft Solution Framework закрывает весь процесс разработки решения и включает пять основных фаз, каждая фаза заканчивается главной вехой, результаты которой становятся видимыми за пределами проектной команды.

Определены следующие фазы процесса разработки программного обеспечения:

·         выработки концепции;

·         планирования;

·         разработки;

·         стабилизации;

·         внедрения.

Модель проектной группы описывает состав распределенной команды разработчиков, определяет ролевые функции, их области компетенции и зоны ответственности. В соответствии с MSF проектные группы строятся, как небольшие команды, члены которых распределяют ответственность между собой.

Управление рисками включает в себя непрерывное оценивание рисков и использование информации о рисках в рамках процесса принятия решений на протяжении всего жизненного цикла проекта.

Управление проектами это набор методик Microsoft, ориентированный на оптимизацию работы по проектам и взаимодействиями в проектной группе. Одной из основных особенностей методики является отсутствие в проектной команде должности проджект - менеджера. При этом ответственность за управление проектом распределена между лидерами различных ролевых кластеров внутри команды.

Управление подготовкой обеспечивает управление знаниями в рамках проекта разработки программного обеспечения. Модель определяет набор шагов, обеспечивающих, с точки зрения аналитиков Microsoft, стремление членов команды к повышению своей квалификации.

MOF и MSF дополняют друг друга, сокращая период вывода новых информационных услуг в эксплуатацию, используют общую терминологию и концепцию, обеспечивая создание высококачественных решений.  Использование рекомендаций MOF и MSF в ИТ-организациях способствует взаимодействию между проектной деятельностью по разработке и модернизации ИТ-решений, и процессной деятельностью по эксплуатации этих решений.

 

Литература:     

Microsoft® Operations Framework 4.0., 2008.

MSF for CMMI® Process Improvement, 2006.

MSF for Agile Software Development Process Guidance, 2006.

 

Контрольные вопросы:

1.      Для каких целей разработана методология MOF?

2.      Какая структура модели процессов MOF?

3.      Перечислите SMF-функции входящие модели процессов MOF.

4.      Для чего разработана модель команды MOF?

5.      Какое назначение модели управления рисками MOF?

6.      Какие документы содержаться в руководстве MOF?

7.      Определите назначение методологии MSF.

8.      В чем отличие модели процессов MSF от модели процессов MOF?

9.      Приведите структуру методологии MSF.

10.  Какая связь существует между методиками MOF и MSF?

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»