| |||
|
Лекция 6. Методики организации ИТ подразделения от компании Microsoft
Цель: Изучение особенностей методологий управления ИТ - инфраструктурой, разработанных компанией Microsoft, на основе концепции ITIL.
План: 1. Методология Microsoft Operations Framework: · Модель процессов; · Модель команды; · Модель управления рисками. 2. Методология Microsoft Solution Framework: · Модель проектной группы; · Модель процессов; · Дисциплина управления проектами; · Дисциплина управления рисками; · Дисциплина управления подготовкой.
Краткий конспект лекции В 1994 году, стремясь достичь максимальной отдачи от ИТ-проектов, компания Microsoft выпустила в свет пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению решений, построенных на основе своих технологий. Эти знания базируются на опыте, полученном Microsoft при работе над большими проектами по разработке и сопровождению программного обеспечения, опыте консультантов Microsoft и лучшем из того, что накопила на данный момент ИТ-индустрия. Всё это представлено в виде двух взаимосвязанных и хорошо дополняющих друг друга областей знаний: Microsoft Operations Framework (MOF) и Microsoft Solution Framework (MSF): · Microsoft Operations Framework - это методология, описывающая процесс эксплуатации информационных систем для достижения максимальной надежности и доступности. · Microsoft Solution Framework - пакет руководств по эффективному проектированию, разработке, внедрению и сопровождению информационных систем. Аналитики Microsoft считают, что для эффективной работы ИТ подразделения необходимо определять текущие потребности бизнес подразделения в сервисах и услугах, эффективно использовать существующие технические решения для предоставления этих услуг. При разработке MOF и MSF компания Microsoft ориентировалась на основные положения библиотеки ITIL. MOF версии 4.0 предоставляет собой практическое пособие для ежедневной ИТ-практики и различных видов деятельности ИТ-пдразделения, помогая установить и внедрить необходимые ИТ сервисы. MOF 4.0 охватывает полный жизненный цикл ИТ, интегрируя:
Руководство MOF охватывает все виды деятельности, последовательности выполнения работ и процессов, вовлечённых в управление ИТ сервисами, включая: их концепции, разработку, эксплуатацию, обслуживание, модификацию. MOF организует эти виды деятельности и процессы в функции управления ИТ сервисами, SMF (Service Management Functions) - функции, которые взаимно группируются в фазы, отражающие жизненный цикл сервиса. Каждая SMF привязана к фазе жизненного цикла сервиса и содержит неповторимый набор целей и результатов, поддерживающий цели данной фазы. Готовность ИТ сервиса к переходу в следующую фазу подкрепляется управленческой отчётностью, которая гарантируют, что поставленные цели достигнуты и цели ИТ согласованы с целями всей организации. Руководство MOF содержится в 23 документах:
MOF содержит три основные модели: · Модель процессов (MOF Process Model); · Модель команды (MOF Team Model); · управления рисками (MOF Risk Model). Модель процессов (или модель процессов эксплуатации) можно представить как расширение и реорганизацию процессов, описанных в книгах «Предоставление ИТ-услуг» и «Поддержка ИТ-услуг» библиотеки ITIL. В MOF Process Model собраны процессы управления обслуживанием информационных систем, которые представлены в виде SMF- функций. Модель процессов предполагает, что команда, обслуживающая информационную систему, ответственна за управление всеми изменениями в инфраструктуре. Наиболее эффективный путь контроля над такими изменениями — группировка родственных служб в серию так называемых «выпусков» (групп изменений), каждый из которых может планироваться и управляться отдельно. Модель процессов MOF описывает жизненный цикл каждого выпуска. Каждая группа функций соответствует определенному этапу жизненного цикла услуги. Процессная модель MOF версий 2.0 и 3.0 представлена в виде 20 SMF-функций, распределенных на четыре квадранта: Изменение, Обслуживание (Эксплуатация), Поддержка, Оптимизация. Процессная модель MOF версии 4.0 отличается от предыдущих версий и выделяет следующие четыре этапа жизненного цикла ИТ услуг: планирование, внедрение, эксплуатация, управление. Модель команды (или модель команды эксплуатации). Одна из основных ценностей модели команд MOF состоит в формализации и явном распределении ролей между всеми участниками процесса эксплуатации, обеспечении согласованного взаимодействия с внешними и внутренними проектными командами. В модели описаны: передовой опыт по созданию групп ролей для оптимального структурирования команд эксплуатации; основные активности и навыки, выполняемые и необходимые в каждой из групп ролей; принципы масштабирования команды в организациях различных типов и размеров; рекомендации по комбинированию ролей; связь модели команд MOF с моделью команд MSF. В модель команды MOF входит семь ролевых групп · Release: команда управления изменениями в ИТ-среде; · Infrastructure: команда управления физической инфраструктурой и инструментами управления инфраструктурой; · Support: команда поддержки пользователей; · Service: команда управления набором ИТ-услуг, согласованных с бизнесом; · Operations: команда, обеспечивающая предсказуемое, регулярное и автоматизированное управление ИТ-инфраструктурой; · Security: команда безопасности, отвечающая за защиту и контроль корпоративных активов и упреждающее управление безопасностью; · Partner: команда взаимодействия с поставщиками услуг и продуктов. Чаще всего эти роли оказываются распределены между различными подразделениями внутри ИТ-организации, а иногда затрагивают и бизнес-подразделения, внешних консультантов и партнеров. Такой подход был сформирован на основании анализа и обобщения примеров распределения ролей в большом числе компаний, известных своими успешными результатами в области применения ИТ. Наряду с детальным описанием предназначения самих ролей в модели команд MOF описывается также связь между моделями процессов и команд. Так, для каждого квадранта указывается, участники каких групп ролей в каких процессах задействованы. Приведены рекомендации по использованию модели команд в организациях различного масштаба и рекомендации по совмещению ролей — какие роли можно, какие нельзя, а какие не рекомендуется совмещать. Модель управления рисками. Наличие модели управления рисками — один из основных факторов, серьезно повышающих качество эксплуатации ИС, а внедрение этой модели является одной из важнейших задач в процессе применения MOF, в котором риск определяется как возможность нарушения предоставления ИТ-услуг. В свою очередь, управление рисками — это процесс их выявления и принятия соответствующих решений о дальнейших действиях. MOF рекомендует рассматривать управление рисками и сами риски как фактор, столь же критичный, что и такие параметры, как время, деньги, выполнение работ и др. Кроме того, управление рисками должно быть интегрировано в принятие решений по эксплуатации в каждый процесс и в каждую роль. К управлению рисками необходимо относиться со всей серьезностью, выделять соответствующие ресурсы и формализовать в достаточной степени. В MOF выделяют шесть шагов процесса управления рисками: · Выявление; · Анализ и определение приоритетов; · Планирование; · Мониторинг и отчетность; · Управление; · Обучение. Для оценки состояния ИТ - услуг и контроля их готовности к переходу на следующих этап используется управленческий анализ, который включает в себя следующий набор функций, распределенных по различным этапам: · Согласование услуги (этап планирование). · Портфолио (этап планирование). · Утверждения плана проекта (этап внедрение). · Готовность релиза (этап внедрение). · Эксплутационное состояние (этап эксплуатация). · Политика и контроль (этап управление). Microsoft Solution Framework содержит проверенные методики для планирования, проектирования, разработки и внедрения ИТ-решений. Методология MSF состоит из принципов, моделей и дисциплин по управлению персоналом, процессами, технологическими элементами и связанными со всеми этими факторами вопросами, характерными для большинства проектов. MSF содержит описание следующих моделей и дисциплин: · Модель процессов (MSF Process Model); · Модель команд (MSF Team Model); · Дисциплина управления проектами (MSF Project Management Discipline); · Дисциплина управления рисками (MSF Risk Management Discipline); · Дисциплина управления подготовкой персонала (MSF Readiness Management Discipline). Библиотека ресурсов MSF включает более сорока шаблонов документов, используемых в проектах разработки. Особенностью Microsoft Solution Framework считается высокий уровень гибкости и отсутствие жестких процедур, что позволяет решать широкий круг проблем, появляющихся при разработке и внедрении информационных систем. Аналитики Microsoft считают, что главными принципами MSF можно назвать производительность, интегрируемость и расширяемость. Модель процессов описывает общую методологию разработки и внедрения информационных систем и включает в себя стадию разработки концепции проекта, плана проекта, разработку решения, внедрения релизов, тестирование. В модель процессов также входят подготовка документации и обучение пользователей работе с новым программно – аппаратным обеспечением. Модель процессов описывает жизненный цикл проекта. В результате своего развития модель процессов MSF объединила ряд наиболее эффективных принципов других известных моделей процессов, сформировав при этом единую базу для работы над проектами любых типов: ориентированных на фазы (phase-based), основанных на вехах/контрольных точках (milestone-driven) и итеративных (iterative). Модель MSF применима к процессу разработки традиционного программного обеспечения, но также она может быть использована для разработки и внедрения решений в области электронной коммерции (e commerce), распределенных сетевых приложений (web-distributed applications) и других сложных информационных систем, которые могут возникнуть в будущем. В модели процессов выделяют определенные ключевые точки проекта (в Microsoft их называют – milestones - вехи). Данные ключевые точки определяют промежуточный или конечный результат, который может быть оценен и проанализирован. Считается, что ключевые точки проекта могут изменяться в соответствии с требованиями к проекту. Аналитики Microsoft объединили принципы спиральной и каскадной модели разработки и внедрения программного обеспечения. Они разделили цикл спиральной модели разработки на последовательные бизнес - процессы. При этом функциональность программного продукта наращивается поэтапно (версионно). На первом этапе создается версия продукта, включающая базовую функциональность. На последующих этапах в разрабатываемых версиях учитывается увеличение функциональности в соответствии с требованиями бизнеса. Microsoft Solution Framework закрывает весь процесс разработки решения и включает пять основных фаз, каждая фаза заканчивается главной вехой, результаты которой становятся видимыми за пределами проектной команды. Определены следующие фазы процесса разработки программного обеспечения: · выработки концепции; · планирования; · разработки; · стабилизации; · внедрения. Модель проектной группы описывает состав распределенной команды разработчиков, определяет ролевые функции, их области компетенции и зоны ответственности. В соответствии с MSF проектные группы строятся, как небольшие команды, члены которых распределяют ответственность между собой. Управление рисками включает в себя непрерывное оценивание рисков и использование информации о рисках в рамках процесса принятия решений на протяжении всего жизненного цикла проекта. Управление проектами это набор методик Microsoft, ориентированный на оптимизацию работы по проектам и взаимодействиями в проектной группе. Одной из основных особенностей методики является отсутствие в проектной команде должности проджект - менеджера. При этом ответственность за управление проектом распределена между лидерами различных ролевых кластеров внутри команды. Управление подготовкой обеспечивает управление знаниями в рамках проекта разработки программного обеспечения. Модель определяет набор шагов, обеспечивающих, с точки зрения аналитиков Microsoft, стремление членов команды к повышению своей квалификации. MOF и MSF дополняют друг друга, сокращая период вывода новых информационных услуг в эксплуатацию, используют общую терминологию и концепцию, обеспечивая создание высококачественных решений. Использование рекомендаций MOF и MSF в ИТ-организациях способствует взаимодействию между проектной деятельностью по разработке и модернизации ИТ-решений, и процессной деятельностью по эксплуатации этих решений.
Литература: Microsoft® Operations Framework 4.0., 2008. MSF for CMMI® Process Improvement, 2006. MSF for Agile Software Development Process Guidance, 2006.
Контрольные вопросы: 1. Для каких целей разработана методология MOF? 2. Какая структура модели процессов MOF? 3. Перечислите SMF-функции входящие модели процессов MOF. 4. Для чего разработана модель команды MOF? 5. Какое назначение модели управления рисками MOF? 6. Какие документы содержаться в руководстве MOF? 7. Определите назначение методологии MSF. 8. В чем отличие модели процессов MSF от модели процессов MOF? 9. Приведите структуру методологии MSF. 10. Какая связь существует между методиками MOF и MSF?
| ||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |