Введение

 

 

 Информационные технологии (ИТ) стремительно становятся основным технологическим укладом современной техногенной цивилизации. Не вызывает сомнений, что сегодня бизнес- деятельность неотделима от информационных технологий, более того, нередко она непосредственно зависит от надежной работы информационных систем (ИС). Пришло понимание, что служба ИТ — такая же бизнес-единица компании, как, например, от- дел по работе с ценными бумагами, а от профессионализма ИТ- специалистов зависит эффективность работы остальных сотрудников компании. Информационная система является сегодня объективно необходимой составляющей современного предприятия, определяя в значительной степени уровень и характер его производства, технологичность продукции, ее обновляемость, конкурентоспособность предприятия в целом. В стратегии развития предприятия должен в обязательном порядке учитываться процесс внедрения и развития ИС на всех этапах жизненного цикла [Сизов, 2008]. Поддержка информационных систем крупной компании стала необходимым элементом управления предприятием. Сегодня уже невозможно рассматривать методы организации и внедрения ИС без привязки к требованиям бизнеса и его организационной структуре. Выбор используемых информационных технологий должен основываться на существе, на архитектуре бизнеса, а не на модных тенденциях в области ИТ. Понятие «архитектура бизнеса» тесно связано со структурой предприятия, его отраслевой принадлежностью, производственной ориентацией и прочими характеристиками. В результате начало постепенно формироваться широкое представление и об архитектуре предприятия в целом, неразрывно связанное прежде всего с используемыми информационными технологиями и, в частности, с информационными системами. 5 1. Вступление Совершенно очевидно влияние информационных технологий на бизнес. Но, только обеспечив «прозрачность» ИТ для бизнеса, наладив между ними обратную связь, можно повысить ценность ИТ для организации и сделать эту службу незаменимым помощником, а подчас и важным преимуществом перед конкурентами. Современные информационные системы обеспечивают возможность эффективно работать с различными типами данных и таким образом создают новые ресурсы — качественную управленческую информацию, определяя тем самым новое системное качество пред- приятия. Управленческая информация — это не только первичные документы и финансовые отчеты. Это информация о структуре фирмы и бизнес-процессах, происходящих в ней, распределении обязанностей и ответственности за принятие решений, целях бизнеса, информация обо всем, что может повлиять на бизнес. Информационные системы являются не просто «технологической подложкой бизнеса». Возможности информационных систем позволяют использовать их в качестве инструмента, обеспечивающего конкурентное преимущество на рынке. В такой ситуации владельцы предприятий заинтересованы в развитии информационных технологий для обеспечения стабильности и конкурентоспособности бизнеса в долгосрочной перспективе. Соответственно возникает вопрос об ужесточении требований к качеству предоставляемых ин- формационных услуг и повышении надежности функционирования ИТ-инфраструктуры. Для многих компаний информационные технологии превратились в инструмент, ставший неотъемлемым элементом их операционной деятельности. Любой сбой информационных систем в таких компаниях влечет за собой существенные денежные потери. Для обеспечения функционирования информационных услуг ИТ-подразделение развивает информационную инфраструктуру компании (приложения, серверы, дисковые массивы, сети), позволяющую предоставлять сервис соответствующего уровня. Исторически сложившийся способ построения ИТ-подразделений полностью отражает структуру используемых информационных систем. При этом каждое конкретное подразделение под- держивает определенную информационную систему. При таком подходе, как правило, не существует эффективной системы взаимо 6 1. Вступление действия с бизнес-пользователями и возникают проблемы с определением качества предоставляемых услуг. Вместе с первыми информационными системами появилась необходимость в управлении корпоративной инфраструктурой. Первые системы управления ИТ-инфраструктурой обеспечивали мониторинг сетевой инфраструктуры по протоколу SNMP и поддерживали работоспособность сетевой среды предприятия. Впослед- ствии управляющие системы стали использоваться для управления серверами, клиентскими рабочими местами и системами хранения данных. Современные комплексные решения для управления ИТ- инфраструктурой обеспечивают не только контроль над существующими технологическими ресурсами, но и управление инфраструктурой с точки зрения бизнес-задач. Вместе с новыми технологиями мониторинга и управления ин- формационными системами пришли новые методики, обеспечивающие оптимизацию и оценку бизнес-процессов ИТ-подразделения. Наиболее известные и популярные в настоящий момент методики в данной области: «Управление ИТ-услугами» (IT Service Management, ITSM) и «Библиотека инфраструктуры ИТ» (Information Technology Infrastructure Library, ITIL) [Потоцкий, 2003]. В соответствии с методиками ITIL/ITSM ИТ-подразделение становится поставщиком информационных услуг (сервисов), отвечающих требованиям бизнеса по таким параметрам, как качество, доступность, функциональность. Соответственно, для обеспечения определенного качества предоставляемых сервисов ИТ-подразделение должно поддерживать существующие информационные технологии в рабочем состоянии. Под информационными технологиями в компаниях обычно понимают набор информационных систем, обеспечивающих под- держку и автоматизацию существующих бизнес-процессов. Информационные технологии — это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства предприятия и средств информационно- го взаимодействия. Основу информационных технологий составляет ИТ-инфраструктура. ИТ-инфраструктура включает совокупность различных приложений, баз данных, серверов, дисковых массивов, сетевого обору- 7 1. Вступление дования и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. ИТ-инфраструктура становится технологической состав- ляющей любого сервиса и обеспечивает его предоставление в соот- ветствии с согласованными правилами и процедурами. Одним из условий эффективности функционирования ИТ- инфраструктуры является налаженная практика ее эксплуатации. Эксплуатация ИТ-инфраструктуры должна быть построена на основе политик и процедур, разработанных и учрежденных в качестве корпоративных стандартов. Распределение функций и задач внутри ИТ-подразделения должно обеспечивать своевременное техническое обслуживание всех элементов ИТ- инфраструктуры. Техническое обслуживание — это комплекс мер программно- технического уровня, осуществляемых на этапе производственной эксплуатации и направленных на обеспечение требуемой надежности и эффективности функционирования информационной системы. В настоящий момент можно выделить следующую группу задач, решаемых ИТ-подразделением: • Обеспечение оперативности, доступности, конфиденциальности обрабатываемой информации. • Обеспечение эксплуатации ИТ-инфраструктуры. • Предотвращение и устранение сбоев. • Планирование кризисных ситуаций и управление ими. • Обеспечение автоматического мониторинга работоспособности ИТ. • Обеспечение надежности функционирования ИТ-инфраструктуры. • Обеспечение информационной безопасности. • Модернизация оборудования. • Минимизация расходов на поддержание ИТ-инфраструктуры. В идеале ИТ-инфраструктура реагирует на изменения среды функционирования, возрастающую нагрузку, ужесточение требований бизнеса, сохраняя свою функциональность, целостность, готовность, оговоренный уровень безопасности. Развитие рынка заставляет организацию менять модели бизнеса, что, в свою очередь, требует адекватных изменений ИТ-инфраструктуры. 8 1. Вступление Дисциплина «ИТ-инфраструктура» является важной составной частью теоретической профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Бизнес-информатика». В ходе ее изучения рассматриваются основные методологии, направленные на оптимизацию функционирования ИТ-подразделения и существующей инфра- структуры информационных технологий. Программа дисциплины «ИТ-инфраструктура» охватывает все основные направления деятельности специалистов, обеспечивающих управление и оптимизацию функционирования ИТ- инфраструктуры предприятия, и включает разработку архитектуры предприятия, современные концепции аудита (CobiT) и управления ИТ-инфраструктурой предприятия (ITIL, ITSM), методики организации разработки и поддержки программно-аппаратного обеспечения (MSF, MOF). Дисциплина «ИТ-инфраструктура» предусматривает использование знаний, полученных в ходе изучения следующих дисциплин: • «Информатика и программирование»; • «Теория информационных систем и технологий»; • «Базы данных»; • «Моделирование бизнес-процессов»; • «Проектирование информационных систем». Цель дисциплины — сформировать систему знаний о совре- менных технологиях, методах и инструментальных средствах, используемых для управления ИТ-инфраструктурой предприятия и оптимизации функционирования ИТ-подразделения, а также практические навыки, позволяющие определять и минимизировать затраты на ИТ. Задачи дисциплины заключаются в обучении студентов: • основам проектирования ИТ-инфраструктуры предприятия; • разработке архитектуры предприятия; • основным методикам построения бизнес-процессов ИТ- подразделения; • методикам аудита информационных систем. Программа дисциплины «ИТ-инфраструктура» предусматривает, кроме лекционных занятий, проведение семинарских, практических занятий и выполнение домашних заданий. 9 1. Вступление Полученные знания студенты могут использовать при реализации проектов разработки информационных систем в различных областях экономики и оптимизации функционирования бизнес- процессов ИТ-подразделения. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать: — компоненты архитектуры информационных технологий; — структуру, состав, задачи и значение ИТ-инфраструктуры предприятия; — основные процессы ИТ-инфраструктуры; — методологии построения и управления ИТ-инфраструк- турой предприятия; — классификацию и характеристики аппаратных и программных средств; — основные стандарты в области применения информационных технологий; — рекомендации международных стандартов по управлению ИТ-услугами; — основные факторы, определяющие надежность и эффективность функционирования информационных систем; — методы организации технического обслуживания и эксплуатации информационных систем; — методы и системы управления ИТ-инфраструктурой предприятия; • уметь: — выполнять формализацию требований к разрабатываемой ИТ-инфраструктуре предприятия; — обосновывать выбор технических и программных средств ИТ- инфраструктуры предприятия; — оптимизировать ИТ-процесссы; — определять ресурсы, необходимые для обеспечения надежно- сти функционирования информационных систем; — анализировать показатели эффективности информационных систем; — организовывать работы по обеспечению качественного обслуживания и эксплуатации информационных систем; 1. Вступление • иметь навыки: — установления соответствия целей и задач ИТ-организации бизнесцелям и стратегии предприятия или компании; — консультирования в области организации управления ИТ; — выполнения работ по анализу и оценке процессов управления ИТ предприятия; — обоснования ценности для бизнеса работ по улучшению процессов управления ИТ; — разработки системы метрик для оценки процессов управления ИТ, связанной с метриками предприятия или организации.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»