Описание-характеристика

 

Характер – это прежде всего особая

система взаимоотношений с окружающими.

Л. Жуховицкий

 

Описание–характеристика – один из видов описания как типа монологической речи.

Если в портретном описании перечисляются внешние признаки человека, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, описываются наклонности, интересы человека.

Задание 1. Ознакомьтесь со следующими словами и словосочетаниями. Запомните их.

Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твердый, смирный характер.

Воля – способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Сила воли.

Поведение (внешняя характеристика) – воспитанный, общительный, жизнерадостный, застенчивый, рассеянный, раздражительный, вспыльчивый, развязный; производить (произвести) приятное впечатление, вести себя спокойно, вежливо, нахально; оставаться (остаться) самим собой.

Отношение к людям – доброжелательный, приветливый, отзывчивый, снисходительный, терпеливый, откровенный, равнодушный, завистливый; относиться (отнестись) с симпатией, завистью.

Взгляды на жизнь – прогрессивные взгляды (на что?), скептическое отношение (к чему?), обывательский подход (к чему?); хозяин своего слова, у него семь пятниц на неделе.

Ум, способности – способный, одаренный, остроумный; находчивый, сообразительный, ограниченный, тупой, бездарный; он не лишен чувства юмора (обладает чувством юмора), не лезть за словом в карман.

Эмоциональная характеристика – впечатлительный, мечтательный, расчетливый, обидчивый; влюбляться (влюбиться) (в кого? во что?); богатый душевный мир, богатое воображение; терять (потерять) голову, падать (упасть) духом, держать себя в руках.

Деловые качества – трудолюбивый, добросовестный, серьезный, инициативный, целеустремленный, серьезный, исполнительный, небрежный, ленивый, безответственный; отличается усидчивостью, точностью.

 

Задание 2. Назовите такие черты характера, которые могут при определенных условиях перерасти в отрицательные.

Образец: бережливый – скупой, жадный

                 спокойный – равнодушный.

Наивный, мечтательный, общительный, аккуратный.

Задание 3. Выскажите свое мнение.

1)    Какие три основных качества вы цените в людях?

2)    Какие черты характера внушают вам отвращение и почему?

3)    Какую черту характера вы больше всего цените в своем друге? А в себе?

 

Возьмите на заметку!

Характер человека – это его «внутренний» портрет, его внутренний мир: интересы, привычки, образ мыслей, отношение к делу, к людям, к самому себе, обычные для него настроения, поведение в разных ситуациях, его убеждения и взгляды, чувства и переживания.

Между внешним портретом человека и его «внутренним» портретом, т.е. характером, всегда существует связь, но ее  надо уметь заметить и выразить. Характер человека может выражаться в улыбке, голосе, смехе, в движениях, привычных жестах, в характерных словах и оборотах речи. Чтобы заметить, понять эту связь, человека надо увидеть в разных ситуациях, не один раз встретиться с ним, понаблюдать за ним со стороны.

 

Текст. Прочитайте отрывок из очерка В. Лакшина об Ираклии Андроникове. Укажите, какими средствами языка автор рисует характер своего героя.

Ему никогда не составляло труда в разгар рабочего дня дезорганизовать работу солидного учреждения.

Достаточно было Андроникову переступить порог музея, издательства, редакции, библиотеки или архива, как вокруг него тотчас собиралось человек пять-шесть. И вот уже слышен хохот, возгласы удивления, толпа растет, и если ты опоздал подойти, то, только заглядывая через чужие плечи, можешь увидеть, как в тесном кружке немного театрально опершись обеими руками на массивную трость, стоит невысокий, полный, с необыкновенно подвижным, живым лицом человек и с увлечением рассказывает что-то, выговаривая слова красиво, четко, уверенно и поджигая слушателей своим заразительным смехом. Час, два, три часа кряду он рассказывает – невозможно отойти – знакомым, полузнакомым и вовсе не знакомым людям о Пушкине, Одоевском, Лермонтове, бабушке Лермонтова, тетке Сушковой, бабушке тетки Сушковой…И еще – о Маршаке, Алексее Толстом, Иване Ивановиче Соллертинском, Василии Ивановиче Качалове – тысяча лиц в одном человеке, и голос каждого слышен.

Он заражает всех своей увлеченностью, тормошит, осаждает, расспрашивает, но более всего заставляет себя слушать. Восхищаться в одиночку он не умеет. Ему нужны собеседники: лучше, если большой зал или бессчетная аудитория радио и телевидения, но на худой конец пусть хотя бы один свежий слушатель, и он готов начать просто и немного торжественно: «Я хочу рассказать вам…»

… Об Андроникове трудно говорить, потому что комментировать, как-то объяснять, популяризировать его труды и личность излишне – этого человека знают все, да и сам он кого хочешь объяснит. Андроников без посредников обращается к аудитории своих читателей, слушателей, зрителей. И везде находит нешаблонный сюжет, оригинальный поворот.

 

Послетекстовые вопросы и задания

1.Попытайтесь обрисовать портрет Андроникова: его внешний вид, голос, движения, характер, отношения с окружающими его людьми – в форме живого непосредственного рассказа.

 2.Какова стилистическая роль однородных членов предложения в приведенном отрывке?

Задание 4. «Сидят, подперев ладонями подбородок, обычно в задумчивости», - писал английский психолог Иствуд Атватер. Замечали ли вы, какая мимика характерна для какого-либо психологического состояния человека, например удивления, гнева, печали? Понаблюдайте и опишите то, что вам удалось подметить наиболее ярко.

 

Задание 5. Прочитайте выписки из «Словаря эпитетов…». Отметьте такие эпитеты, которые вы могли бы употребить в описании-характеристике известных вам людей. Продолжите каждый ряд эпитетов.

Взгляд

Голос

Улыбка

бархатный

Бархатный

ослепительная

затяжной

Вибрирующий

обворожительная

мгновенный

Певучий

всепрощающая

безмолвный

Гортанный

добросердечная

гипнотический

Полнозвучный

заразительная

испепеляющий

Серебряный

застенчивая

наблюдательный

Мелодичный

обаятельная

проницательный

Мягкий

рассеянная

безучастный

Пронзительный

скептическая

восхищенный

Рокочущий

славная

задумчивый

Медовый

шаловливая

 

 

Задание 6. Прочитайте и перескажите текст. Объясните смысл его названия.

Глаза – зеркало души

Глаза являются «зеркалом души» человека. По ним можно определить характер и состояние человека в данный момент, отчасти его намерения, его здоровье. Речь, мимика, поза много могут сказать верного, но могут и ввести в заблуждение. В глазах же неправду частенько можно прочесть – «лживые глаза». С другой стороны, «правдивый» взгляд может разрушить подозренья, сомненья. Взгляд бывает «бесстыжим». Это когда явная ложь, обман, моральный запрет видеть что-то не побуждают человека отвести глаза в сторону. Бывает взгляд «наглый» – что хочу, то и сделаю – вопреки закону, правилам, приличию – и не считаю нужным это скрывать. Известен взгляд «кроткий», характеризующий послушание, скромность, добровольное подчиненье. Не нуждаются в пояснении взгляды: дерзкий, влюбленный, испытующий, сердитый, грустный, тяжелый, беспечный, презрительный.

Взгляды влюбленных – красноречивее всяких слов. «Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу…» – это Есенин.

«Ну-ка, погляди мне в глаза», - говорим мы кому-то, подозревая в неискренности. «Вижу, вижу – прячешь глаза…» – уличаем в проступке, предательстве.

Люди суеверные считают, что можно «сглазить» - посмотреть на кого-то, сопровождая выразительный взгляд излишней похвалой. И, глядишь, ребенок плачет по ночам, коза убавила молока, ласковый муж вдруг начал грубить. «Сглазили…» - говорили в деревне. К моей матери приносили детишек, лечить «от сглаза» и от испуга. Хорошо помню эту нехитрую процедуру. Какого-нибудь мальца сажали на порог, на голову ставили черепушку с водой и выливали в нее расплавленный воск. Матери мальца говорилось: «Ну видишь – глаз виден…». Или, например, так: «Кочета испугался. Вот гляди – вылитый кочет…»

Людей с «тяжелым глазом» в деревне побаивались, подозревали в них колдунов. Любопытно, что «колдунами» это не опровергалось, хоть как-нибудь властвовать над другими – свойство многих натур.

У каждого человека взгляд может меняться, отражая состоянье души в данный конкретный момент. Кое-кому все, что можно прочесть по глазам, удается скрывать «обузданием нервов». Но дело это далеко не простое, и бывают ситуации, когда сделать это не удается.

В житейской практике при объяснении людей взгляд может говорить прямо противоположное тому, что слетает у них с языка. Взгляд – это визитная карточка характера и намерений. Открытый, прямой («честный» взгляд) -  приглашение к отношениям прямодушным и откровенным. Взгляд исподлобья ничего хорошего нам не сулит, так же, как и «бегающие глаза», «глядящие сквозь вас» и «мимо вас».

(В. Песков)

 

Задание 7. С характером непосредственно соотносится воля, которая необходима в трудовой деятельности. Проверьте, достаточно ли у вас развита сила воли. Ответьте на вопросы предлагаемого теста с максимальной откровенностью.

Волевой ли вы человек?

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Предлагаем короткий тест, который позволит определить, какая у вас сила воли. Автор теста – психолог И. Юсупов. Если отвечаете «да, поставьте себе 2 очка, если «не знаю», «затрудняюсь», «иногда случается» – 1 очко, если «нет» – 0 очков. Сумма полученных данных даст представление о вашей воле.

1)    В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2)    Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3)    Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе, в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4)    Если вам прописана диета, можете ли вы преодолевать кулинарные соблазны?

5)    Сможете ли вы встать утром раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6)    Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7)    Быстро ли вы отвечаете  на письма?

8)    Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы  в последний момент не изменить своего намерения?

9)    Будете ли вы принимать очень неприятные лекарства, которые вам настойчиво рекомендует врач?

10)          Сдерживаете ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет  вам немало хлопот?

11)          Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12)          Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13)          Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14)          Отложите ли вы выполнение срочной и важной работы ради интересной телепередачи?

15)          Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались бы обращенные к вам слова?

Если вы набрали от 0 до 12 очков, то с силой воли у вас неблагополучно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, к обязанностям относитесь спустя рукава, и это является причиной самых разных неприятностей.

13-21 очко – сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, то тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное слово сдержите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете.

Набранная вами сумма колеблется от 22 до 30 очков. С силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться. Вы не подведете. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим.

 

Задание 8. Прочитайте стандартизированную форму составления характеристики.

 

Возьмите на заметку!

Характеристика – это документ, в котором сформулировано общественное мнение о члене коллектива, высказанное в официальной форме за подписями представителя администрации, различных организаций.

 

Характеристика

1)      Кого (фамилия, имя, отчество; год рождения; национальность; образование).

2)      Где и с какого года работает, в какой должности.

3)      Как проявляет себя, чем занимается, как работает (относится к работе, что сделал(а) за время работы, какие (конкретно) успехи имеет в работе).

4)      Какие склонности имеет; чем интересуется, увлекается; какими качествами обладает, как относится к людям, как ведет себя с коллегами (товарищами) в быту.

5)      Характеристика выдана (куда, с какой целью).

6)      Дата составления.

7)      Подписи должностных лиц, печать учреждения.

 

Задание 9. Отметьте черты официально-делового стиля в тексте служебной характеристики.

Характеристика

Николаева Василия Викторовича, 1970 года рождения, русского, образование – высшее.

Николаев В.В. с 1992 года работает учителем русского языка и литературы лицея №1 Кировского района г. Саратова.

За время работы проявил себя как квалифицированный специалист. Уроки проводит интересно, у детей пользуется авторитетом. Систематически повышает свою квалификацию, следит за педагогической литературой, имеет склонность к научной работе. Является автором ряда статей, опубликованных в центральных журналах.

В коллективе пользуется заслуженным уважением.

 Скромен, общителен. Хороший, отзывчивый товарищ.

Принимает активное участие в общественной жизни. Руководит музыкальным кружком, проводит школьные вечера, организует походы с детьми. Является секретарем педагогического совета школы.

Характеристика выдана для представления по новому месту работы.

 

Директор лицея №1                                          О.Д. Сальников

Председатель профкома                                  А.С. Потапова

 

5 июня        2002 г.

 

Задание 10. Творческий диктант. Замените одним словом данные ниже толкования, относящиеся к характеристике школьника.

Образец: Красиво и чисто пишет; книги аккуратно сложены, тетради обернуты; костюм отглажен, белый воротничок – аккуратный.

1)    Легко, без усилий  учится; быстро и легко усваивает новый материал; ему легко даются школьные предметы; может хорошо учиться.

2)    Способен долго и терпеливо заниматься; на уроке сидит спокойно, не вертится, не вскакивает с места.

3)    Сосредоточенно слушает объяснение нового материала; вдумчиво выполняет домашнее задание; не отвлекается на уроках.

4)    Хорошо ведет себя как на уроках, так и на переменах; с детства привык к дисциплине; у него хорошая дисциплина.

5)    Серьезно относится к своим обязанностям; всегда аккуратно выполняет порученное ему дело.

6)    Умеет планомерно работать; придерживается составленного режима, распорядка дня.

7)    Всегда обдумывает свои поступки; к урокам относится по-деловому, вдумчиво; сначала закончит одно дело, потом берется за другое.

8)    Умеет сосредоточить свои мысли на одном деле, например на задаче, которую решает, на экзамене, к которому готовится.

9)    Хорошо, быстро понимает, как надо выполнять задание.

Слова для справок: дисциплинированный, недисциплинированный, добросовестный, старательный, прилежный, организованный, неорганизованный, собранный, несобранный, с рассеянным вниманием, сообразительный, способный, усидчивый, неусидчивый.

 

Задание 11. Дайте толкования словам с отрицательным значением, которые встретились вам в предыдущем задании.

 

Возьмите на заметку!

При создании высказываний, представляющих собой описательную характеристику человека, следует помнить:

1)    Перечисление внутренних качеств человека связано с употреблением односоставных предложений номинативного типа.

2)    Перечисление различных признаков, характеризующих человека, связано также с употреблением однородных приложений, однородных определенных конструкций.

3)    В описаниях – характеристиках могут перечисляться как постоянные, так и временные признаки объекта, что выражается соответствующими обстоятельственными словами, видо-временной формой глагола – сказуемого, именным сказуемым.

 

Задание 12. а) Составьте в художественном стиле описание-характеристику своего друга (или чем-то интересного для вас человека). Объясните, чем он привлек ваше внимание.

б) Напишите служебную характеристику на своего друга. Сопоставьте обе характеристики.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»