Повествование-рассказ

 

Рассказ – это небольшое литературное произведение повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии в жизни героя.

Задание 1. Ознакомьтесь с комментарием к словам и словосочетаниям. Запомните их.

Экспозиция – вступительная часть литературного или музыкального произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем; обстановка, предшествующая началу действия. Она не определяет действия, а создает только фон для него.

Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Завязка подводит читателей к пониманию темы произведения.

Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.

Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

 

Текст I. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Хамелеон». На его примере проследите ступени построения  сюжетного рассказа.

 

Хамелеон

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, до верху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина… На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.

– Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

– Никак беспорядок, ваше благородие!.. – говорит городовой.

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спинке. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

– По какому это случаю тут? – спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. – Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?

– Иду я, ваше благородие, никого не трогаю… - начинает Хрюкин, кашляя в кулак. – Насчет дров с Митрий Митричем, - и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну… Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть… Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…

– Гм!.. Хорошо… - говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, - обращается надзиратель к городовому, - узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Не медля! Она, наверное, бешеная… Чья это собака, спрашиваю?

– Это кажись генерала Жигалова! – говорит кто-то из толпы.

– Генерала Жигалова? Гм!..Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем… одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к Хрюкину. – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб сорвать. Ты ведь … известный народ! Знаю вас, чертей!

– Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни… Вздорный человек, ваше благородие!

– Врешь, кривой! Не видал, так, стало быть, зачем врать? Их благородие умный господин и понимают, ежели кто врет, а кто по совести, как перед богом… А ежели я вру, так пущай мировой рассудит. У него в законе сказано… Нынче все равны… У меня у самого брат в жандармах… ежели хотите знать…

– Не рассуждать!

– Нет, это не генеральская… - глубокомысленно замечает городовой. – У генерала таких нет. У него все больше лягавые…

– Ты это верно знаешь?

– Верно, ваше благородие…

– Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только… и этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

– А может быть, и генеральская … - думает вслух городовой. – На морде  у ней не написано… Намедни во дворе у него такую видел.

– Вестимо, генеральская! – говорит голос из толпы.

– Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит… Ты отведешь ее к генералу и спросишь там. Скажешь, что я нашел и прислал… И скажи, чтобы ее не выпускали на улицу… она, может быть, дорогая, а ежели каждая свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить. Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..

– Повар генеральский идет, его спросим… Эй Прохор! Поди-ка, милый, сюда! Погляди на собаку… Ваша?

 Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало!

– И спрашивать тут долго нечего, - говорит Очумелов. – Она бродячая! Нечего тут долго разговаривать… Ежели сказал, что бродячая, стало быть, и бродячая… Истребить, вот и все.

– Это не наша, - продолжает Прохор. – Это генералова брата, что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч…

– Да разве братец ихний приехали? Владимир Иваныч? – спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления. – Ишь ты, господи! А я и не знал! Погостить приехали?

– В гости…

– Ишь ты, господи… Соскучились по братце… А я ведь и не знал! Так это ихняя собачка? Очень рад… Возьми ее… Собачонка ничего себе… Шустрая такая… Цап этого за палец! Ха-ха-ха… Ну, чего дрожишь? Ррр…

– Рр… Сердится шельма… цуцык этакий…

Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада… толпа хохочет над Хрюкиным.

– Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Ступени

События

Экспозиция: вводные картины – место, время действия, первое знакомство с действующими лицами.

Картина базарной площади, идет полицейский надзиратель Очумелов, за ним – городовой.

Завязка: начальный момент фабулы, намечается конфликт.

За собакой гонится человек, ловит ее. Это замечает надзиратель:  беспорядок!

Развитие действия: оно может быть длительным, в нем могут быть различные зигзаги, повороты.

Спор на тему: чья собака? Генеральская или нет? В зависимости от этого меняется позиция Очумелова. Эти перемены дали название самому рассказу.

Кульминация: самый напряженный и важный момент, острота конфликта достигает предела: от его исхода зависит…

Спор с участием генеральского повара, решение судьбы несчастной собаки.

 

Развязка: разрешение конфликта, нередко-неожиданное.

Собака – генеральского брата, Прохор ее уносит, толпа смеется над Хрюкиным…

 

Послетекстовые вопросы и задания

1)Какие композиционные приемы усиливают напряжение и комический эффект  в рассказе?

2)Приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.

Задание 2. По схеме, предложенной выше, опишите ступени построения рассказа. В качестве примера можете взять рассказы А.П. Чехова и «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Задание 3. Восстановите последовательность микротекстов. Докажите, что она должна быть именно такой, какую вы предлагаете.

1.     «Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо:

– Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

– Ничего, ничего…

– Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

 Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

2.Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна неожиданностей!

3.Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства больше не чувствовал. Его начало помучивать беспокойство.

4.В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства.

5.Чихать никому и не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем?

6.Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвел от глаз бинокль, нагнулся и…апчхи!!! Чихнул, как видите.

1.     Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

2.     «Говорить не хочет! – подумал Червяков бледнея. – Сердится, значит… Нет, этого нельзя так оставить…я ему объясню…»

3.     Придя домой, Червяков рассказал жене о своем невежестве. Жена, как показалось ему, слишком легкомысленно отнеслась к происшедшему; она только испугалась, а потом, когда узнала, что Бризжалов «чужой», успокоилась.

– А все-таки ты сходи, извинись, - сказала она. – Подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

– То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то странно… Ни одного слова путного не сказал. Да и некогда было разговаривать.

4.     В антракте он подошел  к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал:

– Я вас обрызгал, ваше-ство… Простите… Я ведь… не то чтобы…

– Ах, полноте… Я уж забыл, а вы все о том же! – сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней губой.

5.     На другой день Червяков надел новый мундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить… Войдя в приемную генерала, он увидел там много просителей, а между посетителями и самого генерала, который уже начал прием прошений. Опросив несколько просителей, генерал  поднял глаза и на Червякова.

– Вчера в «Аркадии», ежели помните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и… нечаянно обрызгал…

Изв…

– Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.

6.     «Какие уж тут насмешки? – подумал Червяков. – Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не может понять. Когда так, не стану я больше извиняться перед этим фанфароном! Черт с ним. Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»

Так и подумал Червяков, идя домой. Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма.

7.     «Забыл, а у самого ехидства в глазах, - подумал Червяков, подозрительно поглядывая на генерала. – И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить, что я вовсе не желал… что это закон природы, а то подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не подумает, так после подумает».

8.     В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и… помер.

9.     Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

– Ваше-ство! Ежели я осмелюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

– Да вы просто смеетесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью.

16.Пришлось на другой день идти самому объяснять.

– Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с… а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонажам… не будет…

– Пошел вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

– Что-с! – спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.

– Пошел вон!! – повторил генерал, затопав ногами.

(По Е.И. Никитиной).

Послетекстовые вопросы и задания

1)Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника».

2)Укажите в нем экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.

 

Задание 4. Прочитайте рассказ и перескажите.

Севастопольский мальчик

Маркушка побежал по улицам Севастополя, мимо домов, пронизанных ядрами, с заколоченными окнами. Чем дальше шел Маркушка, тем более было пустых, разрушенных домов и развалин.

Улицы были пусты. Только, прижимаясь к стенам, проходили солдаты. Часто встречались носилки с ранеными.

Маркуша, казалось, и не понимал, какой опасности подвергался он,  и в возбужденной голове его пронеслись мысли и о том, как он «победил» француза, и о том, что он совершит какой-нибудь подвиг и ему дадут георгиевский крест.

 Наконец, задыхающийся, прибежал он на четвертый бастион. Там стоял рев от выстрелов и все было застлано дымом. То и дело откатывались и заряжались орудия.

На бастион сыпались ядра и пули. Молча стояли у орудий матросы. Раздавались стоны раненых. И их куда-то уносили.

Никто не обратил внимание на Маркушку.

На людях Маркушка забыл страх. Он точно опьянел. Точно какая-то волна прилила к сердцу, и он бросился к сложенным пирамидой ядрам и стал подавать их зарядчику. Вдруг около орудия упала бомба. Все прилегли. Маркушка внезапно вырвал горевшую трубку, бросил ее за банкет и побежал к орудию, у которого подавал снаряды.

– Ай да мальчишка!

– Молодца!

– Ничего не боится…

– И вовсе маленький!

Эти восклицания матросов не заставили Маркушку возгордиться собой.

К вечеру французские батареи смолкли. Смолк и четвертый бастион. Многих защитников не досчитывались.

Матросы отошли от орудий и могли отдохнуть.

Матросы поужинали, и у многих блиндажей появились самовары и котелки. За чаем шли разговоры.

Маркушка был обласкан. Все наперерыв угощали мальчика и расспрашивали, кто он и зачем пришел. На бастионе еще остался один оставшийся в живых матрос, товарищ отца Маркушки, и поэтому он считал себя имевшим больше всего прав на мальчика.

На следующее утро Нахимов, по обыкновению объезжавший оборонительную линию, вошел на четвертый бастион.

Все, видимо, обрадовались адмиралу.

И Нахимов стал обходить орудия и похвалил матросов.

Батарейный командир доложил адмиралу о Маркушке, об его вечернем подвиге и об его настоятельной просьбе попробовать стрелять из мортирки.

Нахимов выслушал и, видимо взволнованный, проговорил:

– Нынче и дети герои-с.

И подойдя к Маркушке, сказал:

– Слышал… Молодчина, мальчик… Завтра принесу медаль… Заслужил… Пальни-ка!

Маркушка выстрелил .

Через неделю Маркушка был общим любимцем на бастионе.

Он отлично стрелял из мортирки и злорадно радовался, когда бомба попадала на неприятельскую батарею.

(По К. Станюковичу)

Послетекстовые вопросы и задания

1)Сформулируйте основную мысль рассказа и проследите, как раскрывается она в самой его композиции.

2)Какой вид связи между предложениями в этом тексте? Выпишите средства связи.

3)Произведите синтаксический разбор предложений пятого абзаца.

 

Методические рекомендации!

При написании текста повествовательного типа следует иметь в виду:

1)    Сообщение о месте и времени действия может объединяться с сообщением о действующем лице. И это может быть началом текста.

2)    Окончанием повествовательного текста часто бывает указание на последнее, завершающее действие. Но может быть продолжено и выводом. Поэтому особое внимание обратите на начало и конец текста.

3)    Язык изложения должен быть подчинен теме, идее, типу речи, стилю, жанру.

4)     При необходимости можете включить в повествование элементы и описания и рассуждения.

 

Задание 5. Прочитайте начальные фразы рассказов об увиденном. Продолжите от своего имени; рассказывайте так, как будто это было с вами.

I. Темнело. Я сидел в лодке посередине реки. Клевало отлично. Cняв с крючка очередную рыбешку, я собирался бросить её в ведро и вдруг невольно обомлел. Из воды на борт лодки легли две женские руки с маникюром…

II. Я сидел у окна и с упоением читал книжку, которую мне дали до завтрашнего дня. Вдруг кто-то настойчиво постучал в моё окно. Было уже половина одиннадцатого вечера. А живу я на пятом этаже…

III. Я зашел и увидел на подоконнике открытого окна конверт. На конверте было написано мое имя, но не было обратного адреса. Не было имени отправителя. Я взял конверт в руки и открыл его…

IV.Я подошел к подъезду своего дома и увидел, что перед дверью сидит огромная лохматая собака. Она сидела спокойно, невозмутимо, но загораживала собой вход в подъезд. Обойти ее было невозможно…

 

Задание 6. Составьте рассказ о каком-либо случае из вашей жизни.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»